В Казахстане ужесточают ответственность за совершение тяжких преступлений

О необходимости усилить ответственность по целому ряду уголовных правонарушений в своем Послании народу Казахстана заявил глава государства Касым-Жомарт Токаев

Представители Генеральной прокуратуры РК органа рассказали, за какие преступные деяния станут наказывать строже. В частности, ужесточение наказания коснется таких тяжких преступлений, как сексуальное насилие, педофилия, распространение наркотиков, торговля людьми, бытовое насилие против женщин и тяжкие преступления против личности, в особенности против детей.

О необходимости усилить ответственность по целому ряду уголовных правонарушений в своем Послании народу Казахстана заявил глава государства Касым-Жомарт Токаев

Преступление и наказание

«Будет усилена ответственность за насильственные преступления против половой неприкосновенности, изнасилования и совершение насильственных действий сексуального характера будут теперь относиться к категории тяжких преступлений. Даже при отсутствии отягчающих обстоятельств такие преступления относятся к тяжким. Все вызовы сексуального характера в отношении детей жестко наказываются», — отметил заместитель генерального прокурора РК Марат Ахметжанов. Наказание за изнасилование и насильственные действия сексуального характера увеличат до восьми лет лишения свободы. Появится отдельный квалифицирующий признак совершения преступления при выполнении служебных обязанностей, который предусматривает более строгую ответственность. Но самое главное, что совершение сексуального насилия в отношении несовершеннолетних теперь будет предусматривать пожизненное заключение или не менее 20 лет лишения свободы. При этом срок административного надзора лицам, отбывшим наказание за преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних, также увеличат до пяти лет.

Примечательно, что родителей и других лиц, скрывающих факты педофилии, также намерены наказывать. Сейчас законом предусмотрено уголовное наказание за совершение коррупционных преступлений и сокрытие преступления, за недонесение о готовящемся террористическом акте. Также наказывают тех, кто не сообщал о тяжелых фактах педофилии. «За это тяжкое преступление предусмотрено до шести лет лишения свободы. То есть этот закон распространяется на сотрудников и руководство специализированных детских учреждений, которые скрывали факты сексуального насилия над детьми. Такая же ответственность возлагается на опекунов и родителей ребенка», — констатировал замгенпрокурора.

Волшебный укол?

Казахстан по количеству изнасилований в 2018 году (показатель — 7,88 на 100 тысяч человек) занимает первое место в странах СНГ. При этом в большинстве проанализированных государств показатель в разы (!) меньше. В Узбекистане — 0,67, в РФ — 2,3. Это свидетельствует о том, что у нас с этим видом тяжкого преступления ситуация очень плачевная. Самое суровое наказание внедрили в прошлом году — химическую кастрацию. Это процедура, при которой вводят медицинской препарат, блокирующий действие мужского гормона, что приводит к полному подавлению сексуального влечения. Применение принудительных мер медицинского характера в виде химической кастрации проводят на основании решения суда по результатам судебно-психиатрической экспертизы. В декабре прошлого года к химической кастрации приговорили трех осужденных за изнасилование или другие сексуальные действия в отношении несовершеннолетних: 63-летнего жителя Восточно-Казахстанской области, развращавшего малолетних девочек, а также жителей Карагандинской и Кызылординской областей.

Всего к химической кастрации в Казахстане приговорили 11 человек. Сейчас процедуру проводят двум осужденным — в учреждениях Павлодарской и Акмолинской областей.

Такое наказание осуществляют в тюрьмах либо в амбулаториях, которые предоставляют психиатрическую помощь уже освобожденным. Стоимость препарата, содержащего ципротерон (выбранный в Казахстане антиандроген), составляет до 4 тысяч за одну ампулу. На проведение химической кастрации педофилов в РК в 2018 году выделили 9,6 миллиона тенге. За явкой педофилов на инъекции должны следить органы, осуществляющие административный надзор. Кроме того, человеку под адмнадзором нельзя выходить из дома в определенное время, посещать общественные места и общаться с детьми без ведома их родителей.

Между тем медикаментозную профилактику половых преступлений применяют во многих штатах США, Канаде и в ряде европейских государств — Великобритании, Франции, Германии, Дании, Израиле, Швеции, Польше, Норвегии. Ее применение в американских штатах является обязательным, в европейских странах, за исключением Польши — добровольным. В Германии, например, если педофил дал согласие на химическую кастрацию, он получает право на условно-досрочное освобождение. В России химическая кастрация де юре есть, но она возможна исключительно при добровольном согласии осужденного. Что касается принудительной химической кастрации, то подобную инициативу в России выдвигали, но ее отклонила Госдума. Финансировать процедуру предлагали по «смешанной системе», привлекая частные средства, чтобы снизить давление на госбюджет в условиях экономического кризиса в стране.

Впрочем, медики считают химическую кастрацию полумерой. Они признают: лечение педофилии представляет значительные трудности и может быть эффективным только при наличии осознанного согласия и твердой установки на терапию у пациента. По их словам, один укол никакого эффекта не даст. Он подавит выделение тестостерона, но если терапия не продолжится, сексуальное влечение у человека возникнет вновь. Более того, проблема применения ципротерона (препарат, который используют в Казахстане) в том, что его действие подавляет алкоголь, а начинается оно только после четвертого укола.

Некоторые правозащитники выступают против таких мер, называя их «пытками». Они напоминают, что Конституцией нашей страны и ратифицированной Конвенцией ООН против пыток такие деяния запрещены. Кроме того, считают, что для начала следует навести порядок в судебной системе и объективно подходить к расследованию подобных дел, чтобы потом не получилось, что кастрировали ни в чем не повинного человека.

Казнить, нельзя помиловать!

Согласно проведенным многочисленным соцопросам, большинство казахстанцев ратуют за смертную казнь для педофилов. «Нечего таких людей содержать за наши налоги», — считают многие казахстанцы. За это выступают и некоторые депутаты. В частности, с этой инициативой выступил недавно сенатор Мурат Бактиярулы. «Насилие, изнасилование женщин, особенно изнасилование маленьких детей, их похищение, вообще похищение людей — это те преступления, которые относятся к тяжким. К сожалению, в соответствии с нашим Уголовным кодексом за такие преступления до сих пор назначают недостаточно строгие наказания. В прошлые годы мы, группа сенаторов, поднимали вопрос о том, чтобы за тяжкие преступления назначали наказание в виде смертной казни. К сожалению, эту инициативу не поддержали. Как член парламента, считаю — за тяжкие преступления в отношении детей и женщин мы должны назначать смертную казнь», — отметил депутат.

Мажилисмен Нуржан Альтаев также считает, что в Казахстане «чрезмерно мягкое отношение к насильникам», к тому же есть законодательные возможности, чтобы смягчить или избежать наказания, также отсутствуют механизмы, обеспечивающие физическую и психологическую защиту потерпевших. «Раньше насильников подвергали жестким, а порой очень жестоким наказаниям. Я буквально недавно посмотрел «Жеті жаргы» Тауке хана, в котором изнасилование в казахской степи всегда приравнивалось к убийству человека, и наказывали за это смертной казнью», — отметил мажилисмен. В этой связи он инициировал законопроект по внесению изменений и дополнений в Уголовный кодекс, Уголовно-процессуальные кодексы РК по ужесточению наказания за насилие и улучшение защиты прав жертв насилия при досудебных расследованиях и в судебном разбирательстве. В частности, предусматривается внесение следующих изменений: исключение возможностей назначения более мягкого наказания при совершении преступления против половой неприкосновенности; исключение права на условно-досрочное освобождение для лица, совершившего особо тяжкое преступление против половой неприкосновенности; принудительная химическая кастрация лицам старше 18 лет, совершившим уголовное правонарушение против половой неприкосновенности несовершеннолетних вне зависимости от психического состояния последнего; исключение сексуального насилия из списка дел частных публичных обвинений, соответственно, нужно засчитывать дела публичного обвинения; увеличение сроков заключения за сексуальное насилие. При совершении насилия в отношении несовершеннолетних — в зависимости от наличия или отсутствия прочих отягчающих обстоятельств до пожизненного заключения, при совершении насилия в отношении малолетних — наказывать только пожизненным лишением свободы. Действующая норма — от 17 лет либо пожизненно.

Напомним, что в Казахстане указом президента от 17 декабря 2003 года введен бессрочный мораторий на исполнение высшей меры наказания до решения вопроса о ее полной отмене.

Во многих странах с насильниками не церемонятся. Так, в Китае их приговаривают к смертной казни. Более того, в некоторых случаях исполнению наказания сопутствует нанесение увечий гениталиям насильника. В Иране насильнику грозит виселица либо публичный расстрел. В некоторых случаях, по просьбе жертвы, смертная казнь может быть отменена. Но ее заменяют на 100 ударов плетью и пожизненное заключение. Во Франции насильник может быть приговорен к 15-летнему лишению свободы. В зависимости от обстоятельств такой срок может быть изменен на пожизненное заключение или 30 лет лишения свободы. За сексуальные домогательства — штраф в размере 30 тысяч евро, а попытка изнасилования грозит наказанием до пяти лет тюрьмы и штрафом 75 тысяч евро. В Северной Корее нет снисхождения к насильнику, его сразу же при- говаривают к смертной казни посредством выстрела в голову на публике. В Афганистане также суд обязывает специальные органы совершить расстрел преступника в течение четырех дней. В Индии, где изнасилования, особенно в крупных городах, являются распространенным явлением, в связи с чем страна снискала репутацию как одна из самых опасных для женщин, ситуация в последние годы изменилась. В 2012 году групповое изнасилование студентки, которая впоследствии скончалась, вызвало бурный протест как в самой стране, так и во всем мире. В результате в 2013 году президент одобрил смертную казнь за это преступление. Принятые поправки в Уголовный кодекс предусматривают допустимость вынесения смертных приговоров по делам, когда изнасилование стало причиной смерти или вегетативного состояния.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру