В Нур-Султане тестируют систему оплаты лицом Face Pay

Жители столицы Казахстана смогут платить за проезд в общественном транспорте в буквальном смысле своим лицом.

Как работает новая система? В салонах автобусов устанавливают специальную камеру, которая распознает лица (фотография высвечивается у водителя на специальном мониторе). Как только она “узнает” человека, система снимает деньги с его банковской карты, и после этого пассажиру выдается билет. Вся эта процедура занимает не более 10 секунд. Разработчики заверяют, что система распознает лица с точностью до 95%. Если же распознавание будет ниже 80%, то человека еще раз попросят посмотреть в камеру. Такой способ оплаты удобен, если при себе нет телефона, транспортной или банковской карты. Но, чтобы воспользоваться этим “чудом техники”, необходимо через созданную бот-программу Face Pay в Telegram зарегистрировать свой ИИН, сделать селфи, добавить транспортную карту, “привязать” ее и таким образом попасть в систему, предварительно дав разрешение на использование личных данных.

Как заверяют разработчики проекта, все личные данные надежно защищены, и эту систему они предлагают рассматривать не как способ слежения за гражданами, а как удобный сервис и обеспечение безопасности. В систему вводят функцию пересадки на другой автобус, то есть в течение часа не будет списываться оплата. Планируют также наладить сотрудничество с полицией, и тогда оборудование Face Pay сможет передавать фото разыскиваемых преступников в правоохранительные органы, что облегчит их поимку. Для этого создадут “черный список”. К примеру, если в салон автобуса зашел уже известный карманник, то система его “вычислит”, и водитель сообщит в департамент полиции.

Систему начали тестировать уже на этой неделе. Пока оплачивать за проезд с помощью биометрического распознавания лиц можно будет на двух автобусах: на одном - по маршруту №10 и на другом - по маршруту №5 (5а). В следующем году планируют, что этот способ оплаты за проезд используют во всех автобусах города.

В столице с 21 июля 2018 года ввели дифференцированный тариф на проезд в общественном транспорте. При безналичной оплате посредством транспортной карты стоимость проезда осталась прежней - 90 тенге, при оплате наличными тариф увеличился в два раза и составил 180 тенге. Новая система оплаты за проезд заставила многих астанчан приобрести транспортные карты.

По данным чиновников, электронными картами сегодня пользуются 98% горожан.

Спустя больше года после нововведений власти констатируют, что доходы перевозчиков выросли примерно на 40%: рост в течение года составил 5 млрд тенге ($12,7 млн).

“Раньше эти деньги оседали в карманах водителей и кондукторов. То есть зарплата им, в общем, была не нужна. Конечно, мы столкнулись с противодействием, когда вводили электронную систему оплаты. Однако налоговые отчисления автопарков после этого выросли и в первом полугодии 2019 года составили 1,2 млрд тенге против 860 млн тенге за тот же период 2018 года”, - констатировал председатель правления ТОО “Астана LRT” Бекмырза Игенбердинов.

Но выросла и статья расходов автопарков - настолько, что стала перекрывать доходы. В первую очередь, за счет увеличения штата и заработной платы. Все перевозчики перевели своих водителей в штат и начали выплачивать повышенную заработную плату - сегодня она составляет от 200 до 400 тысяч тенге. Стали закупать запчасти, приводить подвижной состав в порядок.

Как жалуются в “Астана LRT”, автопарки недополучают по льготным перевозкам 2,5-3 млрд тенге в год, а на бесплатных пересадках (в день их число доходит до 100 тысяч) - еще до 4 млрд тенге в год. С учетом удорожания топлива и запчастей перевозчики нуждаются в субсидировании в размере 15,7 млрд тенге ежегодно. Транспортники просят заложить эту сумму в трехлетний бюджет города, таким образом, это составит 47 млрд тенге.

И хотя перевозчики заявляют об убытках, но за последние годы их оборот вырос почти в несколько раз. Введение электронной системы билетирования осветило теневую часть рынка пассажирских перевозок, что хорошо сказалось на собираемости налогов, но это же повысило расходы перевозчиков на те же налоги и саму систему. В крупных городах общественным транспортом ежедневно пользуется больше половины населения. Перевозчики привыкли жить и надеяться на государственные дотации. Не будь их, им бы пришлось самостоятельно изыскивать средства, выстраивать бизнес. Поэтому, возможно, дело не в нехватке финансов, а в плохом управлении, отсутствии экономии и “рационализаторских решений”.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру