Есть цель, но нет возможности
С 2014 по 2018 год приняли ряд законодательных и других нормативных актов, призванных создать эффективный механизм взыскания алиментов. В частности, разработали комплексную систему принудительного взыскания, расширили меры, принимаемые судоисполнителями на основании нормативного постановления Верховного суда «Об ответственности за неисполнение судебных актов».
Утверждение о том, что алименты не платят лишь безработные, — миф. По статистике только каждый четвертый (23,6%) должник имеет постоянный заработок, а остальные 76% платят от случая к случаю. Вывести на чистую воду неплательщиков сегодня, когда в стране развиты современные средства поиска и идентификации личности по ИИН, мобильным данным, а государственные и частные судоисполнители подключены к системе информационного обмена правоохранительных и специальных органов, не составляет особого труда. Помогают в этом и общественные организации с помощью социальных сетей, где нерадивые родители хвалятся новой машиной, квартирой, повышением по службе или постят фото с отдыха, при этом судебным исполнителям жалуются, что у них нет работы либо доход минимальный.
Но, несмотря на это, долги по алиментам в Казахстане с каждым годом растут и по некоторым данным уже составляют несколько миллиардов тенге. Чиновники признают — существующая система взыскания выплат неэффективна. Об этом свидетельствует статистика. Так, в 2018 году из 248 087 документов судоисполнители окончили работу лишь над 25%, за три месяца этого года из 201 739 — только над 8%. Один родитель может быть должен нескольким детям. При этом количество детей, которые живут на алименты, госорганам точно неизвестно. В официальной отчетности суммы задолженности по алиментам достоверно не отражаются. Сейчас комитет по правовой статистике и специальным учетам Генпрокуратуры совместно с Министерством юстиции прорабатывает этот вопрос.
Проблемы по этому вопросу из года в год остаются одни и те же. С 2016 года алиментные дела исполняют как государственные, так и частные судебные исполнители. Но их львиная доля, 80-90%, передана «частникам», которые не заинтересованы в исполнении, поскольку нет оплаты за работу. Проценты с таких «социальных» дел не получишь, поэтому им это невыгодно. Из 206 308 (83% от всех дел) в 2018 году исполнено 18%, из 187 370 (92,9%) исполнительных листов, находившихся в производстве по итогам первого квартала 2019 года, исполнено 6,6%.
Часто бывает так, что должники по алиментам скрываются, и об их местонахождении судебным исполнителям ничего не известно. Согласно статистике, в 2018 году разыскивали 1864 алиментщика, прекратили розыск в отношении 1786 (с учетом объявленных в прошлые годы), за первый квартал 2019 года разыскивали 451 должника, прекратили розыск в отношении 522 (также с учетом ранее объявленных в розыск).
Лишать прав
В различных странах по-разному борются с неплательщиками алиментов: приговаривают к обязательным работам, запрещают мужчинам становиться отцами в течение определенного срока. Практикуют систему стоп-карт, которая заключается в том, что должник не может выехать за рубеж, воспользоваться услугами государственных структур, например, ЦОНов, банков, а также не имеет возможности совершать гражданско-правовые сделки. В Казахстане тоже воздействуют на должников различными ограничениями — применяют запрет на выезд за пределы страны, лишение лицензий и патента, а также водительских прав. В последние годы стали изымать автомобили. До тех пор пока они не погасят долги перед детьми, машины находятся на штраф- стоянке. Если же нерадивые родители игнорируют требования, то автомобили выставляют на аукцион и с вырученной суммы оплачивают их долги по алиментам. Кроме того, в некоторых регионах неплательщиков лишают водительских прав до тех пор, пока они не выполнят свои родительские обязательства. Помимо этого они могут лишиться лицензий, например, на реализацию алкогольной продукции. Еще одна мера — моральное воздействие. На сайте комитета по правовой статистике и специальным учетам Генпрокуратуры РК есть специальный сервис, где опубликованы фотографии должников по алиментам. Также там можно ввести данные на интересующего вас человека, и в случае если он есть в черном списке, откроется его фото. К слову, попав на эту «доску почета», устроиться на новую работу будет куда сложнее, да и на старой можно существенно подпортить свою репутацию. Все эти меры дают определенный эффект, но проблема полностью так и не решается.
Общественные организации считают, что если неплательщик алиментов госслужащий, то он не может занимать свое кресло, поскольку забывший про обязанности перед своим ребенком забудет про ответственность перед народом.
Не хочешь — заставим
Поскольку действующая система взыскания алиментов на содержание детей в долевом соотношении к заработку не способна в полном объеме обеспечить все необходимые потребности, предлагают изменить подход. В этом году сенатор Сауле Айтпаева обращалась к премьер-министру страны с соответствующим депутатским запросом. Она предлагала размер алиментов определить по специальной таблице, которая построена следующим образом: доходы родителей поделены на группы в соответствии с их размерами, а возраст детей — на четыре группы (ясельные, дошкольные, средних и старших классов). В соответствии с возрастом ребенка и размером дохода определяют максимальную сумму алиментов. Вместе с тем в этой таблице необходимо учесть категорию детей с особыми потребностями, где ставка к уплате будет выше ввиду расходов на здоровье.
Но, учитывая, что должники сегодня не платят даже «по минимуму», то по «максимуму» и подавно не будут платить. Возможно, стоит расширить ограничительные меры — ввести «табу» на получение кредита в банке, справок в ЦОНах. По полной программе «обложить» неплательщиков алиментов.
Не у всех безответственных родителей есть водительские права или имущество, которое можно изъять для дальнейшей продажи. Более того, у некоторых нет даже работы, по крайней мере, официальной. Сегодня отсутствует алгоритм взаимодействия судоисполнителей и органов соцзащиты по вопросам трудоустройства должников. Депутаты предлагают, на их взгляд, действенный метод, чтобы заставить недобросовестных родителей платить по долгам. В частности, внести изменения и дополнения в Закон «О занятости населения» по расширению компетенции местных исполнительных органов для установления квоты рабочих мест для лиц, имеющих задолженность по алиментам. (Статьей 9 этого закона предусмотрена квота только для инвалидов, для лиц, состоящих на службе пробации, освобожденных из мест лишения свободы и т.д.). Если должник нигде не работает и по этой причине не может выполнять «родительские обязательства», то судоисполнители, которые сегодня не обладает правом принуждать должника к трудоустройству, должны выдать ему направление в центр занятости населения для постановки на учет в качестве безработного или для поиска работы.
Также предлагают сделать всю систему исполнения алиментных дел прозрачной, автоматизировав ее. Задумка такова, чтобы граждане имели возможность отслеживать работу судебного исполнителя по электронному документу в режиме онлайн посредством личного кабинета на Едином портале государственных услуг.
Что касается розыска должников и беглецов, то есть практический опыт Генеральной прокуратуры и Министерства внутренних дел, когда скрывавшихся находили по купленным авиа-, железнодорожным и автобилетам, а также сделкам по недвижимости. Этот опыт необходимо применять и по отношению к неплательщикам алиментов.
Алиментый фонд
Но самой эффективной мерой, как показывает практика многих зарубежных стран, таких как Латвия, Литва, Польша, Франция, является создание Государственного алиментного фонда. В государствах, где такие фонды есть, собирается около 90%потраченных бюджетных средств. В свое время Генеральная прокуратура предлагала создать в республике государственный алиментный фонд. Тем самым страна возьмет на себя обязательства по содержанию детей и, отыскав неплательщика (это тоже будет входить в обязанности фонда), истребует затраченные деньги. Однако эту инициативу отклонили, посчитав ее затратной. Есть вероятность, что выплата алиментов полностью ляжет на государство, то есть на налогоплательщиков, которым придется отдавать чужие долги. Также должен быть проработан механизм поиска неплательщика, чтобы доходы и имущество, которые он скрывает, можно было превратить в реальные деньги и алименты. Среди тех, кто не платит алименты, есть те, с кого и взыскать-то нечего. Непонятно, как государство будет поступать с безработным неплательщиком... Подобная практика существовала в советское время, и в большинстве случаев она не подтвердила свою эффективность. Заставить родителя платить алименты могла бы схема, когда при устройстве на работу необходимо предоставить справку о том, что он должен (или не должен) делать эти выплаты. В случае если «должен», соответствующую сумму изымали бы из зарплаты и переводили бы на счет ребенка. Однако эту идею необходимо обсуждать и дорабатывать, чтобы она не стала средством шантажа, а сам факт выплаты алиментов — основанием для отказа в приеме на работу. Поэтому, прежде чем создавать такой фонд, нужно повысить меры по эффективности взыскания алиментов.
Зарубежный опыт
В западных странах существуют два типа алиментов: на содержание детей (child support) и супружеские выплаты (alimony). Государства различаются прежде всего принципами начисления алиментов, но два главных подхода — от доходов родителя или расходов на ребенка — часто комбинируют. Во многих штатах США в расходы на ребенка включают медицинскую страховку. Размер алиментов зависит и от возраста ребенка. В некоторых штатах родители обязаны внести вклад в оплату обучения.
В Германии матерям-одиночкам алименты выплачивают до достижения ребенком трех лет. После этого женщина обязана выйти на работу. При расчете суммы алиментов учитывают возраст ребенка, возможный личный доход и среднюю годовую заработную плату отца, а также все его дополнительные доходы за этот год. Если папа безработный, обязательства по выплате алиментов берет на себя ведомство по делам детей и юношества. Однако эта услуга не безвозмездна — мужчина обязан будет выплатить весь долг после устройства на работу. А злостных неплательщиков еще и облагают пятипроцентными начислениями. В Германии долг по оплате алиментов является приоритетным по отношению ко всем остальным обязательствам. Поэтому нерадивые отцы вынуждены мириться с визитами судебного исполнителя, готового провести опись имущества.
В ряде зарубежных стран алиментные обязательства не прекращаются со смертью платившего их родителя при условии, что у него осталось имущество. В итоге новый владелец, если это не сам ребенок, должен выплачивать алименты.
Сегодня алименты выплачивают ежемесячно в размере: на одного ребенка — одной четверти от заработка и/или иного дохода родителей; на двух детей — одной трети; на трех и более детей — половины от заработной платы. Но зачастую горе-папаши и мамаши не афишируют размер истинного дохода, предоставляя «липовые» справки, в которых указывают, что у них якобы минимальная заработная плата, а на сегодня это 42 500 тенге. В этом случае, согласно законодательству, уплата алиментов на одного ребенка составляет 10 625 тенге, на двух детей — 14 167 и на трех и более детей — 21 250 тенге. Таким образом, мера ответственности, величина выплаты, родителя за своих детей составляет в месяц менее одного минимального прожиточного минимума (26 915 тенге).