Останутся ли казахстанские учителя в роли «бюджетных крепостных»

В этом году планируют принять самый ожидаемый закон «О статусе педагога». Власти надеются, что он повысит роль учителя в стране и создаст систему социальных гарантий для преподавателей.

Останутся ли казахстанские учителя в роли «бюджетных крепостных»

Капля в море

Недавно на заседании правительства одобрили законопроект «О статусе педагога». Над его концепцией работали в течение трех с половиной месяцев более 60 человек, представляющих все сферы образования. Изучили аналогичные законы таких стран, как Китай, Финляндия, а также ближайших соседей — Кыргызстана, Узбекистана. За основу взят модельный закон СНГ. Готовый проект довели в первую очередь до тех, под кого его, собственно, и писали. Учителя страны проявили небывалую активность в его обсуждении. Поступило более восьми тысяч предложений от работников образования. Законопроект они расценили как реальную возможность изменить свое положение «бюджетных крепостных».

Когда возникла идея принять такой документ, у учителей было немало надежд на то, что наконец-то их трудовая жизнь изменится к лучшему. Разработанные законопроекты «О статусе педагога» и «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам статуса педагога, снижения нагрузки на ученика и учителя» действительно предусматривают немало новшеств. В первую очередь это касается зарплаты учителей, которая остается одной из самых низких в республике и составляет всего лишь 65% от средней заработной платы по экономике. Более 60% учителей считают, что их труд плохо оплачивается. Если сравнить с доходами европейских коллег, то это и вовсе «капля в море», даже с учетом другого уровня цен.

В Казахстане, согласно статистическим данным, средняя зарплата учителя на конец 2018 года составила 102 тысячи тенге ($262). Начинающий педагог получает от 50 тысяч тенге ($129). Проблема в том, что зарплаты учителям исчисляют от БДО (базового должностного оклада), размеры которого не меняли в течение девяти лет — это 17 697 тенге ($45). Поэтому 500 тысяч педагогов в стране не чувствуют существенного повышения. Неоднократно отраслевой профсоюз работников образования и науки предлагал заменить БДО на показатель прожиточного минимума или минимальную месячную заработную плату, что повысило бы доходы педагогов в разы. Однако эту инициативу чиновники не поддерживают. В этой связи предлагают установить заработную плату учителей не ниже, чем в среднем в регионе, а в идеале, чтобы минимальная зарплата работников просвещения составляла от 300 тысяч тенге ($773). Только в этом случае, считают в профсоюзе, в эту профессию придут хорошие молодые кадры. Сейчас учителями становятся не по призванию, а лишь для получения высшего образования. Об этом говорит и тот факт, что в прошлом году выделили свыше восьми тысяч грантов на педагогические специальности, из них свыше четырех тысяч абитуриентов прошли с баллами ЕНТ 50-51. Таким образом, важнейшее дело — обучение детей — доверяют не самым выдающимся абитуриентам. А ведь от учителя зависит будущее нации.

Чтобы исправить ситуацию, нужно повысить престиж педагогических специальностей, а для этого — увеличить размер заработной платы всех учителей до средней в республике (в первом квартале 2019 года — 168 489 тенге, или $434), а также повысить стипендии студентам педагогических специальностей и создать экономические стимулы для абитуриентов. Глава государства уже дал конкретное поручение — увеличить зарплату педагогов в два раза в течение четырех лет. К слову, некоторые экономисты считают, что расходы государства на образование должны быть равны пяти процентам от ВВП и идти из Национального фонда. В этой связи предложено дополнительно выделить по $2 млрд в год.

По словам министра образования и науки Асхата Аймагамбетова, более полумиллиона учителей получат увеличение к заработной плате после принятия закона «О статусе педагога». «За классное руководство 173 тысячам педагогов, за проверку тетрадей 165 тысячам учителей вдвое будут увеличены доплаты. За квалификационные категории более 200 тысячам работников будут произведены доплаты от 30 до 50% от оклада. Будет введена доплата за наставничество в размере от одного базового должностного оклада», — сообщил глава ведомства. Наряду с мерами по повышению заработной платы и увеличению периода трудового отпуска до 56 дней предусматриваются доплаты за педагогическое мастерство. Законопроект дает акимам регионов полномочия самостоятельно, исходя из возможностей бюджета, оказывать материальную поддержку учителям.

Обманутые надежды

Однако в ходе обсуждений законопроекта «О статусе педагога» стало понятно, что ничего принципиально нового он не привнесет. Многие предложенные нормы постепенно нивелировали и сворачивали под разными предлогами. Так, первоначально была норма, предусматривающая выход на пенсию по достижении установленного пенсионного возраста при наличии 30-летнего стажа педагогической работы. Однако ее исключили, мотивировав тем, что за три десятка лет непрерывной работы учителя не успевают сделать достаточных пенсионных накоплений, чтобы иметь возможность дожить на них до конца своих дней. Этот вопрос остается открытым и по сей день. Министр образования и науки Асхат Аймагамбетов по этому поводу отметил: «Если мы предоставим педагогам такое право, то представители других профессий — врачи, работники культурной сферы — тоже поднимут этот вопрос. Поэтому он сегодня находится только на обсуждении. Мы не можем сказать, что по нему есть конкретное решение», — констатировал глава ведомства.

Из первоначального проекта закона исключили предложения о предоставлении оздоровительных выплат в размере двойного оклада, льгот при участии в жилищных программах, доплат за ученое звание. Закон сделали максимально беззатратным для государства.

Не материально, а морально

«Особый» статус педагога разработчики видят не в достойной заработной плате, а скорее в освобождении от несвойственных им функций. Сегодня многие учителя занимаются не своими прямыми обязанностями. Много времени они вынуждены посвящать заполнению различных отчетов для контролирующих структур. Кроме того, местные акиматы зачастую злоупотребляют своими полномочиями, задействуют преподавателей в административных целях, разного рода мероприятиях, не имеющих никакого отношения к системе образования. Психологическую нагрузку на педагогов и учащихся накладывает и оценочная система знаний в рамках обновленного содержания образования. При негативных результатах учителя подвергаются давлению со стороны руководства учебного заведения, поскольку низкие оценки негативно влияют на рейтинг школы. Основная идея законодательных новшеств — сократить нагрузку на учителей, оградить их от выполнения несвойственных функций, позволив высвободить время для саморазвития и творчества.

В законопроекте указывается, что нельзя привлекать учителей к видам работ, не связанных непосредственно с их профессиональными обязанностями — субботники, подворовые обходы. Нельзя требовать от педагогов предоставления каких-либо форм отчетности либо информации, не предусмотренных законами, а также проводить необоснованные проверки. За это положены штрафы. Так, за привлечение педагога к видам работ, не связанным с его профессиональными обязанностями, на должностных лиц возлагается штраф в размере 10 МРП (25 250 тенге, или $65). Требование предоставления от педагога каких-либо форм отчетности либо информации, не предусмотренных законодательством, предусматривает также предупреждение или штраф на должностных лиц в размере 3 МРП (7575 тенге). За возложение на педагога обязанности приобретать какие-либо товарно-материальные ценности для обеспечения учебно-воспитательного процесса за счет собственных средств должностных лиц предлагают наказывать штрафом в размере 3 МРП (7575 тенге).

Расширены профессиональные права педагога в части разработки и применения авторских методов обучения, выбора учебных пособий, введены права на избрание и занятие выборных должностей. Основными нематериальными стимулами стали сокращение нагрузки учителей и гарантия защиты чести и достоинства, первоочередной порядок предоставления места в детские сады, новый вид государственной награды и другие.

До конца года Минобразования обещает окончательно решить вопрос по пятидневной рабочей неделе для учителей. Ведомство дало рекомендацию школам о переходе на «пятидневку» с учетом наличия кабинетов, а также типовых учебных планов и решений педсоветов. В этом случае учитель вправе использовать субботний день на свое усмотрение.

Кроме того, расширяются профессиональные права педагога, в том числе право на защиту от необоснованного вмешательства в профдеятельность, на защиту чести и достоинства. В этой связи вносят изменения в Кодекс об административном правонарушении. Так, в проекте закона говорится, что унижение чести и достоинства педагога влечет штраф в размере 5 МРП (12 625 тенге, или $32). Необоснованное вмешательство в профессиональную деятельность педагога или воспрепятствование профессиональной деятельности наказывается для начала предупреждением, а после — штрафом в размере 3 МРП (7575 тенге). Статья 127 Кодекса об административных нарушениях дополнена следующим содержанием: «Унижение чести и достоинства педагога, совершенное несовершеннолетними, влечет штраф на родителей или лиц, их заменяющих, в размере 100 МРП (252 500 тенге, или $650)».

А масло где?

Защита чести и достоинства учителей — это, несомненно, хорошо, но их, как говорится, «на хлеб не намажешь».

Между тем повышение статуса педагога предполагает усиление требований к его деятельности. Вводят запрет на занятие педагогической деятельностью для лиц с ограниченной дееспособностью. В законопроекте предлагается, что с 1 января 2020 года лица, впервые приступившие к осуществлению профессиональной деятельности в качестве педагога, должны будут подтверждать соответствие квалификации. Однако недавно президент страны подверг критике систему оценки деятельности педагогов. Подтверждением тому стала проведенная в прошлом году так называемая «сертификация», в результате которой 35% учителей не смогли преодолеть пороговый уровень. По мнению руководства страны, правильную идею оценки уровня подготовленности учителей реализовали крайне бюрократично и однобоко. «Такого рода квазиреформы приводят к снижению престижа профессии учителя», — констатировал глава государства на августовской конференции в столице и призвал принять срочные кардинальные меры по решению этих проблем.

В сентябре законопроекты внесут в мажилис парламента.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру