Брижит Бардо пожаловалась Токаеву на жестокое обращение с животными в Казахстане

В декабре этого года французская актриса Брижит Бардо написала письмо Президенту Казахстана Касым-Жомарту Токаеву, в котором пожаловалась на жестокое обращение с бездомными животными в нашей стране. Бардо пишет, что об этом к ней часто поступают сигналы. При этом актриса приводит примеры жестоких убийств в Атырау и Уральске, где известны случаи сожжения животных заживо.

Брижит Бардо пожаловалась Токаеву на жестокое обращение с животными в Казахстане

Она попросила президента обратить внимание на отношение к бездомным животным, а также выразила готовность направить в республику представителя фонда, который поможет в решении поставленных вопросов. В действительности цифры по уничтожению животных в Казахстане шокируют. Ежегодно более 360 тысяч особей отлавливают и уничтожают. Из местных бюджетов на это выделяют около 800 миллионов тенге. Возникает вопрос: как найти ту самую золотую середину между экономической целесообразностью и гуманностью?

Французская актриса Брижит Бардо давно известна своей деятельностью по защите животных. На пике славы, в 38 лет, она оставила кинокарьеру и посвятила этому свою жизнь, создав собственный фонд, которому сегодня уже 33 года. В свое время, чтобы собрать три миллиона франков для его учреждения, она распродала почти все свое имущество, включая драгоценности, мебель и даже гитару.

Сегодня фонд работает в более чем 60 странах мира и проводит работу со многими развивающимися государствами, где есть проблемы с бездомными животными. Как признается сама Брижит, столько работы, как сейчас, у нее еще никогда не было. В одном из своих интервью Бардо сказала, что ежедневно получает по 60–70 писем и лично отвечает на некоторые из них. Иногда она выступает с обращениями к представителям разных государств. Например, в 2011 году обратилась к российскому политику Валентине Матвиенко с требованием прекратить отстреливать бездомных животных в Санкт-Петербурге, а также призвала Россию «закрыть свои границы для меха детенышей тюленей». В прошлом году фонд Бриджит Бардо написал открытое письмо Александру Лукашенко. В его содержании актриса выразила возмущение отношением к бездомным животным в Беларуси.

В этом году она обратилась к Президенту Республики Казахстан, выразив готовность помочь стране в изменении ситуации с бродячими животными: отправить свою группу специалистов и ветеринаров.

Надо понимать, что бродячие животные — проблема не только стран третьего мира. В успешной и цивилизованной Европе также постоянно принимают проекты и программы для максимально гуманного решения вопроса. Каким образом они работают, и как в этом направлении движется Казахстан? «МК» узнал, как решают эту проблему в других странах.

Иностранный опыт: а как у них?

Долгое время во многих странах постсоветского пространства использовали самый чудовищный, но бюджетный способ борьбы с бездомными собаками — массовое уничтожение. И хотя в России отстрел официально запретили с 1999 года, некоторые организации до сих пор грешат применением самого дешевого метода по устранению проблемы.

В дальнем зарубежье, в таких странах как США, Великобритания, Франция и Германия, проблему с бездомными животными стараются решить иначе. Конечно, в отдельных уголках этих государств функционируют приюты, в которых к животным применяют эвтаназию, если не находят их хозяев. Так как количество бродячих животных измеряется тысячами, мест для всех не хватает. Поэтому иногда усыпить животное более гуманно, чем бросить его на улице и обречь на голодную смерть. Но вместе с тем есть приюты ограниченного приема, которые не используют эту практику. Они позволяют здоровым животным спокойно дожить свой век, никому не мешая. На содержание такого приюта, как правило, необходимо около 100 тысяч долларов в год, и каждый из них может вместить не более 200 собак. Поэтому в случае если в приюте нет свободных мест, прием животных прекращают.

Также в этих странах уверены — решать проблему нужно начинать с человека, поэтому там введены налоги на содержание собак. Например, в Германии, чтобы завести собаку, необходимо заплатить налог в размере 150 евро за первую, 300 — за вторую. Если собака бойцовая, налог увеличивается до 650 евро. К этой сумме добавляют обязательную страховку на случай нападения питомца на людей. Таким образом, каждую собаку заносят в базу, где у нее есть свой порядковый номер. Этот номер хозяин животного также должен выгравировать на его ошейнике или в виде татуировки на ухе любимца. А особенно обеспокоенные безопасностью собаки хозяева вводят своим питомцам чип стоимостью 30 евро с информацией о владельце. Все это очень затратно.

Без суда и следствия

Что касается Казахстана, то у нас официально животных усыпляют медикаментозным способом. По идее в приют могут попасть только те животные, которые в общественных местах находятся без сопровождения. Стоит отметить, что ухоженные и породистые животные содержатся в отдельных вольерах до обращения владельцев или до передачи в «хорошие руки». Но если хозяин вовремя не объявится, животное поступает в изоляторы временного содержания, которые по сути — камеры смертников. Лишь немногие дожидаются своих хозяев. В изоляторах их держат максимум три дня, а затем усыпляют. После этого их утилизируют в городских скотомогильниках или же в так называемых биотермических ямах «Беккари». Таковы правила.

Но в некоторых областях нашей страны не соблюдают даже эти формальности. По закону отстрел животных в населенных пунктах запрещен. Исключение составляют случаи, когда животное опасно для окружающих (налицо агрессивное поведение, симптомы бешенства). Но теоретически любую ликвидацию животного можно списать на агрессивное поведение и угрозу для окружающих. Известны случаи, когда уличных животных уничтожали «без суда и следствия» из огнестрельного оружия. Достаточно вспомнить вопиющий случай в Павлодарской области, когда с благословления местных чиновников организовали массовый отстрел собак породы тазы! Тех самых тазы, которые считаются национальным достоянием Казахстана и которые сегодня находятся на грани исчезновения. К тому же некоторые собаки погибли на глазах у своих хозяев. Но у ветеринарной службы на этот счет была своя правда: все убитые псы — бродячие, и они потенциально опасные разносчики инфекции. К тому же ветеринары Сатпаевского сельского округа якобы предупреждали население о плановом отстреле. Другой аргумент, который привели в оправдание этой ситуации: любое животное без привязи, без ошейника с жетоном с данными и информацией о хозяевах считается бродячим. При этом сами хозяева животных утверждали, что документов на собак у них никто не спрашивал. Но их убивали даже во дворах домов и в сараях.

Как сказано выше, ежегодно в стране отлавливают и уничтожают более 360 тысяч животных. Выделенная сумма на процедуры отлова, умерщвления и утилизации составляет свыше 800 миллионов тенге. Лидером по вынесению смертного приговора для бездомных животных стала Туркестанская область: за одно полугодие здесь умертвили 86 692 особей. По данным, предоставленным акиматом Нур-Султана, стоимость отлова одной собаки и ее транспортировки до изолятора составляет 1633 тенге, содержание обходится в 153,2 тенге в день, утилизация — в 548 тенге. Итого без малого 2640 тенге на одну особь. При этом стерилизация одной собаки стоит 8500 тенге, а кошки — 4500. Таким образом, несложно понять, что количество бюджетных средств, выделяемых на решение проблем с бродячими животными, с каждым годом существенно возрастают.

Возникает вопрос: кто и в какой степени осуществляет контроль над процессом отлова, уничтожения и утилизации бродячих животных? Не случается ли так, что особо предприимчивые компании в отдельно взятом городе пользуются бесконтрольностью ситуации и попросту подгоняют цифры, формально отчитываясь за проделанную работу? Сложно представить, насколько масштабным может быть столь халатное отношение к этой серьезной проблеме. Другой вопрос: как найти ту самую золотую середину между экономической целесообразностью, безопасностью и гуманностью? Ведь суммы, которые выделяют из государственной казны на стерилизацию и содержание животных, несопоставимы со средствами, выделяемыми на их уничтожение.

Выход есть

Все попытки минимизировать применение варварских способов в Казахстане ложатся на плечи различных волонтерских организаций и частных фондов, а не государственных структур.

На территории того же Алматы не так много приютов для животных, в которых отсутствует эвтаназия. Но они существуют, и приют «Белый Бим» тому пример. Его история началась в 2010 году, когда основали временный приют для 200 собак, спасенных из служб отлова. Сегодня этот приют — единственное гуманное решение социальной проблемы бездомных животных в нашем городе. Главной идеей создания приюта стало посильное оказание помощи бездомным и брошенным животным как альтернатива отлову. Позднее на базе приюта основали общественный фонд Animal Security, главная задача которого — воспитание гуманного отношения к животным в обществе.

За время своего существования приют уже обзавелся собственной территорией — благодаря помощи волонтеров купили земельный участок в 5,3 гектара. Сегодня на его территории содержится около 150 собак. Большая часть организации этого учреждения держится на Наталье Сульжик — руководителе приюта, которая координирует работу. Также в команду входят 20 волонтеров, не считая еще несколько десятков неравнодушных людей, которые оказывают посильную помощь.

Все «воспитанники» волонтеров на территории приюта не только защищены от жестокого отлова, но и проходят там реабилитацию после операций, ампутаций, вирусов и различных травм, которые они получили на улицах. Среди них также есть животные, которые потерялись. Они не ждут своего смертного часа в тесной камере, потому что на сайте приюта публикуют объявления о любом найденном животном, и их хозяева чаще всего находятся. У организации «Белый Бим» также существует аккаунт в Instagram, где публикуют новости о судьбе каждого попавшего к ним питомца, а также тех, кого уже удалось пристроить «в добрые руки».

И хотя изначально приют находился в тяжелом состоянии, он все-таки выстоял благодаря благотворительным пожертвованиям, которые и держат его на плаву. Конечно, сегодня на месте приюта — не фешенебельные апартаменты, но организаторы ведут свой паблик и выкладывают туда все транзакции, которые поддерживают их.

Вероятно, бездомные животные — это симптом, видимые последствия той болезни, которая зовется человеческим равнодушием и глупостью. Каждый день в казахстанских приютах для животных убивают собак и кошек. При этом каждый день казахстанцы покупают и продают щенят и котят. Предпочтение отдают породистым животным. Но статистика неумолима — год от года животных в приютах меньше не становится, а вот оборот рынка домашних питомцев только растет...

Возможно, чтобы изменить эту ситуацию в Казахстане и сократить количество жертв животных от беспорядочной ловли, а также успокоить гуляющих по улицам граждан, необходимо уделить внимание именно таким приютам, у которых в распоряжении есть подходящая территория и гуманная идеология? На те средства, которые ежегодно выделяют на отлов и содержание животных в приютах, где их беспощадно уничтожают, можно было бы открыть большой заповедник, в котором животные действительно будут под защитой. И тем самым защитить от беспорядочного отлова тех питомцев, у которых есть хозяева. К тому же на эти деньги можно было бы действительно нанять хороших специалистов, ветеринаров, охранников, тем самым трудоустроить безработных. Но для этого необходимо изменение отношения в обществе к этой проблеме, а на уровне государства — четкая, внятно сформулированная программа.

Говорят, что о государстве судят по тому, как его граждане относятся к детям и старикам. Стоит добавить, что и к животным — тоже. Ведь периодически появляющиеся в интернете видеоролики, на которых запечатлены зверские издевательства над беззащитными созданиями, говорят больше, чем любые декларации.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру