Конкурс на создание лучшей архитектурной концепции на территории бывшего депо объявили в октябре 2016 года. Подобный конкурс в Казахстане проводили впервые. Главным условием конкурсного проекта было сохранение архитектурной целостности бывших зданий депо. Заявки могли подать все желающие. За время конкурса поступило много интересных предложений. Среди них было и создание музея Алматы, стилизованного под начало XX века, в котором бы уместились крупные экспонаты в виде автобусов, трамваев, троллейбусов, самолетов и водного транспорта. И идея создания «детской страны», в которой каждый ребенок мог бы выбрать себе профессию — управлять самолетами, тушить пожары и создавать журналы. И создание музея высокотехнологичных экспонатов, в котором бы присутствовали кинетические скульптуры, посвященные промышленному развитию Казахстана.
За поступившие проекты алматинцы голосовали на сайте. Таким образом определился победитель.
Конкурс выиграл проект молодежного лофт-центра под названием Depo Evolution, в планах которого было снести поврежденную пожаром часть лофта и уместить на месте бывшего трамвайного депо коворкинг, центр для художников и волонтеров, курсы английского и казахского языков, мастерские и молодежные НПО, амфитеатр, предполагающий деревянные сиденья и сцену, кинотеатр под открытым небом, экстримпарк, танцевальные площадки. При этом на территории депо обещали сохранить три трамвайные линии и три трамвая, которые могли выполнять функцию мобильных платформ. Пространство в 6 тысяч квадратных метров после реконструкции должно было разрастись до 12 тысяч. Это почти два гектара земли в квадрате улиц Байтурсынова — Гоголя — Масанчи — Айтеке би.
Общая стоимость проекта составила 2,5 млрд тенге ($6,4 млн), и вначале подрядчиком выступило АО «НСК Астана-Курылыс». В 2017 году часть проекта все-таки запустили, возвели коворкинг и ресурсный центр для молодежи. Однако затраты на наружные инженерные сети, технологическое оборудование и многое другое учтены не были.
И, несмотря на то что проект Depo Evolution Park прошел согласование в государственных органах, его реализацию остановили. Успели выполнить только 5%.
Сейчас территория трамвайного депо — в весьма плачевном состоянии, находиться в старых ангарах небезопасно, поэтому они закрыты для посещения.
По руинам постмодернизма...
Территория бывшего трамвайного депо сегодня больше напоминает Зону из фильма «Сталкер», чем будущий центр развития креативной молодежи.
Четыре здания и подстанция, которые планируют реконструировать, строились с 1941 по 1980 годы. Все строения, кроме административного, пустуют. Объекты находятся под охраной предприятия, но охранять уже нечего.
У входа с угла Байтурсынова — Гоголя стоит замудренная конструкция, в центре которой красуется объект, объявляющий о датах Art Enegry Almaty с припиской Work in progress. Конструкция собрана из нескольких контейнеров, разрисованных граффити. Позади конструкции — еще несколько контейнеров, украшенных надписями с «глубоким» смыслом. Из-за них открывается непрезентабельный вид на свалку.
Чуть дальше находится инсталляция из пластиковых труб. На стене здания со стороны улицы Гоголя изображена бесстыдно раскинувшая ноги фемина. Все это отдаленно напоминает попытку подражания постмодернистам начала XX века. Но назвать это искусством язык не поворачивается.
На главном здании парка с прилегающим к нему пандусом для инвалидов — крупный заголовок Depo Evolution Park. Если пройти вглубь трамвайного депо, можно увидеть красное здание. Что находится внутри него — не ясно. То ли фудкорт, то ли коворкинг.
Напротив красного здания сложены шпалы и рельсы. В СМИ писали, что их продают. Сложно представить, кому они могут понадобиться, ведь после обследования трамвайных линий эксперты заключили, что они не подлежат безопасной эксплуатации. Деревянные шпалы прогнили, а рельсы давно заржавели. Об их качестве можно судить хотя бы по тому, что трамваи вышли из строя в первый рабочий день в Усть-Каменогорске — именно туда после закрытия депо отправили алматинские вагоны.
Среди всех «экспонатов» в этом «музее постмодернизма» выделяется один — трамвай с бортовым номером 1014 — участник последней аварии. Той самой аварии, которая стала «контрольным выстрелом в голову» алматинскому трамваю. Сегодня он стоит разбитый на задворках бывшего депо.
Алматинский трамвай просуществовал почти 80 лет. Первый вагон покатился по улицам Алматы в декабре 1937-го. Проблемы же в трамвайном депо копились многие годы, особенно последние несколько лет его существования. При том уровне обслуживания, которое было на момент закрытия в 2015 году, это был уже скорее аттракцион. Была идея переквалифицировать трамвай в ЛРТ, но, говорят, городской бюджет не потянул. И теперь после ухода трамваев с улиц в центре города осталась территория с десятком неиспользуемых зданий. Как утверждают авторы проекта, реконструкцию депо тормозит госэкспертиза. Только исходя из ее результатов можно будет говорить о начале строительно-монтажных работ.
Подождать и потерпеть
Как объяснил руководитель управления по вопросам молодежной политики Алматы Чингис Бескемпиров, до конца лета организация успела сделать текущий ремонт. В пятиэтажном здании создали коворкинг-центр, который и по интерьеру, и по наполнению полностью вписывается в общую концепцию Depo Evolution. Это, конечно, радует. Но горожан, членов общественного совета и авторов проигравшего в финале конкурса проекта интересует один и тот же вопрос: почему на месте депо до сих пор руины?
Автор проекта Лейла Кайназарова объяснила это тем, что при разработке проекта у них не было полной характеристики того, с чем им придется работать. Депо построили в 1938 году. Уже после того, как они выиграли конкурс, специалисты провели технические исследования и выяснили, что одна треть основного здания вообще не подлежит реконструкции. Его придется сносить и строить новое. Кроме того, проверке подлежат инженерные сети и электросети, колодцы, через которые проходит вода. На это тоже уйдет дополнительное время. В связи с этим проектно-сметную документацию передали на госэкспертизу. Специалисты повторно проверяют проект на соответствие всем стандартам и нормам. Как только он пройдет госэкспертизу, можно будет говорить о начале строительно-монтажных работ.
Так как продолжить проект реконструкции сейчас не представляется возможным, его авторы пытаются активизировать и использовать эту территорию другими способами.
— Говорите: пустырь! Даже немного обидно, — возмущается директор Государственного фонда развития молодежной политики Алма Ауганбаева. — Депо как локация очень интересно молодежи. Здесь проходят фотосессии, снимают фильмы и клипы. Здесь располагаются 29 молодежных организаций, которые активно работают, проходят семинары, мастер-классы — помещения мы предоставляем бесплатно. В день по два-три мероприятия. На территории депо проходят фестивали.
Об обстановке, царящей на этой локации, было сказано выше. Очевидно, чтобы посетить все эти мероприятия, гостям необходимо преодолеть горы пыли. Но, как признались авторы проекта, на то, чтобы привести в порядок территорию депо, у них нет денег. И пояснили: все проекты, которые здесь происходят, реализуют за счет фондов, частных инициатив. И все эти фестивали, по большей части, разовые акции. Для большинства алматинцев депо остается заброшенным местом.
Процесс реконструкции депо также тормозит смена частного инвестора. Первый инвестор, который обещал выделить на реализацию концепции миллиард тенге, отказался от своего обещания. Но, как утверждает Лейла Кайназарова, деньги будут. Правда, новый инвестор готов выделить чуть меньше миллиарда. Сколько именно денег выделят на проект, сейчас неизвестно. Об этом можно будет говорить только по завершении госэкспертизы.
Получается, проект с самого начала не соответствовал параметрам, заданным для его реализации. Удивительно, что это происходит в городе, в котором возводят огромные комплексы, ведут масштабные строительные работы. Перестройка старых зданий всегда предваряется инженерно-техническими изысканиями — фундамента, инженерных и электросетей. Без экспертного заключения невозможны строительство и реконструкция ни одного проекта. Почему нюансы реконструкции трамвайного депо не учли заранее? Тем более в таком привлекательном для всего Алматы месте.
Сложно представить, что к обещанному сроку что-либо изменится. Даже если бы здесь построили очередной торговый центр — территория хотя бы использовалась, и использовалась полезно: торгово-развлекательные центры в Алматы любят. Но никаких попыток пересмотреть план реконструкции не предпринимают. Возможно, было бы куда практичнее не возводить гигантский арт-проект, а отдать дань чему-то более привычному. Как, например, это сделали в Москве — открыли новый гастрономический квартал. «Пойдем в «Депо»!» — в Москве это не фраза для работников транспорта, а вполне себе понятное предложение посетить Миусский трамвайный парк, на территории которого сосредоточились сеть ресторанов и круглогодичный фермерский рынок с самыми свежими продуктами.
К слову, конструкцию трамвайного депо не обязательно было менять кардинально. С использованием меньших затрат можно было воссоздать депо как декорацию, в его первозданном виде, используя архивные фотографии, оригинальные чертежи и документы. И тогда постмодернистское, украшенное рисунками кладбище трамваев могло бы стать по-настоящему эстетичной локацией для уличных фотоссесий.
Застанут ли алматинцы весной 2021 года ту самую «эволюцию» трамвайного депо, которую им обещали? Возможно, на эту территорию у застройщиков на самом деле другие планы. Планы, о которых нам пока не говорят.