В Казахстане ежегодно от бытового насилия погибает около 400 женщин

На учете полиции состоит более 81 тысячи алкоголиков и наркоманов

Семейно-бытовые конфликты сегодня уже не считаются сугубо внутрисемейным делом. Этот вопрос настолько актуален в стране, что его решают на самом высоком уровне.

На учете полиции состоит более 81 тысячи алкоголиков и наркоманов

Не подходи — посадят

В 1998 году Казахстан присоединился к Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин и таким образом взял на себя ряд обязательств. Однако чиновники не спешили их выполнять несмотря на то, что Комиссия ООН по контролю за исполнением Конвенции неоднократно указывала, что республика должна принять закон «О профилактике бытового насилия». Только спустя 11 лет, в декабре 2009 года, этот пункт выполнили и приняли соответствующий закон.

Раньше семейные ссоры полицейские старалась не замечать, считая это личным делом супругов, да и не имели конкретного алгоритма действий по профилактике насилия в быту. Но с вводом в действие специальных законов «О профилактике бытового насилия» и «О профилактике правонарушений» впервые по европейскому опыту ввели систему охранных ордеров. Это официальное распоряжение, которое выписывают семейному скандалисту. Устроил, например, муж дома скандал. Соседи позвонили в полицию. Приехавшие на место происшествия сотрудники задержали дебошира, но заявление на супруга его жена писать не хочет и явных синяков у нее не видно. В таком случае скандалисту выдают защитное предписание, в котором говорится, что отныне ему запрещается устраивать дома скандалы, поднимать руку на домочадцев. После чего участковый инспектор несколько раз в неделю навещает его по месту жительства с проверкой. Ранее срок защитного предписания составлял 10 дней, теперь — 30. Нарушение запретов влечет ответственность в виде предупреждения или административного ареста сроком до пяти суток.

В случае нежелания исправиться судом могут быть установлены особые требования к поведению нарушителя на срок от трех месяцев до одного года. При этом помимо запретов на контакт с потерпевшим могут вводить дополнительные «табу», например, на использование и хранение любого вида оружия. Также предусмотрена возможность временного выселения семейного дебошира (при наличии у него другого жилья), запрета на контакт с несовершеннолетними членами семьи, употребления дома алкоголя на срок от трех месяцев до одного года.

В целом принятые законодательные меры, по словам полицейских, способствовали ежегодному снижению уровня семейно-бытовой преступности в стране в среднем на семь процентов. С момента принятия законов сотрудники полиции вынесли более 800 тысяч защитных предписаний в отношении семейных дебоширов, установили свыше 30 тысяч особых требований к их поведению.

Кроме того, в структуре Министерства внутренних дел еще в 1999 году, по поручению президента, создали подразделение по защите женщин, которое не имеет аналогов на постсоветском пространстве. Также в стране существуют 36 кризисных центров, часть из которых финансируют за счет местных бюджетов.

Казнить нельзя помиловать

Несмотря на применяемые меры по профилактике правонарушений в семейно-бытовой сфере, сегодня остается ряд проблем, в том числе и законодательного характера. Семейное насилие по-прежнему считается частной проблемой, и государство старается не вмешиваться в отношения между мужем и женой. Более того, в случае конфликтных ситуаций, стремясь сохранить семью, женщины зачастую отказываются от возбуждения уголовного или административного дела, поэтому очень мало дел доходит до суда.

Эффективность профилактики значительно снизилась в условиях нового законодательства. Это связано с переводом в уголовные таких правонарушений, как «Причинение легкого вреда здоровью» — статья 108 и статья 109 «Побои». За бытовое насилие в Казахстане теперь привлекают только к административной ответственности, а не к уголовной ответственности.

Прежде мужа, поднявшего руку на жену, могли максимум оштрафовать. Статьи Уголовного кодекса, предусматривающие аресты сроком от 45 до 60 суток, не работали. Теперь же семейного тирана можно задержать на 15 суток. Однако штрафы за побои и причинение легкого вреда здоровью при этом стали меньше.

Для сравнения: умышленное причинение легкого вреда здоровью по Уголовному кодексу наказывалось штрафом в размере до 200 МРП (на 2019 год один МРП равен 2525 тенге), исправительными работами в том же размере, привлечением к общественным работам на срок до 180 часов; арестом на срок до 60 суток (применение ареста приостановили до 2020 года в соответствии со статьей 467 УК РК). По той же статье в Административном кодексе наказывают штрафом 15 МРП либо административным арестом на срок до 15 суток. Также в Административном кодексе в этой же статье есть еще вторая часть, в которой говорится о том, что если кто-то совершает это же правонарушение (побои) повторно в течение года, то это влечет административный арест сроком до 20 суток. Для тех лиц, к которым арест не применяют, по этой же статье предусмотрен штраф в размере до 30 МРП. По статье «Побои» Уголовный кодекс предусматривал наказание: штраф в размере до 100 МРП либо исправительные работы в том же размере, привлечение к общественным работам на срок до 120 часов; арест на срок до 45 суток (применение ареста также приостановили в соответствии со статьей 467 УК РК). В Административном кодексе за побои будут наказывать штрафом в размере 10 МРП либо административным арестом на срок до 10 суток. При рецидиве посадят уже на 15 суток.

В том, что законодательство в отношении семейно-бытовых конфликтов изменилось, есть свои минусы и плюсы. С одной стороны, перевод из Административного кодекса в Уголовный этих статей облегчает жизнь женщине.

Жертве теперь не надо бегать и собирать доказательства того, что ее действительно избили, теперь этим занимается полиция. С другой — даже если муж-агрессор отсидит 15 суток или заплатит штраф, это не значит, что он станет «белым и пушистым». Поэтому политика наказания для семейных тиранов должна измениться в целом.

По семейно-бытовой категории дел люди редко обращаются в полицию. Если раньше в течение 1-2 суток полиция успевала оформить, а суд рассмотреть административный материал по таким фактам, до рассмотрения дела судом семейного дебошира задерживали на срок до 48 часов, это было весьма действенной мерой. Сейчас полиция лишена таких возможностей, а срок задержания — всего три часа. За это время невозможно утихомирить семейного тирана, и, возвращаясь в семью, он еще больше терроризирует родных.

Процедура досудебного расследования по этим ставшим уже уголовным проступкам требует дополнительного времени. Суды из-за отсутствия арестных домов в стране вынуждены налагать штрафы на виновных. Бремя оплаты ложится на семью. Поэтому жертвы насилия, а в основном это женщины, не желая дальнейшего разбирательства, не обращаются в частном порядке в суд, а направленные материалы в полицию остаются нерассмотренными.

Также на практике почти не применяют норму закона, устанавливающую запрет лицу, совершившему бытовое насилие, проживать вместе с потерпевшим до 30 суток. Причина, по которой эта норма остается лишь на бумаге — отсутствие механизма определения жилья для нарушителя. МВД предлагает отменить эту норму и выселять «возмутителя спокойствия» вне зависимости, есть у него жилье или нет. Такая практика есть в Соединенных Штатах Америки, большинстве европейских стран, а на постсоветском пространстве — в Беларуси.

Однако ни прежние, ни нынешние меры не дают женщине гарантий. Между тем, по данным ОЮЛ «Союз кризисных центров Казахстана», в республике ежегодно от бытового насилия погибает около 400 женщин.

Профилактика: пьянству — бой

Важным аспектом общей профилактики является борьба с алкоголизмом, поскольку зачастую пьяные ссоры и скандалы — это причины совершения бытовых правонарушений. В Казахстане в состоянии опьянения совершается почти каждое пятое преступление, около половины убийств и более 60% всех семейно-бытовых преступлений.

На учете органов полиции состоит более 81 тысячи лиц, злоупотребляющих алкоголем и принимающих наркотики, из которых свыше 1,5 тысячи в этом году были направлены в организации для принудительного лечения от алкоголизма. В целях пресечения «пьяных» бытовых преступлений лиц в состоянии опьянения помещают в центры временной адаптации и детоксикации системы здравоохранения. В этом году в такие центры сотрудники полиции доставили свыше 44 тысяч лиц. Но в стране не хватает медицинских вытрезвителей, которые находятся в ведении Министерства здравоохранения. В МВД считают, что их сеть должна быть расширена. Малочисленны в стране и наркологические организации для принудительного лечения лиц, больных алкоголизмом. К тому же достаточно сложной остается сама процедура направления лица на принудительное лечение от алкоголизма. Участковый инспектор вынужден тратить на оформление одного человека в среднем не менее 12-15 суток, при этом есть другие чисто медицинские проблемы. К состоянию здоровья принимаемых пациентов наркологи применяют чрезмерно завышенные требования. Направляемые туда лица не должны страдать побочными болезнями, кроме как алкоголизмом. Однако в Министерстве здравоохранения не раз высказывались против расширения сети медвытрезвителей и наркодиспансеров, считая это нецелесообразным и приводя в пример мировой опыт, когда многие страны идут по пути гуманизации и закрывают такие учреждения.

Как показывает практика, даже наличие специализированного Закона «О профилактике бытового насилия» (к слову, за время его существования в него семь раз вносили поправки) не решило всех проблем в семейно-бытовой сфере. Насилие в той или иной форме наблюдается и сейчас в каждой четвертой семье. Поэтому в первую очередь необходимо устранять не последствия, а предотвращать причины семейных конфликтов. В этом плане у государства нет системной работы. Также нужно развивать службу психологической и юридической помощи. Во многих странах приоритет в этих вопросах на стороне жертвы, которую всячески охраняют, предоставляя временное жилище, адвоката, временную опеку над детьми. Поэтому за рубежом, уверенные в своей безопасности, многие женщины всего лишь после одного грубого слова в свой адрес готовы «затаскать» обидчиков по судам. У нас же женщины зачастую терпят побои и унижения в семье из-за материальной зависимости, отсутствия средств и жилья, страха осуждения обществом, стремления сохранить семью для детей. Специалисты же должны помогать не только жертве семейно-бытового насилия, но и консультировать самого дебошира, открывая все возможные последствия его действий.

Важно понимать, что эту проблему невозможно решить только законодательными мерами, и большое внимание нужно уделять воспитанию в семье, где должны пропагандироваться сохранение семейных традиций, уважительное отношение друг к другу и культура поведения.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру