В Казахстане ужесточают наказание за «пьяное» вождение

На казахстанских дорогах появилось целое поколение водителей-беспредельщиков, которые, являясь виновниками сильнейших ДТП и гибели людей, через сравнительно короткий срок вновь садились за баранку, даже будучи лишенными такого права. Как долго закон будет проявлять лояльность к таким убийцам?

В Казахстане ужесточают наказание за «пьяное» вождение

Превентивные меры бездейственны?

Закон гласит: «Автомобиль — средство повышенной опасности». Но все ли понимают, что именно говорится в этом коротком, но очень емком предложении? Увы, не все. В противном случае не было бы пугающей статистики, согласно которой полицейские в Казахстане ежегодно выявляют более 30 тысяч человек, севших за руль в нетрезвом состоянии. И это только официальная статистика, то есть те случаи, которые попали в протокол... Но ведь есть и те, кому удается «проскочить» незамеченным, не говоря уже о тех, кто признал свою вину и «покаялся» на месте.

Отдельная каста людей — «лишенцы», которых лишили права на управление автомобилем, но которые осмелились сесть за руль без водительского удостоверения. К чему это может привести, показала трагедия, случившаяся в Акмолинской области накануне Нового года, 29 декабря.

ДТП произошло на 1208-м километре трассы Екатеринбург — Алматы близ поселка Караменды батыра. На одном из затяжных поворотов 24-летний водитель во время обгона выехал на встречную полосу, что в итоге привело к лобовому столкновению с машиной, ехавшей навстречу. Удар был такой силы, что 33-летний водитель второго авто скончался на месте. Еще пятерых, в том числе ребенка, забрали врачи скорой медицинской помощи. Позже стало известно, что младенец, 2019 года рождения, умер в больнице.

Нарушения правил обгона, а также скоростного режима в 90 процентах случаев являются основными причинами ДТП на внегородских дорогах и магистралях. Однако в этом случае есть еще один аспект, который нельзя пропустить. Со слов полицейских, предположительно виновного в ДТП 24-летнего водителя лишили прав на три (!) года в феврале 2019-го. За какое именно правонарушение его лишили тогда, не известно. Однако сам факт того, что этот водитель поставил себя выше установленных правил и закона, по своей сути, вопиющий. Вполне вероятно, что именно сама ситуация и спровоцировала молодого человека, который, не опасаясь лишения водительских прав, которых у него и так не было, и позволил себе агрессивное вождение.

Закон лоялен к таким людям, во всяком случае был таким до наступления 2020 года. Теперь за аналогичное нарушение можно получить вполне реальный срок лишения свободы.

Уже с предстоящих выходных, 11 января, вступят в силу поправки в Уголовный кодекс, подписанные Президентом Республики Казахстан Касым-Жомартом Токаевым, ужесточающие ответственность за ДТП в состоянии как алкогольного, так и наркотического опьянения.

Жесткий, но не жестокий

Закон РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования уголовного, уголовно-процессуального законодательства и усиления защиты прав личности» опубликовали в официальных СМИ 31 декабря.

Согласно документу, в Уголовном кодексе РК теперь появится новая статья 3451 «Нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств лицами, управляющими транспортными средствами в состоянии алкогольного, наркотического и (или) токсикоманического опьянения».

По требованиям этой статьи виновник ДТП, повлекшего по неосторожности причинение вреда средней тяжести здоровью человека, будет наказываться штрафом в размере до 1000 МРП (с 1 января 1 МРП = 2651 тенге), то есть 2 651 000 тенге, либо исправительными работами в том же размере, либо привлечением к общественным работам на срок до 400 часов, либо ограничением свободы на срок до одного года, либо лишением свободы на тот же срок с лишением прав на 10 лет.

За ДТП в нетрезвом виде с тяжким вредом здоровью водителям будет грозить штраф до 3000 МРП (7 953 000 тенге) либо исправительные работы в том же размере, либо привлечение к общественным работам на срок до 1200 часов, либо ограничение свободы на срок до трех лет, либо лишение свободы на тот же срок с лишением прав на 10 лет. Те же действия, приведшие по неосторожности к смерти человека, будут наказываться ограничением свободы на срок до семи лет либо лишением свободы на тот же срок с лишением прав на 10 лет.

Управлявших автомобилем в состоянии опьянения и совершивших ДТП, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, будут отправлять за решетку на срок от семи до 10 лет с пожизненным лишением прав.

Также стоит отметить, что значительно изменится в УК РК и статья 346 «Управление транспортным средством лицом, лишенным права управления транспортными средствами и находящимся в состоянии алкогольного, наркотического и (или) токсикоманического опьянения, а равно передача управления транспортным средством такому лицу или допуск к управлению транспортным средством такого лица».

С 11 января за это нарушение будет грозить штраф не 200 (как сейчас), а 5000 МРП (13 255 000 тенге) либо исправительные работы, либо лишение свободы на срок до пяти лет с пожизненным лишением прав. Те же действия, повлекшие по неосторожности повреждение транспортных средств, грузов, дорожных и иных сооружений либо иного имущества, а равно причинение легкого вреда здоровью человека будут наказываться лишением свободы на срок от четырех до шести лет с пожизненным лишением прав.

За вред здоровью средней тяжести будет грозить лишение свободы на срок от пяти до семи лет с пожизненным лишением прав. За тяжкий вред здоровью — лишение свободы на срок от шести до восьми лет с пожизненным лишением прав. За смерть человека по неосторожности — лишение свободы на срок от семи до девяти лет с пожизненным лишением прав. А за смерть по неосторожности двух или более лиц — лишение свободы на срок от восьми до 10 лет с пожизненным лишением прав.

Свежо придание...

«МК» полностью поддерживает ужесточение мер, придерживаясь мнения, что пьяный за рулем — преступник, даже если он не допустил ДТП. Принял на грудь?! Всегда есть возможность добраться до дома на такси или заказать услугу трезвого водителя.

Однако многие пользователи казнета выступили с критикой в отношении указанных норм, указывая на то, что закон этот не для всех и не для каждого. Мол, могут быть и исключения. В качестве примера приводят трагедию 2013 года с участием Максата Усенова.

Напомним, ДТП в Алматы произошло 1 декабря 2013 года. Тогда Усенов совершил наезд на шестерых человек, находившихся возле кинотеатра «Целинный». Все они получили травмы различной степени тяжести, а один молодой человек скончался на месте до приезда медиков. Совершив ДТП, водитель скрылся с места происшествия.

Тогда водителя BMW X6, на котором и был совершен наезд на пешеходов, Максата Усенова задержали и обвинили по двум статьям Уголовного кодекса — «Нарушение правил дорожного движения, повлекшее смерть человека» и «Оставление места совершения ДТП». Однако позже, спустя 10 дней после ареста, суд привлек Усенова к административной ответственности в виде штрафа в 15 МРП (27 780 тенге) и лишил водительских прав сроком на один год. Максата Усенова освободили из-под ареста в связи с прекращением уголовного дела постановлением Алмалинского районного суда Алматы от 22 января 2014 года на основании статьи 154 Уголовно-Процессуального кодекса РК «Отмена или изменение меры пресечения».

В свою очередь сама переквалификация была реализована на основе результатов автотехнической экспертизы, в которой сказано, что автомобиль был в неисправном состоянии. Якобы что-то случилось с рулевым управлением, поэтому водитель не смог повернуть. То есть изначально Усенову предъявили обвинение по статье 296 Уголовного кодекса «Нарушение правил дорожного движения, повлекшее смерть человека» и по статье 297 «Оставление места совершения ДТП», а в дальнейшем наличие выявленной неисправности позволило коренным образом изменить ситуацию. Эксперты разъяснили, как именно.

«Есть разъяснение в нормативном постановлении Верховного суда Республики Казахстан от 29 июня 2011 года номер 3 «О практике применения уголовного законодательства по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств: «Действия водителя, виновного в нарушении правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, при наступлении последствий, предусмотренных статьей 296 УК, и оставившего место дорожно-транспортного происшествия, надлежит квалифицировать по совокупности преступлений, предусмотренных статьями 296 и 297 УК». Из этого и из смысла самой статьи 297 УК вытекает, что за оставление места ДТП к уголовной ответственности может быть привлечено только лицо, которому предъявлено обвинение по статье 296 УК. Нет нарушения ПДД, повлекшего причинение смерти — нет оставления места ДТП», — разъяснила тогда в интервью местным СМИ адвокат Алматинской городской коллегии адвокатов Джохар Утебеков.

Пользователи сети считают, что одно дело — уличить в правонарушении и совершенно другое — довести дело до логического завершения и соответствующего наказания. Как именно нововведения будут работать на практике, покажет ближайшее будущее. Но если человек позволяет себе нарушать обще-установленные нормы, то и мера наказания должна быть такой, которая смогла бы переломить преступное, по сути, мировоззрение.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру