«Белая горячка» приходит к казахстанцам уже в 10 лет

В результате ночных рейдов полиции по увеселительным заведениям в алкогольном опьянении задержали 332 несовершеннолетних.

Самой младшей среди них была третьеклассница. Подростков часто можно встретить среди посетителей кафе, а также в ночных и игровых клубах. В то же время по законодательству Республики Казахстан подобные общественные места они могут посещать после 22.00 только в сопровождении взрослых. Также в результате социального исследования о детском алкоголизме выяснилось, что дети пьют с 10-12 лет. Что не так с подрастающим поколением?

В результате ночных рейдов полиции по увеселительным заведениям в алкогольном опьянении задержали 332 несовершеннолетних.

Верхушка айсберга

Всего за двое суток, посетив около 500 развлекательных заведений, стражи порядка задержали более трехсот несовершеннолетних. Как уверяют врачи-наркологи, после первого глотка, первого бокала и первой бутылки подростки, конечно, не становятся алкоголиками, но они уже попадают в группу риска. В группу, в которой сейчас состоят более 100 тысяч казахстанцев, страдающих от алкоголизма.

По данным Министерства здравоохранения, сегодня в Казахстане диагноз «алкоголизм» поставлен 277 несовершеннолетним, в том числе 31 ребенку в Нур-Султане.

Но о чем говорят эти данные? О том, что уровень детского алкоголизма сократился или о том, что с каждым годом все больше детей поднимают статистику правоохранительных органов?

По словам директора Республиканского научно-практического центра психиатрии, психотерапии и наркологии Сагата Алтынбекова, количество детей, состоящих на наркологическом учете по алкогольной зависимости, снижается значительными темпами. Например, по данным ведомства, в Алматы с 2011 по 2015 год общее количество таких детей снизилось с 2195 до 196. В Нур-Султане за аналогичный период — с 98 до 30 несовершеннолетних. В целом по республике этот показатель составил 4167 детей и подростков в 2011 году и всего 578 — в 2015-м. Так, статистика показывает, что в Казахстане снижается количество детей, страдающих алкогольной зависимостью. Неужели в стране начался процесс оздоровления нации или же дети «переключаются» с алкоголя на другие вещества?

— Этот тренд на снижение наблюдается практически по всем видам химической зависимости и среди всех групп населения, — говорит в одном из своих интервью Сагат Алтынбеков. — В нашем случае среди несовершеннолетних происходит снижение интереса к употреблению алкоголя. Многие с детства активно занимаются спортом, посещают различного рода кружки, включая образовательные курсы. Увеличивается количество молодых людей, воздерживающихся от приема алкоголя по религиозным причинам. Кроме этого существующий учет в наркологической организации сейчас является «карательной мерой» и существенно «поражает» человека в правах. Ему отказывают в получении водительских прав, службе в армии, работе в государственных организациях. Этот факт приводит к тому, что многие родственники несовершеннолетнего пытаются изо всех сил избежать постановки на учет либо принимают меры по его скорейшему снятию.

Однако данные официальной статистики не всегда отражают реальную картину происходящего. Они скорее показывают «верхушку айсберга». В приведенных Минздравом показателях возможны погрешности.

Ближе к реальности

Во всем мире для определения статистических данных, приближенных к реальности, используют так называемый поправочный коэффициент. Учитывая ментальную близость нашего населения с Россией, где поправочный коэффициент составляет два, можно произвести следующий расчет: например, если, по данным официальной статистики, количество несовершеннолетних, состоящих на учете, в 2018 году достигает 578 человек, то, значит, около 1000 подростков имеют реальные проблемы с алкоголем. Помимо них есть подростки, которые периодически употребляют алкоголь, но, еще не имея зависимости, находятся в так называемой группе риска. Назвать точные цифры по их количеству затруднительно. В этой связи необходимо анализировать несколько показателей, таких как: количество подростков, госпитализированных в стационар; количество отравлений этиловым спиртом; количество правонарушений, совершенных несовершеннолетними в состоянии алкогольного опьянения, и многое другое.

Социальное исследование о детском алкоголизме, проведенное в 13-16 регионах страны, являет другие показатели. По результатам анкетирования выяснили, что дети в Казахстане начинают пить с 10-12 лет.

По мнению главного внештатного педиатра Научного центра педиатрии и детской хирургии Гульнары Ташеновой, эта проблема существует не только у нас:

— Мы были в Бишкеке на конференции по стратегии школьного здравоохранения в странах Центральной Азии, там тоже давали такие данные, что в Кыргызстане и Узбекистане с 10 лет отмечают алкоголизм. Это очень рано.

Как утверждает Ташенова, причиной того, что школьники «закладывают за воротник», является не только среда, в которой растет ребенок, но и большие нагрузки в школе: они сегодня настолько велики, что дети таким образом снимают стресс. Что касается гендерного соотношения страдающих от алкоголизма детей, то здесь наблюдается пресловутое равенство — девочки пьют наравне с мальчиками, а в последнее время даже активнее. Когда подросток попадает в среду, где сверстники диктуют ему идти в ногу с обществом и временем, то для того, чтобы доказать свою «продвинутость», подросток начинает выпивать.

Иногда детей спаивают родители, которые на праздник позволяют молодому члену семьи глотнуть пива или шампанского. Наркологи считают: с этого все и начинается. Стадный инстинкт тоже играет свою роль. И последствия этого ужасны. Например, у взрослого человека период от пьянства до алкоголизма занимает от пяти до десяти лет, а у несовершеннолетних лиц он сокращается в 3-4 раза. Если у взрослых, которые регулярно «принимают на душу», разрушаются печень и мозг, то про детей и говорить нечего.

А так как чаще всего дети и подростки принимают алкоголь тайком, чтобы «мама не увидела», то ни о какой закуске, которая могла бы замедлить процесс, не идет и речи. Получается, что вся доза яда принимается ими залпом.

Причины детского алкоголизма носят и психологический характер: выпив, несовершеннолетние начинают чувствовать себя более уверенными и сильными, а состояние трезвости становится для них синонимом незащищенности.

Помимо всего прочего алкоголь часто подталкивает детей и подростков к совершению противоправных действий. Как показывает статистика, большинство преступлений, совершенных несовершеннолетними, осуществлялось ими в состоянии алкогольного опьянения. Это такие преступления, как кража личной собственности, хулиганские действия и изнасилования. Опьянение снимает условия социально одобряемого поведения, и несовершеннолетние начинают совершать особо агрессивные или насильственные преступления. В результате в стране повышается градус криминогенной обстановки, а у представителей преступных группировок появляется «козырь» для вербовки несовершеннолетних.

Кроме этого психологи утверждают, что юными алкоголиками становятся не только дети из неблагополучных семей. Ни в чем не нуждающийся, излишне разбалованный ребенок тоже имеет все шансы пристраститься к спиртному.

Однако семья — не единственное место, где у ребенка появляются предпосылки к формированию алкогольной зависимости.

И днем, и ночью...

В прошлом году получила огласку новость о том, что более 200 магазинов Караганды продавали детям алкогольные напитки разной степени крепости. К сожалению, давно уже известно, что владельцы магазинов не всегда соблюдают закон и в целях наживы продают алкоголь несовершеннолетним лицам.

Пресс-служба департамента внутренних дел Карагандинской области прокомментировала эту ситуацию следующим образом:

— Продают малолетним алкоголь не только днем, но и ночью. Выявлено 100 фактов реализации этой продукции в ночное время. В целом установлено 200 фактов реализации алкоголя лицам в возрасте до 21 года.

В результате проверок более 60 магазинов области и города лишились лицензий, позволявших им осуществлять реализацию алкогольных напитков. И это лишь один пример, освещенный средствами массовой информации, а сколько таких случаев происходит тайно, можно только предполагать. В основном приходят со словами: «Я пришел купить это для папы» (дедушки, старшего брата и так далее). Но дети и подростки покупают алкоголь именно для себя.

Возникает вопрос: к чему принимать жесткие меры, если строгость закона не сопровождается обязательностью его исполнения? Ведь максимальная мера наказания для недобросовестных магазинов — штраф и лишение лицензии, что при наличии нужных средств и связей не становится препятствием к дальнейшему сбыту товаров.

Но что делать с уже существующими детьми-алкоголиками и как уберечь еще не начавших употреблять спиртное детей? Ведь детей и подростков гораздо сложнее лечить, чем взрослых — они изначально не считают алкоголизм проблемой или заболеванием и потому совершенно не настроены на долгий и тяжелый процесс лечения.

Многие специалисты в один голос говорят, что их спасет спорт. Вот только далеко не каждый родитель может оплатить своему чаду спортивную секцию. В этом плане полезно будет развивать межшкольные спортивные клубы. В уже далекое теперь советское время в них дефицита не было. Были детско-юношеские спортивные школы, в которых готовили олимпийцев, спортсменов, но были и дворовые клубы. Там занимались практически бесплатно все желающие. Надо возродить эту традицию, чтобы у детей была возможность ходить в бассейны, играть в баскетбол, футбол, другие командные игры, не требующие больших материальных затрат. Для большинства сейчас это недоступно. Чтобы преодолеть это социальное неравенство, государство могло бы взять на себя какую-то часть расходов.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру