Эвтаназия — зло или благо?

Вопрос эвтаназии всегда был спорным, и его рассматривали с двух сторон — гуманности и законности. И если де-факто это избавление от мук, то де-юре — преступление. В Казахстане прекращение жизни человека, страдающего неизлечимым заболеванием и испытывающего невыносимые страдания, законодательно запрещено.

Эвтаназия — зло или благо?

Билет в один конец

Умерщвление больных людей и даже детей практиковали во все времена. Термин «эвтаназия» имеет греческие корни, так как именно греки первыми взяли за практику добивать раненых товарищей на поле боя, что- бы они не мучились от неизлечимых травм. Древние спартанцы сбрасывали со скалы больных или увечных детей не только затем, чтобы избавить от забот себя, но и для того, чтобы прекратить страдания ребенка. Кстати, такие практики, по исследованиям этнографов, были в ходу и в новое время, например, у некоторых народов Крайнего Севера или Океании вплоть до XIX века. В современном мире до Второй мировой войны в некоторых европейских странах не было запрета на эвтаназию, и это не противоречило моральным и этическим принципам общества. Однако фашистская программа Третьего рейха Т4, в ходе которой нацисты, борясь за чистоту арийской расы, умерщвляли умственно отсталых людей и даже детей, а также больных с психическими расстройствами, дискредитировала эти идеи на ближайшие десятилетия.

Тему эвтаназии по сей день обсуждают в мировом сообществе. Самый известный пример — судебный процесс по делу врача из США Джека Геворкяна, прозванного журналистами Доктор Смерть. Он прославился тем, что помогал обреченным людям безболезненно уйти из жизни и даже изобрел для этого специальный аппарат, так называемую «машину самоубийств», подающую смертельную дозу токсичных препаратов в кровь. Больные нажатием кнопки сами ставили точку на своей линии жизни. В течение 25 лет Геворкян помог отправиться на тот свет 130 пациентам. Гуманные мотивы, двигавшие им, суд не признал достаточным основанием, и его приговорили к пожизненному заключению. Действия Доктора Смерть привлекли внимание к проблеме эвтаназии, породив споры, не утихающие и сейчас: что это — зло или благо?

В некоторых государствах эвтаназию юридически признают гуманным актом. Но стран, где человеку дают право распоряжаться собственной жизнью, не так много. В 1984 году Нидерланды первыми узаконили право на добровольный уход из жизни тяжело и мучительно болеющих людей. К Нидерландам присоединились и другие страны Бенилюкса. В Швейцарии есть несколько учреждений, где можно по собственному желанию уйти в мир иной, даже иностранцам. В швейцарский кантон Цюрих, где еще с 1941 года разрешена эвтаназия, ежегодно прибывают до 200 человек. За смертельной инъекцией едут преимущественно граждане Англии и Германии. Благодаря мягкости местных законов люди буквально встают в очередь за возможностью уйти из жизни. Причем до 2011 года в Цюрихе это было возможно сделать даже здоровым людям. Но общественность вынудила правительство принять соответствующие поправки, и теперь только тяжелобольные граждане могут добровольно принять здесь смерть.

Несколько штатов США также разрешают оказание медицинской помощи в проведении самоубийства. Канада присоединилась к государствам, в которых разрешена ассистированная смерть, в 2016 году. Однако там «право на смерть» могут получить далеко не все больные, а только дегенеративные, то есть те, у которых трагический конец близок и неоспорим.

Есть и пассивная эвтаназия — когда она не разрешена, но и не запрещена законом. Существует в таких странах, как Германия, Испания, Франция, Албания, Израиль.

Далеко не все больные хотят быть «растением», обузой для родных, терпеть муки и ждать своего часа. Поэтому те, кому позволяют финансовые средства, находят выход в суицидальном туризме — путешествии за смертью в те страны, где разрешена эвтаназия. Безболезненный уход из бренного мира имеет свою цену. Примерная стоимость проведения ассистированной смерти в Швейцарии составляет 4000 евро. Там существует несколько организаций, которые сопровождают больного с самого его приезда в страну, оказывая всю необходимую помощь: как юридическую, так и лечебную. В Бельгии стоимость самой процедуры уже включена в пакет страховки гражданина, остается лишь купить набор стоимостью около 60 евро. Примечательно, что в более чем 200 аптеках Бельгии продают специальный набор для совершения эвтаназии, рецепт на который может выписать только лечащий врач с указанием точной дозировки смертельного вещества.

Сама процедура достаточно проста: лекарство вводят путем постановки венозного катетера. Но ее юридическая часть осуществляется по-разному. В Бельгии пациент, страдающий от неизлечимого заболевания, должен дважды подать заверенную нотариусом просьбу. Это заявление специальная комиссия рассматривает около трех месяцев. Она должна проверить всю медицинскую документацию, ход лечения, выяснить, нет ли больше никаких методик для улучшения состояния пациента. В случае если действительно сделать ничего нельзя, комиссия выносит заключение, которое впоследствии рассматривают судья и другие специалисты. Если же и суд подтверждает решение комиссии, то больному сообщают, что его просьба подлежит удовлетворению. Но у пациента есть право отказа. В Люксембурге пациент, намеревающийся получить эвтаназию, должен заручиться согласием сразу двух врачей. Здесь доктора делают и хранят соответствующие записи, чтобы доказать, что решение уйти из жизни принял больной или его родственники, что это не стало ошибкой или преступной волей самого врача.

В некоторых странах разрешена детская эвтаназия. Сейчас государством, где это практикуется, является Бельгия. В этой же стране впервые в мировой практике помогли умереть 17-летнему тяжелобольному подростку. В 2014 году там подписали правовой акт, закрепляющий возможность проведения «хорошей смерти» для детей. Нельзя сказать, что в нем все однозначно, поскольку есть ряд нерешенных процедурных моментов, как то: что делать, если один из родителей или опекунов не согласен, но есть выраженное согласие на это самого ребенка; как можно точно определить уровень понимания ситуации несовершеннолетним и многое другое. Проведение эвтаназии с 12 лет также возможно и в Нидерландах.

Общественная «дистаназия»

В Казахстане ежегодно от онкологических заболеваний умирают 15 тысяч человек. Чаще гибнут лишь от сердечно-сосудистых болезней и травм, в том числе полученных в ДТП. Каждый год около 35 тысяч казахстанцев слышат неутешительный вердикт врачей — короткое и страшное слово «рак». И, к сожалению, многим диагноз ставят уже на последних стадиях заболевания. Такие пациенты нуждаются в обезболивании, и согласно кодексу «О здоровье народа и системе здравоохранения» они имеют право на «облегчение страданий в той мере, в какой это позволяет существующий уровень медицинских технологий». При этом эвтаназия в Казахстане приравнивается к убийству.

Вопрос о разрешении добровольного ухода из жизни никогда не выдвигался на рассмотрение законодательных органов. Хотя в Министерство здравоохранения регулярно обращаются с просьбой легализовать «легкую смерть». При этом не забывают про этическую сторону вопроса. И хотя это маловероятно, но в случае снятия «табу» государству необходимо принять меры, чтобы обезопасить граждан от возможных злоупотреблений, поскольку нельзя исключить убийство под видом эвтаназии. Поэтому такую процедуру предлагали применять только в отношении взрослых и психически здоровых людей в случае неизлечимой болезни, сопровождаемой мучительными болями, или в случае необратимой комы. Решение о прекращении жизни должно быть одобрено медицинским консилиумом в присутствии адвокатов и родственников больного, а также можно его отнести к компетенции суда или присяжных заседателей.

Несмотря на то, что общественные деятели, политики, медицинский мир отрицают эвтаназию в подавляющем большинстве стран, общественность в целом не является противником такой идеи. В Казахстане в свое время на эту тему проводили исследования. Большинство респондентов считают, что это гуманный метод избавления от страданий. Психологи полагают, что это связано с личными установками большинства людей, которые в случае неизлечимой болезни не хотели бы стать обузой для родственников и испытывать мучения. Но только треть опрошенных готовы помочь своим близким безболезненно умереть. По мнению большинства, принятие решения об эвтаназии должен взять на себя сам больной. Опросы медицинских порталов, проводимые среди молодых врачей, показывают похожее разделение и в профессиональной сфере — только половина опрошенных в целом за применение эвтаназии.

Аргументы за и против

Во всем мире противники и сторонники эвтаназии приводят серьезные аргументы в защиту своей позиции. Один из главных — жизнь есть благо только тогда, когда она имеет смысл и приносит счастье. За эвтаназию выступают те, кто знает, как дорого и сложно поддерживать жизнь тяжелобольного человека, инвалида и коматозника. Также сторонники «узаконенного убийства» в качестве доводов приводят и то, что таким образом можно сократить нехватку донорских органов. От каждого больного, находящегося в коме или пережившего смерть мозга, но поддерживаемого с помощью системы жизнеобеспечения, можно «получать» по девять органов для пересадки нуждающимся.

Однако критики эвтаназии считают, что это может породить многочисленные злоупотребления со стороны медиков, юристов и даже родственников больного. Один из главных аргументов — медицина не стоит на месте, и болезни, которые прежде считали неизлечимыми, становятся рядовыми недугами и поддаются лечению. В медицине даже есть термин «дистаназия» — «отрицание смерти», когда врач обязан поддерживать жизнь безнадежного больного. Кроме того, некоторые ученые опасаются, что легализация эвтаназии притормозит разработку новых технологий лечения опасных заболеваний.

Отечественные правозащитники считают, что надо не убивать человека, а помогать ему в его последние дни. Но, к сожалению, в стране недостаточно хосписов и не развита паллиативная помощь. Конечно, эвтаназия менее затратна, чем развитие паллиативной медицины, которая включает в себя не только хосписы, но и помощь на дому, подготовку необходимых специалистов в вузах.

Учитывая, в каких странах разрешена эвтаназия и почему, сложно не согласиться, что это развитые и благополучные государства с высоким уровнем жизни, где именно качество этой жизни выходит на первое место. Возможно, этим объясняют лояльность законов, позволяющих применять эвтаназию.

Справка МК:

Термин «эвтаназия» впервые употребил Френсис Бекон в XVI веке для определения «легкой смерти».

В 1974 в США вышел манифест в защиту эвтаназии, подписанный более чем 40 известными людьми, в их числе были и лауреаты Нобелевской премии. По их мнению, требовать от больных жить против их воли бесчеловечно.

Бельгийский писатель Хьюго Клаус, пользуясь лояльными законами своей страны, принял эвтаназию, хотя и имел лишь первую стадию рака. А вот французская учительница Шанталь Себир, лицо которой было обезображено редкой формой опухоли, не получив права на добровольный уход из жизни в родной стране, намеревалась поехать в Швейцарию. Однако в 2008 году она покончила жизнь самоубийством с помощью инъекции барбитуратов. Громкий скандал вызвала и эвтаназия двух братьев-сапожников, которые начали терять зрение и не смогли смириться с тем, что никогда больше не увидят друг друга. Несмотря на отсутствие серьезного заболевания, они получили смертельные инъекции в Швейцарии

Из известных людей на эвтаназию решился психолог Зигмунд Фрейд, который из-за неизлечимой формы рака полости рта с помощью доктора Шура совершил эвтаназию в своем лондонском доме 23 сентября 1939 года, пережив прежде 31 операцию по удалению опухоли под местной анестезией.

В 2013 году бельгийский цитолог и биохимик, лауреат Нобелевской премии по физиологии и медицине 1974 года Кристиан де Дюв ушел из жизни в кругу семьи с помощью эвтаназии в возрасте 95 лет.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру