В Казахстане появился первый ресторан с глухонемым персоналом

В стране насчитывается более 18 тысяч человек с нарушениями слуха. На учете в ОО «Казахское общество глухих» состоит около трех тысяч человек, в то время как только в Алматы их почти семь тысяч. Как утверждают в «Казахском обществе глухих», одна из главных проблем слабослышащих людей — это трудоустройство.

В Казахстане появился первый ресторан с глухонемым персоналом

По данным Министерства труда и социальной защиты населения, в Казахстане из 18,4 тысячи инвалидов по слуху трудоустроены лишь 28%, то есть 5,2 тысячи человек. Из 4,7 тысячи слышащих людей с нарушениями речи работой обеспечено всего более тысячи человек. Эту проблему понял житель Нур-Султана Азамат Базылов. Он открыл свое кафе и принял на работу жителей столицы, лишенных слуха и речи.

Врач-анестезиолог из Нур-Султана Азамат Базылов к идее необычного предпринимательства пришел не сразу. В 2010 году он окончил Семипалатинскую государственную медицинскую академию. После этого по программе диплома уехал работать в районный центр. В 2017 году, после шести лет работы на селе, он вместе с семьей переехал в Нур-Султан и с этого момента начал работу в онкологическом центре врачом-анестезиологом. Совмещая свои интересы, он работал, а в выходные дни параллельно обучался бизнесу, посещал различные бизнес-тренинги. Идея социального предпринимательства зародилась во время обучения в бизнес-школе, когда Азамат встретился с Эммином Аскеровым, который тогда уже имел большой опыт социального предпринимательства в столице, помогая инвалидам. Врач загорелся той же самой идеей и захотел помочь именно глухонемым. Так как с детства, по опыту своего брата, знал, как этим людям трудно найти работу.

«Такого рода кафе очень развиты за рубежом. Люди с проблемами слуха в основном заняты кофейным бизнесом. Благо- даря этому у них появляется возможность общаться с обществом», — поясняет Азамат.

Столичное кафе, которое существует уже три месяца, встречает своих гостей позитивным названием EMOJI. Прежде чем остановиться на нем, команда обдумывала разные варианты. Сначала была идея назвать кафе «Другой мир», но позже они поняли, что такое название отдаляет людей, а в задачи коллектива входит их сблизить. В понятие EMOJI входит язык идеограмм и смайликов, используемый в электронных сообщениях и на веб-страницах.

«С их помощью сейчас многие общаются и передают настроение. Даже в соцсетях используют и смайлы, и жесты. И для большинства людей не обязательны слова. Поэтому мы и решили привязать эти «эмодзи» к нашему названию», — делится владелец кафе.

По словам Азамата, рабочий коллектив он собирал с помощью объявлений:

— Существует общий чат, где общаются глухонемые. В него мой брат написал объявление о наборе группы людей на работу, о том, что открывается кафе, где будут работать именно люди с ограниченными возможностями. Люди откликнулись, начали приходить.

В меню кафе входят совершенно привычные, но любимые казахстанцами блюда восточной и европейской кухни. Это и домашняя кухня, и фастфуд, и разного вида пасты, на которые также действует доставка, которую можно оформить по телефону, через WhatsApp или же через специальный сайт кафе Lifestar.kz. Чтобы сделать заказ внутри кафе, на столах лежат специальные брошюры, с помощью которых можно объяснить заказ на языке жестов. Специально нанятый для обучения персонала бармен обучил ребят приготовлению различных напитков: кофе, фрешей, коктейлей. Стоит отметить отличительную особенность этого заведения — на территории EMOJI не подают алкогольные напитки.

И слов не надо...

Как признается владелец кафе, в рабочем коллективе все очень легко понимают друг друга. Так как Азамат с детства общался со своим братом, ему понятны психология и реакции его работников:

— Эти люди очень позитивные, со своими амбициями, но при этом очень дружелюбные и прямолинейные. Их нельзя обманывать. Если что-то пообещал, нужно делать, так как они очень доверчивы. Среди них есть слабослышащие и те, у кого слух отсутствует полностью. Слабослышащие слышат с помощью аппарата. Если громко сказать, они полностью понимают сообщение и переводят его команде, где они общаются на одном языке, жестами.

Сами работники кафе сравнивают себя с людьми, которые уезжают за границу.

— Когда иностранные граждане не понимают языка страны, то испытывают те же самые сложности, что и глухонемые, которые пришли на работу в коллектив, где все говорят. Среди наших посетителей есть и глухонемые, и люди со слухом. Недавно нас стали посещать иностранцы. Люди из Китая, Пакистана, Европы. Они не чувствуют разницы между другим обычным кафе и этим. В обычном кафе им также жестами приходится объяснять свой заказ, что они делают и у нас. С этой стороны им у нас очень легко, — передает Азамат комментарий своей группы.

Но легко было не сразу...

Когда Азамат только начинал свое дело, то столкнулся с некоторыми сложностями организации работы внутри коллектива.

Первая сложность организации была в выдаче зарплаты. Средняя заработная плата первых работников кафе составляла 80 тысяч тенге. При том что у каждого из них был свой уровень занятости. Кто-то работал каждый день, а кто-то — два через два, чтобы подрабатывать где-то еще. Но каждый сотрудник хотел одинаковую зарплату для всего коллектива. Чтобы разобраться в сложном вопросе, Азамат даже нанял сурдопереводчика. После чего коллектив сошелся в едином мнении, что справедливо будет рассчитывать зарплату по часам. Такой подход, по его мнению, помогает каждому работнику ценить свое время и успешно работает за рубежом. Таким образом, час официантов в кафе стоит 400 тенге, 450 — у барменов, а час поваров — 500 тенге.

Вторая сложность, с которой столкнулся Азамат — это развозка работников. Многим из них приходится работать допоздна. Чтобы облегчить их путь домой, владелец кафе каждый день выделял деньги на такси. Но в итоге, рассчитав финансы, понял, что если ежедневно выделять 1000 тенге на четырех человек, то в месяц выходит по 120 тысяч. После чего Азамат принял решение взять в кредит машину и развозить ребят самостоятельно.

— Если взять машину, оплачивать ежемесячно по 60 тысяч тенге и заниматься развозом самостоятельно, то это гораздо выгоднее. В основном мои ребята все приезжие и живут в хостелах. Те деньги, что уходили на такси, я сейчас плачу банку, но при этом у меня есть своя машина, — говорит Азамат.

Особенности «невидимой» работы

Как говорят сами глухонемые, в нашей стране они в основном занимаются «невидимой» работой.

Мужчины заняты ремонтом обуви, а женщины работают техничками, швеями. Случается, их берут на работу, но на следующий день звонят: «Ой, извините, нам некогда вести диалог по переписке, чтобы понять друг друга». Как говорится, никто не хочет «нянчиться».

И трудоустройство не единственный этап, на котором люди с поражением слуха встречают проблемы. По данным министерства, в Казахстане насчитывается всего 19 специализированных школ для детей с поражением слуха. Из шести тысяч неслышащих и слабослышащих детей только более двух тысяч учатся в спецшколах. Большинство выпускников таких школ поступают не в университеты, а в колледжи. В основном на дизайнеров, швей, программистов. Возможности поступить в вуз нет, потому что на вступительных экзаменах сурдопереводчик не предусмотрен. Ни одно высшее учебное заведение Казахстана пока не готово оплачивать услуги сурдопереводчика в своем штате. А нанять личного переводчика по карману не каждому.

Право на среднее специальное образование в Казахстане, по сути, есть только у слабослышащих. Родители некоторых из них могут позволить купить слуховой аппарат, который стоит 300-500 тысяч, и они хоть как-то могут усваивать программу обучения.

Среди работников кафе, которое открыл Азамат Базылов, также есть люди с образованием. Но, как они сами признаются, не могут получить практику, так как их никуда не берут без опыта работы. Эта проблема в нашей стране знакома даже обычным людям. Чтобы получить хоть какой-то опыт, люди с проблемами слуха идут устраиваться на «невидимую» работу, уже не рассчитывая на получение высшего образования.

«Учителей, обучающих на языке жестов, в нашей стране очень мало, — рассуждает Азамат,— той же самой кулинарии моих ребят обучали в основном слышащие люди. Это замедляет процесс обучения. В основном они читают по губам, и им очень сложно уловить слова, особенно когда человек быстро говорит. Не у всех людей хватает терпения объяснять: расписывать каждое слово. Сложность обучения в этом. В будущем, когда мы будем выпускать наших поваров, они смогут сами обучать таких же людей искусству бармена и кулинарии».

Несмотря на большую занятость, Азамат по-прежнему продолжает врачебную деятельность. На работу в кафе он приезжает вечером, после шести. Совмещать две работы очень сложно, но пока сил у него хватает.

Как признается Азамат, за время своего существования кафе развивается в нужном темпе, и сейчас они уже заключают договора с различными фирмами, готовя им еду на заказ. И с каждым днем заказов приходит все больше.

«В планы моего стартапа входит обучение людей. Также мы решаем вопрос о том, чтобы взять диспетчерами в компанию инвалидов-колясочников, которые будут принимать заказы на русском, казахском языках и отдавать их на кухню. Это один из вариантов развития. В будущем мы хотим открыть еще несколько заведений, где будут работать уже обученные специалисты: повара, официанты, а в старое место будем отправлять на обучение новых людей. Возможно, если кто-то заинтересуется нашим делом и мы получим поддержку от спонсоров, то хотели бы открыться и в других городах Казахстана. Так как людей с патологией слуха очень много в каждом городе. Сотни, а то и тысячи. Хотелось бы помочь многим».

К сожалению, в странах постсоветского пространства не хватает специалистов для подготовки и развития человека, лишенного слуха. Но стоит отметить, что в других государствах этот вопрос решают более прогрессивно.

В Соединенных Штатах уже давно поняли, что глухота — это не препятствие, а вызов, который надо достойно принять. Там глухого, по крайней мере, с точки зрения общества, не считают инвалидом. Здесь много специализированных и обычных школ, где глухим детям предоставляют сурдопереводчика. В банке или магазине здесь не будут кричать изо всех сил, думая, что до глухого можно докричаться, а быстро достанут ручку с бумагой или подведут к клавиатуре.

В США даже работает единственный в мире университет «Галлаудет», где глухим и слабослышащим людям предоставляют полный цикл обучения. Здесь они могут получить степени бакалавра и магистра по 40 разным специальностям. Большинство преподавателей в этом вузе тоже лишены слуха, и все обучение ведут на языке жестов. По данным университетского центра трудоустройства, около 80% выпускников «Галлаудета» находят работу по специальности спустя год после его окончания. Чаще всего эти неслышащие студенты преуспевают в «зрячих» дисциплинах». Устраиваются в правительственные или образовательные учреждения, компьютерные компании и бухгалтерские фирмы. Кроме того, во многих городах Америки существуют кинотеатры, приспособленные для глухих, церкви, где службы ведут с сурдопереводом. Прогрессивный подход к этому делу доказал, что в то время как люди с ограниченными возможностями в нашей стране живут на мизерное пособие, за рубежом их возможности почти не ограничены.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру