Новый дизайн-код разработан для Алматы

Архитектура — уникальный очерк, способный рассказать о том, насколько динамично развивается город, а также поведать его историю, уходящую на столетия назад. Увы, Алматы нельзя назвать эталоном. Старый город не находится под должной защитой, а новый так пестрит, что порой начинает рябить в глазах. Чиновники хотят исправить ситуацию и изменить положение дел, только вот в какую сторону...

Новый дизайн-код разработан для Алматы

Главное — не торопиться

После двухлетней работы на повестке дня общегородской дизайн-код Алматы — документ, который начнет действовать с 2020 года. Об этом еще весной 2019-го сообщил руководитель Управления городского планирования и урбанистики (УГПиУ) мегаполиса Алмасхан Ахмеджанов.

«Дизайн-код — это свод правил, основываясь на котором, люди постепенно должны привести свои здания к определенному стандарту, начиная от фасада и заканчивая благоустройством прилегающей территории. Дизайн-код начнет действовать с 2020 года. До конца этого планируем принять его. Большая часть требований будет иметь обязательный характер», — сообщил тогда глава управления.

Как это часто бывает, цель вроде бы обозначена четко, а вопросы по-прежнему возникают. Что значит, «люди должны»? То есть оплачивать ремонтно-восстановительные работы из своего кармана, или город все-таки примет участие в этом преображении, в том числе и финансово?

Эти и другие вопросы продолжительное время оставались без ответа, и только сейчас появилась некоторая конкретика. Но обо всем по порядку.

Стоит отметить, что сам проект дизайнкода — это немного больше, чем банальное перекрашивание зданий в один цвет. По сути, это глобальная концепция, предусматривающая масштабные работы в разных направлениях. Фундамент документа, как и «положено», позаимствован у западных стран. Разработку общегородского стандарта взяли от канадцев, а немецкий опыт привел к «городу без заборов». Таким образом, можно сказать, что в Алматы еще не принятый проект уже не первый год реализуют, во всяком случае по части ликвидации заборов точно.

На тему тотального выкорчевывания заграждений мы писали не раз, но, повторим, что сделано это было непродуманно и в большой спешке. После уничтожения всевозможных заборов и изгородей многие архитектурные сооружения действительно начали «дышать», показав горожанам всю свою красоту. Но «под раздачу» попали и те заграждения, которые трогать не следовало бы. Сюда можно отнести и чугунные литые заборы Парка имени 28 гвардейцев-панфиловцев, и ограждения учебных заведений, которые выполняли функции пассивной безопасности. Доходило и до глупости, когда работники вырывали ограждения цветочных клумб, высота которых едва превышала 20 сантиметров.

В результате ухудшилась обстановка в некогда защищенных дворах, которые теперь превратились в проходные и проездные дворы, привлекающие как «шумахеров», так и сомнительных индивидуумов. Такие перемены, по понятным причинам, нравятся не каждому.

Радикальные меры хороши только тогда, когда они согласованы с жителями города, в котором их применяют. Чтобы в будущем не услышать, что то или иное решение «оказалось поспешным».

За чей счет

В начале этого месяца в УГПиУ завершили разработку дизайн-кода Алматы, и в конце ноября его должны опубликовать на сайте управления и в социальных сетях для обсуждения. Согласно намеченной стратегии, уже после Нового года архитектура города будет подчинена единым правилам. И первое изменение, о котором уже сейчас начали говорить, — это балконы.

Образцы по оформлению балконов и фасадов под каждый тип зданий уже разработали. Причем для каждого типа предусмотрено несколько вариантов — их алматинцы увидят в конце месяца. Любопытно, удастся ли добиться в итоге гармоничной картины, если сам дизайн-код предусматривает различные варианты исполнения.

«Сейчас мы видим, что кто-то сделал черным, кто-то — белым, кто-то — маленький габарит, кто-то — большой. Все эти вещи сделали в свое время без разрешения, но законодательного регулирования четкого не было. Поэтому у нас возникла идея взять европейский опыт, который определяет даже, какую решетку сделать на окне. Люди будут сами решать, остеклять или же освобождать балкон. Любое наше здание должно выглядеть эстетически красиво», — говорит Ахмеджанов.

Справедливости ради стоит отметить, что остекление балконов точно так же, как и утепление наружных стен — это в большинстве своем вовсе не желание жильцов как-то выделиться, а попытки исправления ошибок и недоработок, допущенных при строительстве, а может, и проектировании домов. Банальное желание жить в тепле и комфорте, а не спать в одежде — вот что движет людьми. Поэтому подавать эту ситуацию под соусом «изувеченной архитектуры», вызванной исключительно самовольными реконструкциями, по меньшей мере некрасиво. Создайте условия для жизни, и таких ситуаций не возникнет. Яркий тому пример — скандал по поводу мурала «Соединяя миры», о котором мы писали в предыдущем выпуске. Возможно, уже сейчас стоит задуматься о том, что прежде всего нужно создать комфорт, а уже потом размахивать кистью с однотонной краской.

Алмасхан Ахмеджанов также подчеркнул, что на первом этапе за нарушения правил дизайн-кода штрафовать не будут. Но что будет на последующих этапах? А главное — за чей счет этот «банкет»? Со слов главного архитектора, деньги на ремонт фасадов зданий планируют брать из тех средств, которые горожане платят по квитанциям за содержание жилья.

«Вопрос состоит в том, что мы все платим деньги на содержание зданий и сооружений. Мы хотим сделать саморегулирующиеся правила. То есть граждане сами смогут выбирать. Ведь многие не заглядывают в свои квартплатные книжки. Когда говорят «за содержание», а что в него входит? Они могут два раза в год подъезд ремонтировать, хотя на самом деле эти деньги можно отправить на ремонт фасадов. Если сосед захочет покрасить балкон в синий цвет, то ему скажут: «Вот смотри, вот дизайн-код». Мы хотим, чтобы жильцы сами контролировали процесс по правилам», — рассказал руководитель.

Другое дело, что сумма, необходимая для остекления во всем подъезде, вряд ли будет сопоставима с тратами на ремонт лестничного марша.

Обнадеживает то, что в этом году чиновники должны внести поправки в законодательство, которые дают акимату возможность выделять финансовые средства на ремонт фасадов. Возможно, тогда тема с «дресс-кодом» балконов будет выглядеть иначе.

Историческая ликвидация

Глава управления отметил, что изначально дизайн-код был рассчитан на владельцев малого и среднего бизнеса. Поэтому в первую очередь «стандартными» станут первые этажи, где размещаются торговые точки. Сегодняшнее состояние фасадов некоторых жилых домов и предприятий на городских улицах не выдерживает никакой критики, и дело тут не только в самовольной замене облицовочного материала. Многие старинные здания попросту снесли в угоду современным многоэтажкам из стекла и бетона или закрыли бездушным алюкобондом. Сочетается ли этот контраст и вписывается ли он в концепцию дизайн-кода новой старой Алматы?

Возможно, следует придать этим скучным, а порой и несуразным новостройкам образы старинных домов, которые там стояли прежде?! Сегодня на рынке за сравнительно небольшие деньги можно приобрести фальш-панели, лепнину и прочие элементы декора, которые позволяют решить поставленную задачу в короткий срок и за адекватные суммы.

В мире действительно много примеров, которые заслуживают похвалы и внимания. Самый близкий нам — Киев. Город, в котором и сегодня можно увидеть настоящие шедевры архитектурной мысли. И несмотря на то, что этот город имеет 12-вековую историю, таким, как его знают наши современники, он стал сравнительно недавно. Многие сооружения возведены уже в послевоенное время, а за основу выбран так называемый «сталинский ампир» — одно из лидирующих направлений в архитектуре в середине 1940-1950-х годов.

Он соединил в себе элементы барокко, ампира эпохи Наполеона, позднего классицизма, постконструктивизма, арт-деко, а также неоготики. Сочетает помпезность, роскошь, величественность и монументальность. Не менее яркий пример — Варшава, которую подняли из руин в 1950-1960-х годах.

При постройке первых административных и общественных зданий и сооружений Алма-Аты господствующим стилем архитектуры был конструктивизм. С середины 1930-х до середины 1950-х годов архитекторы перешли к «сталинской» неоклассике.

Исторический центр — пожалуй, самая важная часть города, место, где наиболее четко прослеживаются наслоение эпох и ход времени. Однако именно привлекательность не только для горожан, но и для потенциальных инвесторов делает центральную часть мегаполиса особенно уязвимой в плане сохранения культурного наследия.

Как упомянутый выше, ряд других городов сумел сохранить в современных зданиях свой исторический облик. Алматинскую же историю переписывают снова и снова, истребляя то наследие, которое было оставлено горожанам.

Здание Госплана Казахской ССР — одна из наиболее свежих потерь. В 2015 году жители Алматы практически грудью защищали сооружение, расположенное на пересечении улиц Желтоксан и Богенбай батыра. Несмотря на то, что этот объект не входил в Государственный список памятников истории и культуры, алматинцы требовали сохранить это здание как часть исторического центра южной столицы. Открытое в 1954 году, оно было полностью снесено в 2016-м, чтобы освободить место для нового офисного центра.

На месте здания Дворца пионеров сейчас томится помпезный 5-звездочный отель. А музыкальную школу имени Амре Кашаубаева (здание 2-классного Женского училища) реконструировали до неузнаваемости, и теперь там красуется один из мировых брендов фастфуда. К слову, это сооружение было одним из первых кирпичных зданий Верного, построенных после разрушительных землетрясений. Кинотеатр «Алатау» теперь тоже переродился в зону для «здоровой» пищи.

Не менее печальная судьба и у жилого дома аксакала Сейдалина. Сооружение было возведено в середине XIX века и смогло пережить землетрясение 1887 года. Но в 1999 году решением акима Алматы Виктора Храпунова это здание вывели из списка памятников архитектуры и передали фонду Динмухамеда Кунаева. После этого к дому пристроили кафе, шашлычную, и затем там произошел пожар, который уничтожил практически всю историческую ценность здания.

Несомненно, дизайн-код нужен, вопрос лишь в том, будет ли он содействовать сохранению и украшению любимого города или превратится в очередной инструмент, позволяющий деформировать облик старой да, собственно, теперь уже и новой Алматы.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру