Парламентарии Казахстана одобрили один из самых ожидаемых законопроектов года

Законопроект «О статусе педагога», который обсуждали весь год, вышел на финишную прямую и недавно на пленарном заседании Мажилиса Парламента РК получил законодательное «добро», но с тем расчетом, что Министерство образования и науки РК ко второму чтению доработает проблемные вопросы, которых, как оказалось, немало.

Парламентарии Казахстана одобрили один из самых ожидаемых законопроектов года

Обязанности, но не права

Напомним, что этот законопроект разработали по поручению руководства республики. Над его концепцией работали в течение трех с половиной месяцев более 60 человек, представляющих все сферы образования. Изучили аналогичные законы таких стран, как Китай, Финляндия, а также ближайших соседей — Кыргызстана, Узбекистана. За основу взяли модельный закон СНГ. Учителя страны проявили небывалую активность при обсуждении проекта. В целом поступило более 8 тысяч предложений от работников образования. Однако далеко не все они вошли в конечный проект.

Впрочем, правительственный вариант не удовлетворил и депутатов. При рассмотрении законопроекта в первом чтении состоялись жаркие дискуссии.

Мажилисменов возмутил тот факт, что правительство проигнорировало главное поручение руководства страны — сократить нагрузку на учителей и учеников. В представленном Минобразования РК варианте эту норму не предусматривали. В этой связи депутаты внесли свою норму, которая снижает нормативную учебную нагрузку в неделю с 18 до 16 часов. При этом за 16 часов учителя должны получать оплату такую же, как за 18. Однако в Кабмине ее посчитали затратной и оценили в 200 миллиардов тенге. Дело в том, что ведомство по-своему расценило снижение нагрузки, забрав пару часов у одного педагога и отдав их другому. В связи с этим возникала «затратность», ведь необходимо расширять штат и платить зарплату. Нагрузка на учеников при этом раскладе остается прежней. Мажилисмены не согласны с таким подходом и требуют неукоснительно выполнять поручения руководства страны и до второго чтения проработать вопрос.

Особое внимание депутаты уделили гарантиям защиты чести и достоинства педагога. Если раньше было золотое правило — учитель всегда прав, то сегодня у учителей, по сути, нет вообще никаких прав. Более того, в последнее время участились случаи, когда педагоги подвергаются нападкам, а порой даже и насилию. В этой связи депутаты предложили норму об административной ответственности за посягательство на честь и достоинство педагогов. Это совершенно новая норма, которую вводят впервые.

Также подняли вопрос привлечения учителей к несвойственным их профессиональной деятельности функциям. В правительственном варианте депутаты увидели противоречие между отдельными нормами. «Здесь есть интересный момент, в статье 6, в первом подпункте второго пункта, отмечено, что недопустимо привлечение педагогов к несвойственным им профессиональным обязанностям. Однако в статье 15, пункте седьмом, отмечено, что педагог обязан помогать социальному, культурному и экономическому развитию общества. Я считаю, что помогать социальному, культурному и экономическому развитию общества — это не профессиональные обязанности педагогов», — высказался депутат Бекболат Тлеухан. Учитывая, что «максимальное время учитель должен быть с учениками, а не на мероприятиях», народные избранники настаивают на исправлении этого противоречия.

Законопроект «О статусе педагога» пересматривает количество школьных проверок и вводит штрафы за нерегламентированные проверки. «Проверок очень много. Первая часть — это те, которые регламентированы законом. Есть у нас процедура аттестации, профилактические проверки комитета по контролю в сфере образования Минобразования РК и есть проверки ЧС, органов СЭС. Но эти проверки носят более-менее регламентированный характер, их регистрируют в органах прокуратуры», — отметил глава Минобразования РК.

Сегодня 81% учителей — это женщины. Чтобы привлечь в школы больше педагогов-мужчин, депутаты предлагают для них отсрочку от воинской службы. В первоначальном проекте таким правом наделяли только сельских учителей. Но главным стимулом здесь является заработная плата. Именно по этой причине мужчины не идут работать в школы, хотя предусматривается, что с 1 января 2020 года зарплата педагогов возрастет на 25 процентов и в два раза в течение последующих четырех лет. Кроме того, законопроектом предусмотрены доплата в двухкратном размере за классное руководство и проверку тетрадей, увеличение периода отпуска и другие меры. Однако только экономических стимулов, как считают парламентарии, недостаточно. Они полагают правильным согласиться с предложением педагогической общественности о выходе на пенсию по выслуге лет. Напомним, в первоначальном варианте была норма, предусматривающая такое право при наличии 30-летнего стажа педагогической работы. Однако ее исключили, мотивировав тем, что за этот период учителя не успевают сделать достаточных пенсионных накоплений, чтобы иметь возможность дожить на них до конца своих дней. Однако, как считают парламентарии, проблема касается не конкретно этой категории работников, а в целом пенсионной системы. Сами же учителя согласны и на маленькую пенсию. При этом ранее Министр образования и науки РК Асхат Аймагамбетов высказывался по этому поводу: «Если мы дадим педагогам такое право, то представители других профессий — врачи, работники культурной сферы — тоже поднимут этот вопрос».

Депутаты надеются, что до второго чтения все спорные вопросы решат.

Школьный бизнес

Один из спорных моментов, на котором заострили внимание депутаты, касался электронного дневника «Кунделик». Он появился в Казахстане три года назад. Идея создания пришла из-за рубежа. В американских и европейских школах уже давно нет бумажных школьных дневников и журналов. С тех пор это самый знаменитый сервис в школьном сообществе страны, которым пользуются учителя, школьники и их родители. Единая информационная система к началу 2019 года насчитывает более 4 миллионов пользователей, а количество просмотров достигло 120 миллионов. К системе подключено 6 тысяч казахстанских школ. Его разработчики уверены, что в 2020 году он войдет в пятерку самых посещаемых казахстанских сайтов.

Казалось бы, образование идет в ногу со временем и многие процессы переходят в электронный формат. Однако именно этот процесс подразумевает коммерческий интерес, хотя Конституция РК гарантирует бесплатное получение среднего образования в государственных учебных заведениях. Именно в соответствии с этой нормой в школах запретили поборы на любые виды расходов, даже не относящиеся к учебному процессу. При этом за полноценное пользование дневником, без которого учебный процесс невозможно представить, ввели оплату, причем в пользу частной компании. Так, в 2017 году запустили мобильное приложение «Кунделик. Мектеп», что упростило доступ к электронным дневникам детей, поскольку теперь просмотреть их можно в любое время и в любой точке мира. Но за удобство приходится ежемесячно платить 300 тенге. Таким образом, те, кто пользуется мобильным приложением, должны ежегодно выделять из семейного бюджета 3 тысячи тенге, чтобы узнавать о школьной успеваемости ребенка. Разработчики приложения и Министерство образования и науки РК объяснили это привлечением инвестиций в проект для его дальнейшего развития. Платными являются и некоторые разделы — например, содержащие данные обратной связи с учителем (словесные оценки и замечания о ходе обучения конкретного ученика), данные об успеваемости (рейтинг оценок школьника). Это подтвердил депутатам министр образования и науки: «Если необходимо получить информацию через мобильное приложение, в том числе рейтинги, аналитику, сравнение, то за это родители должны платить согласно договору с МОН и услугодателем».

Кроме того, на этом портале постоянно проходит коммерческая реклама различных товаров и услуг, что, как считают парламентарии, недопустимо, как исходя из статуса сервиса, «так и с точки зрения манипулирования неокрепшим детским сознанием, рисков формирования у школьников потребительской психологиии шаблонов поведения». Как минимум, содержание такой рекламы должно соответствовать государственным подходам в области воспитания детей и правовой культуры и уж никак не должно быть рекламы на религиозные темы или рекламы службы доставки товаров в тюрьмы и СИЗО, о которых сообщали.

Неоднозначно отношение и к тому, что соучредителем ТОО «Кунделік» являются партнеры из Российской Федерации — проект «Дневник.ру». По словам депутата Аманжана Жамалова, с этой компанией «вообще нельзя связываться». «Или с ней нужно жестко поговорить», — предложил народный избранник. Между тем глава Минобразования РК сообщил, что сейчас ведут переговоры с услугодателем, чтобы предоставить бесплатный доступ к мобильному приложению. Депутаты в этом вопросе категоричны и считают, что если не удастся договориться с россиянами, то необходимо искать им замену среди отечественных компаний. Но при выборе будущего электронного дневника участвовали и другие казахстанские разработчики, успешно внедрившие аналогичный IT-продукт в школах страны с 2010 года. В нарушение «Правил планирования и реализации проектов государственно-частного партнерства», утвержденных Министерством национальной экономики РК (от 25 ноября 2015 года No 725), проигнорировали заявку на участие в конкурсе казахстанского подрядчика. Бывший министр образования сослался на отсутствие у второго участника «Концепции проекта государственно-частного партнерства», что якобы нарушает п. 134 правил. Вместе с тем в указанном пункте правил отсутствует требование наличия концепции.

Опять безопасность

Много вопросов вызывает защита персональных данных тех, кто включен в единую информационную систему «Кунделик». Войти в нее можно только с помощью уникального логина и пароля. Но, как оказалось, это не гарантирует безопасности. В 2017 году произошел взлом «Кунделик» в одной из школ Алматы. Неизвестные заменили аватарки некоторых подписчиков на картинки непристойного характера. Непонятно, почему такую информацию, которая подлежит максимальной защите, передают в управление частной компании, да еще с иностранным участием?

Кроме того, казахстанские педагоги отмечают сложности в работе системы «Кунделик» из-за отсутствия стабильного интернета в ряде регионов страны.

«Платность» электронного дневника парламентарии расценили как нарушение конституционных прав и настаивают на том, чтобы весь функционал системы был бесплатным. Помимо этого мажилисмены, учитывая все сомнения относительно сервиса, который затрагивает интересы 2,8 миллиона школьников, их родителей и около полумиллиона педагогов, просят Генеральную прокуратуру РК провести проверку правомерности привлечения ТОО «Кунделік» к реализации проекта «Единый электронный дневник» и допуска его к работе с персональными данными граждан Казахстана, а также правомерность размещения компании с иностранным участием своих IT-продуктов на ресурсах организации, 100 процентов которой принадлежит государству и которая обеспечивает информационную безопасность государственных органов. Кроме того, в одном из недавних запросов на имя Генерального прокурора РК парламентарии попросили дать правовую оценку действиям Министерства образования и науки РК о повсеместном внедрении в средних общеобразовательных заведениях автоматизированной информационной системы «Кунделик» без учета технической неготовности 31% школ. Это, по мнению депутатов, «повлекло психологический стресс и моральные страдания для тысяч педагогов и родителей».

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру