Казахстан хотят сделать экспериментальной площадкой

Оно нам надо?

«А что, если?» — вопрос, который каждый человек задает себе, изучая окружающую среду. Принятое решение может вызвать как положительный, так и отрицательный эффект. И здесь важно, что при худшем из вариантов пострадает этот самый «экспериментатор», по крайней мере, в большинстве случаев... Когда же речь идет не об одной персоне, а о целой стране, этот самый вопрос начинает играть совершенно другими красками, и отнюдь не радужных цветов.

Оно нам надо?

Чтобы жизнь медом не казалась

По мнению экспертов Всемирного банка, жизнь казахстанцев стала слишком сладкой в буквальном смысле, и это нужно исправлять. Как? Очень просто: ввести налог на все сахаросодержащие напитки, а это, к слову, не только всеми любимые газировки знаменитых брендов, но и фруктовые соки (включая натуральные), спортивные и энергетические напитки, подслащенные чаи, кофе и все остальные напитки.

Причины этой «необходимой» меры вроде бы лежат на поверхности. Первый из приведенных доводов — возможность привлечения около 182 миллиардов тенге ежегодно. Второй, естественно, — пропаганда ЗОЖ и борьба с такими серьезными заболеваниями, как ожирение, диабет. Действительно, в Казахстане весьма остро стоит вопрос с ожирением, особенно в сегменте детей школьного возраста. Да и по сердечно-сосудистым заболеваниям мы не можем похвастаться хорошими показателями. Действительно ли все дело в сладких напитках, которые так портят жизнь казахстанцев? В развернутой форме ответ на этот вопрос дали представители Ассоциации производителей безалкогольных напитков и соков Казахстана. По их мнению, налог на сахаросодержащие напитки попросту нецелесообразен. Но обо всем по порядку.

Представители Всемирного банка заявили, что за последние пять лет более 30 стран (включая Великобританию, США, Чили, Францию и Эстонию) ввели налоги на сахаросодержащие напитки. Эти страны добились роста цен на сладкие напитки и соответственно — снижения спроса на них. Также они подчеркнули, что рост цен и снижение спроса на сахаросодержащие напитки в результате введения налога не отражаются на рабочих местах, производстве в смежных секторах промышленности и на секторе розничной торговли.

Мнение это любопытно хотя бы потому, что не только искажает реальную действительность, но и напрямую противоречит в некоторых аспектах этого вопроса.

А как у них

Можно ли назвать безалкогольные напитки продуктами питания первой необходимости? Конечно, нет! Казахстанские эксперты убеждены, что увеличение цены на 10 процентов приводит к снижению продаж на 15. С учетом низкой маржинальности продукции не стоит гадать, на чьи плечи ляжет это удорожание. На потребителей. И самое важное, что в этом случае пострадают менее обеспеченные слои населения. Анализ зарубежного опыта показывает, что введение налога несет значительный мультипликативный эффект для целых сегментов национальной экономики. В Мексике аналогичный налог ввели в 2014 году, что привело к сокращению почти 11 тысяч рабочих мест на предприятиях по производству безалкогольных напитков и в сельскохозяйственных компаниях. Закрылось более 30 тысяч мелких магазинов, в которых под новый налог попало более 50 процентов ассортимента. Работа в этих магазинах давала средства к существованию более 600 000 семей. Установили, что 64 процента поступлений в госбюджет от этого налога пришлись на долю малоимущих слоев населения.

В ЮАР при оценке потенциального воздействия спрогнозировали, что введение налога на напитки в размере 20 процентов спровоцирует потерю 62–72 тысячи рабочих мест и поставит под угрозу создание запланированных еще 25 тысяч новых рабочих мест в отрасли в течение трех лет.

Что касается США, о которых заявляли представителей ВБ, то и тут есть противоречие, поскольку не все, а только часть штатов, причем меньшая, приняли закон о налогообложении сладких напитков. Рассматривали многие, но отказались от нее после анализа потенциальных последствий, который показал экономическую неэффективность.

Эстония, как и Штаты, рассматривала эту меру, но признала ее неэффективной и не ввела налог.

Другими словами, суммарные поступления в национальный бюджет не увеличиваются, а сокращаются: потери от недополученного НДС, налога на прибыль (доходы), образующиеся вследствие падения продаж безалкогольных напитков, значительно превышают доходы в бюджет от акциза.

По оценкам Центрального института экономики и менеджмента правительства Вьетнама, 10-процентный акциз на газированные напитки в этой стране привел к дополнительным поступлениям в бюджет 8,46 миллиона долларов и одновременно к суммарным потерям в экономике на сумму 52,6 миллиона долларов.

Аналогичный «перевес» отмечается в расчете, выполненном Центром исследований и коммуникаций Тихоокеанско-азиатского университета: в случае введения на Филиппинах 20-процентного налога против 10 миллиардов филиппинских песо с акциза выступают 77,4 миллиарда потерь.

Обратный эффект

В Казахстане непосредственно в индустрии производства безалкогольных напитков задействовано большое количество человек, при этом одно рабочее место в отрасли дополнительно создает около 10 рабочих мест в смежных отраслях: от поставщиков сырья в начале до пунктов розничной торговли и переработки отходов в конце этой цепи. Очевидно, что число сокращенных рабочих мест в экономике РК будет значительным.

Эффект от введения налогов в «оздоровление населения» также вызывает вопросы. Снижение продаж напитков в результате введения налога вовсе не означает, что здоровье потребителей от этого улучшается. Это может означать, что потребители переключаются на более дешевые и зачастую менее качественные напитки. В 90-х уже был опыт популяризации быстрорастворимых напитков. Стоит ли его повторять сейчас?

В России, где привычки питания схожи с казахстанскими, 55 процентов потребляемого населением сахара составляет сахар в чистом виде. На индустрию безалкогольных напитков в России приходится лишь 1,5 процента от всего потребления сахара. То есть вклад безалкогольных напитков в общую калорийность незначителен. Большинство калорий человек получает из продуктов питания, не подпадающих под налог, следовательно введение налога только на категорию напитков не повлияет на структуру потребления калорий среднестатистического человека. Даже полный запрет категории безалкогольных напитков приведет к сокращению калорийности рациона казахстанцев менее чем на 2,5 процента.

Все дело в национальных особенностях. Для жителей Казахстана чай является более привычным напитком, чем газировка. Согласно данным казахстанских экспертов, уровень потребления безалкогольных напитков на душу населения в РК примерно в 10 раз ниже стран, где рассматривалось повышение налогов как средство для снижения распространенности ожирения и заболеваемости диабетом.

Бизнес не дремлет

К слову, в таких странах как Великобритания и Ирландия, с введением налога на сахар в напитках производители изменили рецептуру большого количества напитков, полностью или частично заменив сахар на подсластители, чтобы сохранить вкус продукта. Это ли нужно казахстанцам?!

Если налог на напитки в Казахстане будет иметь целью подтолкнуть производителей к замещению сахара его альтернативами, производителям будет необходимо заручиться поддержкой Минздрава в формировании положительного имиджа подсластителей среди населения.

Всемирный банк выбрал нашу страну в качестве первой страны в регионе, чтобы провести свое исследование на тему целесообразности введения налогообложения на сахаросодержащие напитки. При этом представитель Всемирного банка призвал Казахстан быть лидером в этом вопросе среди стран бывшего СНГ. Так ли много людей хотят стать «лидерами», которым придется переплачивать за привычки?!

Отечественная отрасль безалкогольных напитков работает в условиях жесткой конкурентной среды. Введение налога на территории РК приведет к заполнению казахстанского рынка напитками из стран СНГ. К примеру, после введения акциза в Дании население стало ездить за покупками в соседние страны, где акциза не было. В результате правительство страны подсчитало, что ежегодно бюджет теряет около 40 миллионов евро из-за недополученных налогов на добавленную стоимость! Как следствие — дополнительный налог на напитки отменили.

Кроме того, не мы первые. Россия уже отказалась от введения налога на напитки, подсчитав, что потеря налоговых доходов и рабочих мест в отрасли будет гораздо выше, чем предполагаемый доход от самого налога.

Учитывая опыт других стран, а также последствия, с которыми может столкнуться индустрия, а как следствие — и экономика Казахстана, введение налога на сахаросодержащие напитки будет неэффективным. Предлагаемая мера однозначно приведет к оттоку инвестиций и негативным социально-экономическим последствиям, в том числе — к банкротству значительного числа предприятий и росту безработицы.

Нужны ли казахстанцам такие тенденции ЗОЖ, к которым страна попросту не готова?! Вопрос по сути риторический, но более чем насущный.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру