6 метров счастья. Проблемы студенческих общежитий Казахстана

Общага — лотерея, которая достается не каждому

Студенческая жизнь расписана радужными красками в известном сериале «Универ», только в реальности эти цвета могут оказаться отнюдь не радужными, а с примесью серого: с койко-местом на полу, клопами и без права на выбор.

Общага — лотерея, которая достается не каждому

В порядке очереди

Окончить школу на отлично и сдать Единое национальное тестирование на 140 баллов — мечта каждого выпускника учреждения среднего образования. Ведь такой фундамент помогает поступить на грант, гарантирующий бесплатное обучение, и дает возможность получить место в студенческом общежитии. Для некоторых абитуриентов получение койко-места в общежитии университета — это единственный шанс продолжить обучение. Приехав из отдаленных областей, даже поступив на грант, но не попав в общагу, многие студенты не в состоянии оплачивать съемное жилье.

Сколько стоит койко-место в студенческом общежитии, сейчас сказать сложно. В прежние годы стоимость проживания обозначалась в 31 тысячу тенге за учебный год (10 месяцев) — эту сумму четко прописывало законодательство, и она не должна была превышать 15% от стипендии. Но с этого года такую норму отменили. То есть, если ранее студенты ежемесячно платили за место около 3000 тенге, то теперь «ставку» каждый вуз определяет самостоятельно. Понятно, что даже при таких условиях желающих заселиться в общагу выстраивается целая очередь, только вот везет не всем.

Сегодня отбор проводят на конкурсной основе, руководствуясь приказом министра образования и науки Республики Казахстан от 22 января 2016 года No66 «Об утверждении Правил распределения мест в общежитиях организаций образования». Комиссия осуществляет распределение мест в общежитии в следующем приоритетном порядке:

— лица с ограниченными возможностями в развитии;

— лица из числа молодежи, оставшиеся без попечения родителей до совершеннолетия;

— лица из числа сельской молодежи, поступившие на обучение по образовательным программам, а также оралманы, не являющиеся гражданами Республики Казахстан;

— обучающиеся в рамках проекта «Мангилик ел жастары — индустрияга» — «Серпин-2050»;

— обучающиеся, зачисленные на первый курс, обладающие знаком «Алтын белги»;

— обучающиеся, принятые на первый курс в соответствии с государственным образовательным заказом, имеющие высокий балл по итогам ЕНТ.

Это не полный список кандидатов, однако его достаточно, чтобы прочувствовать уровень потребности в общежитиях. Но даже если вам удалось попасть в число счастливчиков, это еще не означает, что приключения закончились.

Вуз вузу рознь

В сентябре и конце октября этого года в Алматы прошла серия рейдов по студенческим общежитиям, в ходе которых члены специальной мониторинговой группы Агентства РК по противодействию коррупции обнаружили массу нарушений. Рейды начались после того, как специалисты департамента контроля качества и безопасности товаров и услуг города рассказали о выявленных ими нарушениях в студенческих общежитиях.

Согласно данным, опубликованным на интернет-ресурсе informburo.kz, тогда ревизоры проинспектировали 78 общежитий. И, к сожалению, так называемая переуплотненность показала сухую среднестатистическую цифру в 22%.

Со слов руководителя департамента контроля качества и безопасности товаров и услуг Алматы Айзат Молдагасимовой, в КазНПУ имени Абая в общежитии No3 перегрузка составила 68%, а в общежитии No8 — 31%. В КазНАУ в общежитии No3 — 21%, тогда как первый этаж сдан в аренду частным организациям, которые никак не связаны с образованием. В КазНИТУ общежитие No3 перегружено на 51%.

«Были случаи, когда в 30 квадратных метрах проживали 10 студентов. При норме шесть квадратов на одного студента фактически составляет три квадратных метра. В КазНИТУ студенты жили в читальном зале, на площади в 36 квадратов были заселены 10 студентов. Кровати размещались в залах для приема родителей, комнатах отдыха и других помещениях, не пригодных для проживания», — отметила Молдагасимова в своем докладе на прошедшей после проверки пресс-конференции.

Ответ не заставил себя ждать. В КазНИТУ имени К.И. Сатпаева опровергли информацию о заселении студентов в читальный зал. В пресс-службе этого университета сообщили, что в целом проблема с общежитиями имеет несколько аспектов. «Главный из них заключается в том, что увеличение количества государственных образовательных грантов за период с 2016 по 2018 год превысило возможности университетов по расселению иногородних студентов», — рассказали в вузе.

«Отличились» и другие государственные вузы, в которых комиссия нашла ряд нарушений. И здесь ключевое слово «государственные», поскольку форма собственности имеет значение. Дело в том, что вузы, находящиеся на госфинансировании, получают миллионные гранты от государства — средства, обязывающие как иметь студенческие общежития, так и содержать их в надлежащем виде. И совершенно другое дело — частный вуз, который не располагает прямой государственной поддержкой и находится на полной самоокупаемости. Тут учебное заведение вправе самостоятельно решать, как и где размещать студентов и делать ли это вообще.

Существует международная практика, когда частные вузы, не считая нужным вкладывать средства в нерентабельные помещения, прибегают к сотрудничеству с хостелами. Конечно, намного эффективнее, чтобы студенты проживали рядом с университетом в компактных общежитиях, но в качестве решения такой ход можно считать рациональным. Если рассматривать частные вузы, то общежития для них — это больше статусный пункт, способный повысить престиж учебного заведения, и ни в коем случае не обязательная норма. Вуз сам решает, какие условия предлагать. Если, конечно, иное не предусмотрено договором. Например, с государством при получении грантов по госпрограмме.

Золотой «квадрат»

Возвращаясь к теме перегрузки государственных студенческих общежитий, сразу вспоминается патовая ситуация, случившаяся перед началом учебного года, когда студенты-первокурсники КазНИТУ имени К.И. Сатпаева не могли заселиться в «номера» из-за «оккупантов». Камнем преткновения стало общежитие No5 по улице Толе би, 124, в котором проживали 50 семей бывших (!) сотрудников КазНИТУ.

История началась с того, что прежнее руководство университета предоставило жилье своим работникам во временное пользование. После прекращения трудовых отношений они самостоятельно должны были освободить занимаемые помещения еще много лет назад, но не сделали это под разными предлогами.

«На протяжении многих лет незаконные жильцы манипулируют общественным мнением, организовывают «показательные» митинги с привлечением СМИ. Они указывают на отсутствие другого жилья, хотя многие из них работают в торговой и других сферах и уже давно не имеют никакого отношения к университету», — сообщили в пресс-службе вуза.

Тогда же его представители озвучили еще одну любопытную цифру: многие из «оккупантов» в принципе не платили по счетам и задолжали за проживание около 15 миллионов тенге.

По этому вопросу только в 2019 году состоялось 16 судебных заседаний. Многим жильцам вынесли судебное решение в пользу КазНИТУ, но семьи так и не освободили комнаты.

Как правило, общежития находятся в составе вузов в качестве структурного подразделения и содержатся за счет собственных средств. И в случае подобных прецедентов, когда жилплощадь занимают отнюдь не студенты, ситуация только усложняется.

Любопытно и другое, что даже в сложившейся ситуации руководители некоторых государственных вузов утверждают, что тех средств, которые они берут со студентов, на обслуживание общежитий всегда не хватает. Так ли это, давайте попробуем посчитать.

По регламенту заселение студентов должно производиться из расчета не менее шести квадратных метров на одного человека, а в студенческих общежитиях зачастую этот минимум является и максимумом, на который можно рассчитывать. Таким образом,

4-5 студентов проживают в комнатке размером 24-30 квадратных метров. Возьмем фиксированную сумму 31 000 — тот самый минимум за девять месяцев, который платят некоторые студенты (в разных вузах Казахстана существуют и более высокие ставки). То есть выходит 3445 тенге в месяц с каждого студента. В одной комнате, как правило, приживают 4-5 человек, а это 13,7–17,2 тысячи тенге. Запомним эти цифры.

Во сколько обходятся коммунальные платежи в обычной квартире? Для чистоты подсчета мы не будем брать арендное жилье, поскольку там заложена выгода, приносящая владельцу прибыль. Также убираем из счета оплату кабельного телевидения, интернета, зарплату садовника, обслуживание фонтана с лебедями — этих благ в общежитии нет. То есть берем простую трехкомнатную квартиру в спальном районе Алматы. Там в неотопительный сезон коммунальные услуги в среднем составляют 15-16 тысяч тенге в месяц, куда включены минимум современных благ, а также вывоз мусора, расходы на содержание жилища и накопления на капремонт (!), уборку подъезда, обслуживание домофона и камер видеонаблюдения.

Чувствуете разницу? Размер «трешки» — 63 квадрата, в то время как студентам даже за большую плату приходится жить в помещении, которое в два с половиной раза меньше! Следовательно, и содержание таких площадей в разы дешевле... О каких убытках со стороны госвуза тут может идти речь, если практически все общежития перешли в наследство со времен Союза. В свою очередь частные вузы, если берутся строить общежития, делают это за свой счет, вкладывая колоссальные средства, отсюда и более высокая стоимость проживания.

Будущее светлое, но туманное

Дефицит студенческой площади наблюдался всегда, причем даже до приобретения Казахстаном независимости. Если к концу существования СССР в нашей республике насчитывалось 55 вузов, то в 2001 году их количество почти достигло двухсот. В последующие годы началась оптимизация учебных заведений путем сливания и отзыва лицензий, и на начало 2019/20 учебного года в РК действовало всего 128 высших учебных заведений.

Однако среди них есть немало таких, которые не имеют своих общежитий. Если исходить из данных официальной статистики, то в среднем число студентов в Казахстане держится на рубеже 500 тысяч человек. Студенческий жилой фонд у вузов немногим превышает 1,34 миллиона квадратных метров, где живут 68 тысяч студентов. Потребность в койко-местах в общежитиях оценивали в 65 тысяч, причем более половины ее приходилась на Алматы (22 тысячи) и Нур-Султан (15 тысяч). Кроме того, нужны 10 тысяч койко-мест для учреждений технического и профессионального образования.

Чиновники планируют закрыть эту «просадку» к 2022 году, для чего сейчас ведется государственная программа развития науки и образования. Построена она на основе использования механизма ГЧП (государственно-частного партнерства) по следующей схеме. Вузы находят инвесторов, те строят общежития, а государство через АО «Финансовый центр» поэтапно компенсирует их расходы. В расчете на каждое койко-место будут выделять ежегодную компенсацию в размере 122 МРП. Установленный срок окупаемости — восемь лет, в течение которых возмещение затрат на одно место составит примерно 2,5-2,6 миллиона тенге. При этом сооружение остается в собственности инвестора. В то же время государство оговаривает, что целевое назначение здания (студенческое общежитие) не должно меняться в течение 20 лет.

С одной стороны, такая схема выглядит весьма эффективной, поскольку позволяет за короткий срок решить вопрос дефицита, но с другой — что будет, когда обременение снимут? Оставят ли предприниматели на тот момент не очень новые общаги работать в прежнем режиме или перепрофилируют на более выгодный бизнес, скажем, под отель экономкласса, рассчитанный на тех же студентов, но уже за совершенно другие деньги, чем 31 тысяча тенге в год, — это вопрос риторический.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру