Алматы украсят малыми архитектурными формами по рекордным многомиллионным расценкам

Алматинскую белку из сена демонтируют. В планах установить скульптуру волка из стеклопластика

В конце августа в южной столице стартовал проект «Бюджет участия». За несколько месяцев жители города предложили более 300 идей. Особое внимание уделили установке малых архитектурных форм. Например, автор Темиргали Махметов предлагает создать скульптуру волка в Парке Первого Президента. Скульптуру из стеклопластика на металлическом каркасе оценили в 74 миллиона 422 тысячи тенге. Что на самом деле думают алматинцы об этом проекте?

Алматинскую белку из сена демонтируют. В планах установить скульптуру волка из стеклопластика

Война великанов

Из 326 идей 156 одобрили изначально, еще 72 проектных предложения отклонили, но позже их повторно рассмотрели экспертные комиссии. По задумке проекта «Бюджет участия» на каждый район города выделяют 500 миллионов тенге. Оговорено, что проекты, на которые потратят эти деньги, предлагают сами алматинцы, а затем горожане отбирают лучшие предложения с помощью голосования.

Среди таких предложений было установить на пересечении улиц Толе би и Абылай хана скульптурную авторскую композицию «Безмятежная пора», образ которой олицетворяет архитектурная форма в виде золотого барана. Стоимость ее ни много, ни мало — 35 миллионов тенге. Другую пятиметровую металлоконструкцию, посвященную взаимосвязи поколений «Дерево жизни», увенчанную стеклянными яблоками и листьями, автор Айгерим Сабанчиева предлагает установить перед Театром оперы и балеты имени Абая. Стоимость архитектурной формы — 57 миллионов тенге.

Но предложение, которое больше всего поразило алматинцев, — это создать архитектурную девятиметровую композицию в виде гигантского волка в Парке Первого Президента. Скульптуру из стеклопластика на металлическом каркасе оценили в 74 миллиона 422 тысячи тенге. Из них 51 миллион планируют потратить на изготовление архитектурной формы, остальные средства — оставить на монтажные, транспортные и другие непредвиденные расходы.

Автор проекта Темиргали Махметов утверждает, что эта архитектурная форма может выполнять роль так называемых точек селфи, так как современное поколение молодежи в связи с бурным распространением гаджетов предпочитает фотографироваться на фоне прекрасных или оригинальных мест. Также художник подчеркнул, что волк будет отлично смотреться на фоне пиков Заилийского Алатау.

После подобного предложения начинает казаться, что знаменитая белка возле «Атакента» стоимостью в 23 миллиона тенге «нервно курит в сторонке»...

Кстати, она «доживает» свои последние дни. Руководитель Управления культуры Алматы Эрнар Курмашев на заседании Общественного совета Алматы дал поручение акиму Бостандыкского района демонтировать ее. Провели аудит, после чего создали список скульптур, которые портят облик города. Белку признали одной из них. Когда именно Алматы попрощается с лесным гигантом, пока неизвестно. Так как белка не маленькая, на демонтажные работы нужны серьезные ресурсы. Не успели избавиться от одного великана, как на город уже надвигается другой...

Зачем нам волк?

Различные информ-порталы утверждают, что за установку гигантского волка голосуют сами алматинцы. «МК» в Казахстане» провел интернет-мониторинг и не обнаружил ни одной ссылки на официальное голосование за эту инициативу. По крайней мере, на сегодняшний день. А вот на страницах социальных сетей, а также в открытых комментариях можно действительно узнать мнение многих горожан.

Так, судя по анализу обсуждений в интернете за пять дней со дня публикации новости, об установке скульптуры волка около 71 процента алматинцев считают, что в этой композиции южная столица не нуждается, 22 процента едины во мнении, что «одной белки нам хватает», и только семи процентам эта идея пришлась по душе.

Другие пользователи инициативу возведения нового скульптурного гиганта встретили следующим образом (пунктуация и орфография сохранены): «Мне вот интересно, кто постоянно такие идеи глупые предлагает?», «Мы так хорошо живем, и у нас нет других проблем, кроме как ставить такие сомнительные объекты за такие баснословные деньги?...», «Может, лучше эти деньги направить на помощь нуждающимся? Новый год приближается — потратьте их на лечение детей, подарки одиноким пенсионерам, каникулы детей из многодетных семей. Достали уже своими архитектурными...», «Это что новый тренд такой сейчас? Что скульптура так десятки миллионов? Белка, Маншук, а теперь и волк..... А давайте лучше количество автобусов увеличим, чтоб можно было утром и вечером хотя бы в них зайти», «А козла за сто лямов не хотим возвести?»...

И действительно, почему предложение возвести волка оказалось одним из самых заметных и дорогих?

Зов предков

Образ волка является одним из наиболее значимых символов у многих народов. В основном он имел ритуальное и социальное значение. В письменных источниках первые сведения об этом появились еще в XVII веке до нашей эры. Это призыв царя Хаттусили I к войску «быть единым, как род волка». Позднее появляется описание у Геродота, который сообщает о неврах, живущих севернее скифов. Из этого описания известно, что юноши по достижении определенного возраста уходили из дома и называли себя волками. Некоторые ученые зафиксировали существование «волчьих» мужских союзов и у древних тюрков. Неслучайно на их знаменах или штандартах изображалась волчья голова. Больше всего этих памятников обнаружили в Чуилийских горах в местности Ой-Джайляу, в горах Кульжабасы, в урочище Тамгалы. А вот в сакских рисунках изображение волка имеет иные значения. В горах Ешки-Ольмес среди многочисленных петроглифов хищное животное чаще выступает в роли зверя, терзающего добычу.

Однако это было давно. Какое значение несет в себе образ волка сегодня?

В Казахстане эти хищники внесены в список видов, подлежащих регулированию, и разрешение на их отстрел можно получить бесплатно. Кроме того, добыча волка в качестве исключения разрешена с использованием транспортных средств. Власти каждой области устанавливают размер премий за отстрел самостоятельно. Пусть чаще всего это символическая сумма, не покрывающая затрат охотников, но отстрел — чуть ли не единственный способ борьбы с тем ущербом, который волки наносят животноводству.

Если взглянуть на образ волка в целом, то он действительно является древним покровителем некоторых племен, в том числе тюркских. Однако вряд ли его можно назвать гордостью или символом Казахстана в отличие, например, от снежного барса — украшения Центральноазиатских гор, который, кстати, является основным элементом герба Алматы. Барс задает ученым, пожалуй, больше загадок, чем все остальные известные у нас животные. В сравнении с волком по отношению к человеку ирбис очень робок и, даже будучи раненым, на человека нападает в исключительно редких случаях. На территории СНГ зафиксировано всего лишь два случая нападения ирбиса на человека, и то в середине прошлого века. Если бы создатели проекта предложили возвести скульптуру именно этого животного, то идею проекта, возможно, поддержало бы больше людей.

Впрочем, много споров вызывала в свое время и уже ставшая знаменитой белка. Хотя автор инсталляции постарался вложить в свое детище некий посыл. Художник Алекс Ринслер предложил соорудить гигантскую белку в качестве образа, который символизирует жизнь в Алматы, сравнивая горожан с их «городскими соседями». Даже желудь в лапках зверька, по словам художника, наполнен смыслом. Он символизирует награду — запасы, светлое будущее. По словам Алекса Ринслера, каждый подобный проект должен выполнять полезную для города задачу. К примеру, фигуру лисы в Шанхае спроектировали таким образом, чтобы в ней могли гнездиться птицы.

К сожалению, не все монументы, возведенные в Алматы, могут похвастаться глубоким содержанием. В этом смысле малые формы скульптур алматинцам более близки. Например, уже полюбившиеся памятники Виктору Цою и Денису Тену, группе «Биттлз», наконец. Все личности, безусловно, очень разные, но объединяет их то, что они действительно отражают культурное лицо нашего города. Хотя это можно сказать не обо всех скульптурах. Некоторые бронзовые изваяния даже пугают гостей и жителей города...

Я художник, я так вижу

Социальные сети не раз взрывались возмущениями по поводу малых архитектурных форм Алматы. Как сказал один из пользователей, «алматинские скульптуры меня пугают. Может, это потому, что за свою жизнь я посмотрел сотни ужастиков, прочитал Стивена Кинга и побывал ночью на Саяхате...».

Больше всего негатива обрушилось на композицию «Мать и дитя». В 2017 году за счет подрядчиков в рамках благоустройства ее установили на пересечении улиц Жубанова и Саина, возле родильного дома. По большей части алматинцев возмутило то, что вместо лица младенца у скульптуры оказалась гримаса старика, познавшего страдания бренной жизни. Как только ни называли это произведение искусства горожане: и «лицо агашки-депутата», и «родила алматинка в ночь не то сына, не то дочь», и «Добби», и «возрождение Волан-де-Морта». Здесь горожане дали волю фантазии и остроумию.

После этого архитектурная форма неожиданно исчезла. Куда делись «Мать и дитя», не поняли ни алматинцы, ни сотрудники роддома. Зато об этом знали в акимате Ауэзовского района. «Ее либо переделают, либо уберут совсем», — сообщили в отделе благоустройства.

Сами авторы работы «Мать и дитя» ответили на критику со стороны алматинцев обнадеживающе: лицо младенца — это задумка художника: «На самом деле ребята делали от души. По времени мы уложились в срок и выполнили все девять скульптур за 25 дней» (главное, что от души и вовремя)...

Еще один памятник, запавший в души алматинцев как олицетворение «грусти, безысходности и печали» — это семья велосипедистов на пересечении улиц Жубанова и Алтынсарина. По всей видимости, автор хотел изобразить мать, отца и дочь. Интересный факт, не требующий никаких комментариев: у дочери почему-то нет ушей, а у родителей есть. Да и шея у девочки толще, чем у родителей, в два раза.

Самой приятной из всех неприятных оказалась скульптура на обновленном проспекте Абылай хана. Девочка держит за руку апашку, которая несет музыкальный инструмент, напоминающий домбру. Больше всего алматинцев напугали маленькие ручки девочки, странная усмешка на ее лице и непропорциональное туловище с короткими ногами. Как пошутил в Facebook один алматинец, лицо у девочки такое, будто ей рассказали, сколько стоит белка.

Почему памятники на улицах нашего города перестали приносить эстетическое удовольствие? Для чего, а главное — для кого их делают? Никому даже в голову не придет сфотографироваться рядом с такими скульптурами. Они никогда не вызовут добрую улыбку и никому не поднимут настроение. Складывается впечатление, что большинство фигур ваял студент-второкурсник. А принимали их со словами «Да сойдет!». Единственное объяснение, которого удостоились горожане в ответ на свои возмущения: «Я художник. Я так вижу».

Конечно, качественно исполненные скульптуры действительно могут к лучшему изменить облик города, но пора уже спросить и горожан о том, что им действительно нужно.

К слову, среди предложений проекта «Бюджет участия» можно выделить и стоящие. Те, которые действительно будут выполнять полезные для города задачи. Например, благоустройство второго «Арбата». На территории заброшенной улицы Акын-Сара алматинцы хотят создать пешеходную зону со спортивными и детскими площадками, уложили брусчатку, поставили уличное освещение и скамейки. Более пяти проектов посвящено идее установки модульных туалетов. Не менее интересны экологические решения — идея установки фандомата, в который можно сдать пластиковые бутылки и алюминиевые банки, проект по озеленению Алмалинского района, создание яблоневого сада, чтобы возродить тот редкий вид яблок, который на протяжении веков славил Алматы. Возможно, все это и не привлечет новых туристов, но сделает комфортным проживание самих алматинцев. В отличие от необъяснимой гигантомании. Кстати, страсть к селфи медики признают психическим отклонением.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру