Гроздья камер «Сергек» настреляли на дорогах Алматы десятки тысяч нарушений за считанные дни

Чего ждать от новых камер фото- и видеофиксации

Еще не прошло и месяца с момента полноценного запуска в Алматы аппаратно-программных комплексов «Сергек», а они уже наделали шуму: многомиллионные штрафы, риск попасться за разговор по телефону или непристегнутый ремень. На что на самом деле способны эти камеры и можно ли с ними поспорить?

Чего ждать от новых камер фото- и видеофиксации

Не в миллионах счастье, а в их количестве

О появлении системы «Сергек» казахстанцы узнали в 2017 году, когда первые ее образцы появились на улицах Астаны (сейчас Нур-Султан). Это компактные, неприметные камеры с возможностью вращения на 360 градусов и суммирования данных объектива. Они выгодно отличались от своих предшественниц. Правда, из-за технических особенностей (одна камера может охватывать только две полосы) в один комплекс могло входить по 3-7, а то и 10 камер. Из-за сходства по виду с виноградом местные жители сразу прозвали их гроздьями. Конечно, есть и более вульгарные определения, но о них мы говорить не будем.

Как бы их ни называли автомобилисты, штрафы с таких камер приходят вполне солидные, но, увы, не всегда понятные. Теперь обо всем по порядку.

Решение об установке в Алматы 400 аппаратно-программных комплексов «Сергек» приняли в минувшем году. Цель понятна — дисциплинировать автовладельцев, заставить их соблюдать правила дорожного движения, да и пополнить городской бюджет.

Пришли к этому решению власти города не сразу. Первые, назовем их тестовыми, 10 комплексов установили еще в апреле 2019 года. Так, со слов начальника административной полиции Алматы Жандоса Мураталиева, только за восемь месяцев работы камеры зафиксировали более 45 тысяч нарушений на сумму, превышающую 500 миллионов тенге! То есть ежедневно в городе фиксировали штрафов на сумму более двух миллионов тенге. Солидная сумма, не правда ли?!

С 1 января 2020 года камеры из тестового режима перешли в рабочий, а их число увеличили с 10 комплексов до 400. Результат не заставил себя ждать. Только за восемь дней нового года камеры «настреляли» штрафов на сумму более 42 миллионов тенге (то есть по 5,2 миллиона тенге за день). На первый взгляд сумма пугающая, но только в том случае, если ее не сопоставлять с данными пилотного проекта. Ведь после полноценного запуска в алматинской системе «Сергек» использовали в 40 раз больше комплексов! Не сложно сосчитать, что при сохранении числа камер дневная «выручка» составила бы всего 130 тысяч тенге. То есть сумма штрафов в 16 раз меньше, чем в тестовом режиме. Слишком уж большая разница в показателях для одного и того же города.

Едем дальше. Еще через неделю, 16 января, МВД вновь отчиталось перед общественностью о ходе работы «Сергек», озвучив следующие данные: за 15 дней работы выявили более 3200 нарушений на общую сумму штрафов более 52 миллионов тенге. То есть за первые восемь дней (часть из которых были праздничными, и загрузка города была небольшой) сумма штрафов составила 42 миллиона, а за семь последующих — всего 10 миллионов тенге (1,3 миллиона в день). Каким образом 400 камер собрали даже меньше штрафов, чем десяток комплексов, работавших в тестовом режиме, — очередная загадка, ответов на которую может быть множество, мы же позволим предположить наиболее реалистичное объяснение.

Без вины виноватые

Первый вариант — информационное воздействие. Можно допустить, что на самом деле суммы штрафов значительно меньше, однако цифра 42 миллиона всколыхнула всех алматинцев. В первые рабочие дни нового года о ней не говорил разве что ленивый. И это, на наш взгляд, отличный признак. Новость коснулась всех слоев населения и, как следствие, должна была повлиять на сознание многих водителей. Согласитесь, вряд ли кто-то добровольно захочет стать одним из «меценатов» бюджета.

Второй вариант — штрафы действительно были выписаны, но не все на законном основании. Разъясним. Теоретически «Сергек» работает следующим образом: интеллектуальные комплексы в автоматическом режиме фиксируют нарушения ПДД, после чего данные передаются в процессинговый центр, где их просматривает инспектор полиции, заверяет электронно-цифровой подписью (причем у каждого полицейского свой ключ) и только потом отправляет «письма счастья» нарушителю. Но это в теории. Как оно происходит на практике, мы не знаем и можем руководствоваться лишь цифрами из открытых источников. А в них говорится, что за первые две недели 2020 года было совершено более 3200 правонарушений. То есть в среднем на каждый день приходится по 200-250 таковых. И вот тут главный вопрос — сколько полицейских обрабатывает эту информацию? Если один, то для того, чтобы втиснуться в восьмичасовой рабочий день, на обработку каждого можно выделить не более двух минут. Если 10 инспекторов, то не более 20 на обработку, сопоставление и оформление. На самом деле сколько бы ни было сотрудников, их количества явно недостаточно для того, чтобы осуществлять работу эффективно. Иначе как еще объяснить те недочеты, которые уже обрели системный характер.

Если быть более точным, то штрафуют порой ни в чем не повинных людей. Так, в начале декабря 2019 года сразу нескольким водителям из Усть-Каменогорска пришли штрафы за нарушения ПДД, которых они не совершали. Камеры «Сергек» фиксировали ложные огрехи из-за снега и низкой температуры. Как оказалось, у интеллектуальной системы сбились настройки! Позже корректировки внесли, а людям, которые успели оплатить штрафы, пообещали вернуть деньги обратно.

Еще раньше, в марте 2019 года, жительница Костаная получила чужой штраф от «Сергека», причем зафиксированный в НурСултане. Парадокс ситуации в том, что в столице она не появлялась несколько месяцев. Но еще больше возмущений вызвало изучение протокола: госномер, марка и остальные данные автовладельца были указаны верно, а вот на фотографии, где был зафиксирован факт нарушения, запечатлен совсем другой автомобиль. Пострадавшая владеет белой Toyota Camry, а на снимке протокола черный Land Cruiser 200. То есть это автомобили, которые невозможно перепутать. Вся ситуация произошла перед 8 марта, и когда после праздников девушка решила вплотную заняться этим вопросом, данные о штрафе исчезли с сайта Комитета по правовой статистике генпрокуратуры.

Очередной факт ошибочно выписанного штрафа, как говорится, налицо. Есть ли в алматинских многомиллионных штрафах «фейковые», это покажет только время: ктото покорно заплатит, не разбираясь, но ведь есть и дотошные водители, которые будут отстаивать свое честное имя.

Третий вариант — технологический. Следом за новостью о «42 миллионах» получило большую популярность приложение для смартфона, в котором были указаны все места расположения «Сергек». Называть его мы не будет, тем более что аналогичные функции есть и в классических навигаторах — они подсказывают как место расположения, так и скоростной режим, установленный на определенном отрезке дороги.

Опрос показал, что точность данных в этих приложениях составляет около 90-95%, что неплохо. То есть водители заблаговременно знают об установленных камерах и, что самое главное, придерживаются установленного режима скорости. Мы не зря указываем именно это правонарушение, поскольку оно является самым «популярным». Причем отнюдь не только потому, что все алматинцы любят устраивать гонки. Зачастую водители просто не оповещены о смене скоростного режима. Также есть немало мест, где знаки закрыты зелеными насаждениями или расположены неподобающим образом.

Способов «обхитрить» камеры множество, и то, что водители начали пользоваться гаджетами, чтобы не попадаться на «Сергеках», весьма показательно. И в итоге они, зная расположение мест всех камер, начинают придерживаться установленного скоростного режима. Но ведь это и есть главная цель! Тогда было бы неплохо, чтобы обновление базы таких программ было синхронизировано с запуском новых комплексов «Сергек».

Когда «Сергек» слеп

Вместе с запуском камер появилось и множество слухов об их ультрауниверсальных возможностях, вплоть до измерения уровня шума и токсичности выхлопных газов. Эти комплексы действительно способны на многое, однако функционал их ограничен.

Итак, самое частое, что можно услышать, — «Сергек» штрафует за непристегнутый ремень и разговор по сотовому телефону. На самом деле это неправда. В автоматическом режиме нельзя выписать штраф за подобные нарушения. Сделать это может только сотрудник полиции при остановке автомобиля. Комплексы фиксируют превышение скоростного режима, проезд на запрещающий сигнал светофора, нарушение требований дорожной разметки и движение по полосе общественного транспорта.

Стоит также опровергнуть и информацию о том, что «Сергек» может распознавать лица. Технически специалисты компании могут сделать такой функционал. Но практически пока распознавание лиц не регулируется законодательно — такие практики в системе не применяют.

За отсутствие страховки или технического осмотра «умные» камеры также наказать не могут. Штрафовать за отсутствие страховки может только инспектор полиции. Однако благодаря интеграции баз данных эта информация поступает полицейским через мобильные планшеты. То есть «Сергеки» помогают выделить машины с подобными нарушениями, а будут полицейские рыскать в потоке, выискивая «злостного» нарушителя с просроченным страховым полисом или нет, — это уже дело третье.

Что еще важно отметить — не стоит сразу после получения уведомления о правонарушении бежать в ближайшую кассу. Если вы уверены, что правил не нарушали, или были вынуждены сделать это в силу сложившейся ситуации, то такой факт можно оспорить в частном порядке.

Приведем пример. Двигаясь по проспекту Абая, у вас по каким-то причинам заглохла машина. Пусть нашлись доброжелатели, которые помогли отбуксировать ее к обочине. Но! Практически на протяжении всего проспекта расположена выделенная полоса общественного транспорта, а это означает, что вам может прийти штраф. В этом случае, если вы по каким-то объективным причинам оказались на выделенной полосе и не можете ее покинуть, нужно позвонить на пульт «102» и сообщить о случившемся. Даже если «Сергек» сработает, доказать свою невиновность и аннулировать штраф будет очень просто.

Другой пример — ДТП, произошедшее на перекрестке. Объезжая попавшие в аварию машины, можно и на стоп-линии «зависнуть», и сплошную пересечь. Для «Сергек» не важно, есть помеха или нет, факт нарушения был, значит, камера его фиксирует. Человеческий фактор, как мы убедились, тоже присутствует, и инспектор может направить «письмо счастья», не разбираясь в деталях. В таких случаях, если обратиться в полицию с соответствующим заявлением, видео пересмотрят, а после уничтожат.

Какими бы жесткими или неудобными ни казались системы контроля, каждый водитель должен понимать, что они направлены на сокращение числа аварий и смертности на дорогах. А уже соблюдать их или добровольно «спонсировать» через штраф городской бюджет — каждый решает для себя сам.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру