Казахстанские чиновники научились обходить запреты на роскошь

07.08.2019 в 06:35, просмотров: 493

Казахстанским чиновникам все-таки запретили покупать люксовые автомобили, предложив передвигаться на автомобилях, произведенных в стране. Значит ли это, что теперь они пересядут на продукцию отечественного производства?

Казахстанские чиновники научились обходить запреты на роскошь

Выбор не велик, но он есть

Еще в 2018 году Союз предприятий автомобильной отрасли Казахстана выступил с инициативой о запрете покупок иностранных автомобилей госучреждениями страны. Причиной такого предложения послужили солидные траты, которые бюджет страны понес годом ранее по этой статье. Так, за 2017 год «автомобильная» графа расходов составила 4,7 миллиарда тенге. Документ долго блуждал по кабинетам высоких чинов, поскольку были как его сторонники, так и противники. И в итоге государственным органам Казахстана на два года запретили приобретать легковые автомобили иностранного производства в рамках госзакупок. Соответствующее постановление правительства подписал премьер-министр страны Аскар Мамин.

«В целях защиты внутреннего рынка Республики Казахстан, развития национальной экономики и поддержки отечественных товаропроизводителей при осуществлении государственных закупок установить запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, по перечню согласно приложения, за исключением, если такие товары производятся юридическим лицом Республики Казахстан, имеющим сертификат о происхождении товара формы CT-KZ, — сообщается на официальном интернет-ресурсе Министерства индустрии и инфраструктурного развития РК.

Впредь казахстанским госструктурам предстоит довольствоваться либо уже купленной техникой, либо чем-то из списка моделей, собираемых в Казахстане крупноузловым методом. Здесь нельзя сказать, что чиновников оставили без выбора, ведь список указанных выше машин переваливает за три десятка моделей. Другое дело, что класс этих автомобилей существенно отстает от того шикарного ассортимента, который сегодня представляют лидеры мирового автопрома и к которому привыкли «слуги народа».

У нас в стране любят большие машины, причем речь идет не только о сотрудниках госорганов и госпредприятий. Ландшафт и территория страны к этому располагают. Статус «народного автомобиля» уже не первый год держит Toyota Land Cruiser во всем диапазоне моделей. И именно от них чиновникам будет отказаться сложнее всего. Какова же альтернатива?

Ознакомившись со списком авто отечественной сборки, несложно прийти к выводу, что сравнивать попросту не с чем. В категории «cреднеразмерный внедорожник» числятся лишь Chevrolet NIVA и UAZ Patriot, в категории «компактный внедорожник» красуется LADA 4×4 (старая добрая «Нива»). Более обширный выбор представлен сегментом кроссоверов от таких брендов как Chevrolet, Tracker, Hyundai, JAC и Kia.

Согласитесь, крайне сложно представить кортеж акимата города или области, состоящий из «Нив» или «Уазов»…

Автомобилей представительского класса F в Казахстане не производят вовсе, а ближайший по классу кузов даже не E, а D (семейный автомобиль) — это Skoda Superb. Вот и получается, что если следовать прежним привычкам и соответствующему уровню комфорта, то замена неравноценная. Выходит, что чиновники будут до последнего ездить на ранее купленных «крузаках» или все-таки есть другое решение?

Впереди планеты всей

Выход из ситуации есть. Закупать теперь закон не позволяет, но ведь взять в аренду автомобиль никто не запрещал. Тем более что уже есть вполне рабочие схемы, позволяющие и закон не нарушать, и себя не ущемлять в комфорте. Аналогичная ситуация, вызывающая недовольство общественности, прослеживается в соседней России. Там чиновники спускают «на проезд» очень приличные суммы. Из-за этого еще в 2016 году для российских чиновников впервые ввели лимит на покупку автомобилей за счет бюджета. Причем даже приняли градацию, следуя которой, класс автомобиля снижался или мог наоборот, повыситься в зависимости от ранга чиновника. Так, руководители в ранге министра и замминистра не могли передвигаться на машинах дороже 2,5 миллиона рублей, руководителей подразделений ведомств ограничили автомобилями не дороже 1,5 миллиона рублей. С того времени законы становились все суровее, однако россияне проявляют удивительную способность подстраиваться под ужесточающееся закупочное законодательство. И здесь им на выручку пришла аренда автомобилей.

Однако, по мнению многих экспертов, аренда автомобилей — еще более безответственная и беспечная трата бюджетных денег, чем покупка люксовых авто. И в качестве аргумента приводят такой довод, с которым сложно поспорить: действительно, такие машины даже не становятся собственностью госструктуры, их невозможно потом продать, чтобы хоть частично компенсировать расходы.

Есть все основания полагать, что подобный сценарий предстоит пройти и Казахстану. К слову, некоторые из местных чиновников, не дожидаясь введенного моратория, перешли на платформу аренды автомобилей с водителями. Так, в Павлодарской области для перевозок госслужащих существует целое предприятие — ТОО «Автохозяйство Павлодарской области». Согласно данным, опубликованным на сайте госзакупок, эта практика началась еще в 2016 году. Причем уже за тот период некоторые затраты выглядят достаточно спорно.

Например, ГУ «Управление ветеринарии Павлодарской области» взяло в арен ду автомашину марки VOLVO S-80 за 5,6 миллиона тенге. Зачем эксплуатировать столь непопулярную в стране машину — вопрос риторический. Хотя, если посмотреть техническую спецификацию, то все встает на свои места. Ведь, если машина сломается, то поставщик услуг обязан в течение 45 минут осуществить замену «автотранспортного средства на аналогичный или на транспорт с лучшими качественными и эксплуатационными характеристиками». И здесь любопытна даже не сама марка и модель, а сумма сделки. Согласно той же спецификации, требовался автомобиль не ранее 2006 года выпуска. Но за 5,6 миллиона тенге S-80 можно не только арендовать, но и купить целиком. Даже сегодня такое предложение должно вызывать вопросы. Мы нашли на сайте продажи автомобилей объявление, в котором авто, отвечающее всем требованиям госзаказа, оценивается всего в 4,7 миллиона тенге — это за экземпляр не старше 10 лет.

Собственно говоря, Павлодарская область может похвастаться и другими рекордами. В 2017 году для обслуживания высших должностных лиц региона ГУ «Аппарат акима Павлодарской области» заключило договор на аренду легковых автомобилей с водителями на сумму 128,5 миллиона тенге (согласно номеру закупки 1359667-1). И тут в технической спецификации зафиксированы высококомфортабельные автомобили с объемом двигателя не менее (!) 4600, 4700 и 5700 кубических сантиметров. Согласно таким требованиям, ни одна «Нива» и даже «Хундай» не подойдут. То есть вновь речь о топовых внедорожниках японских производителей. Только зачем аппарату акима столь суровые и отнюдь не дешевые в обслуживании транспортные средства?

Помимо акима с его заместителями все 24 областных управления, а также аппарат областного маслихата и областная ревизионная комиссия заключают свои отдельные договоры с ТОО «Автохозяйство Павлодарской области» на аренду служебных машин с водителями. У каждого ведомства суммы варьируются от 3-4 до 10 миллионов тенге и более. За весь 2018 год управления областного акимата потратили на автопоездки более 100 миллионов тенге. А всего расходы на поездки областных чиновников по итогам года составили без малого четверть миллиарда тенге (все контракты ТОО «Автохозяйство Павлодарской области» можно увидеть на сайте госзакупок).

За что боролись…

Кстати, учредителем ТОО «Автохозяйство Павлодарской области» является областной акимат. Каждый год аппарат акима региона, а также областные управления и территориальные госучреждения заключают с ТОО договоры на аренду служебных машин вместе с водителями. Закупаемые автотранспортные услуги оказывают частные компании-перевозчики, но аппарат акима и облакиматовские структуры заключают контракты именно с «Автохозяйством Павлодарской области». Формально услугу они заказывают у самих же себя. 

Акиматы из остальных регионов Казахстана также имеют «свои» автопарки, задача у всех одна — делать жизнь чиновников комфортной и уютной. К примеру, аппарат акима Западно-Казахстанской области в 2018 году заключает контракты с ТОО «Хозяйственное управление аппарата акима ЗКО», в Туркестанской области это ТОО «Хозяйственное управление аппарата акима ЮКО», Алматы обслуживает специализированное ТОО «Хозяйственное управление города Алматы» (ХОЗУ).

В союзе предприятий автомобильной отрасли Казахстана «КазАвтоПром» отмечают, что госзакупки имеют важное значение для восстановления отрасли после кризиса, с которым отечественные производители столкнулись в 2014-2015 годах. В 2018 году почти 11 процентов сбыта отечественных автозаводов пришлись на автомобили, приобретенные госструктурами. Всего, по данным союза, за первые шесть месяцев 2019 года в стране произвели 20 623 автотранспортных средства, включая легковую, грузовую, автобусную технику, спецмашины и прицепы. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года производство выросло более чем на 40 процентов.

Хотя «КазАвтоПрому» удалось добиться введения моратория на покупку иностранных автомобилей, преследуя при этом благую цель — увеличение продажи машин отечественной сборки, нет никаких гарантий того, что чиновники будут двигаться в фарватере этой концепции. То есть автопарк будет обновляться, однако вряд ли за счет покупки «Лады». Не тот уровень.

Быть может, казахстанским заводам следует расширить список машин, собираемых крупноузловым методом, добавив более ликвидные модели. В этом случае и продажи местного автопрома увеличатся, и государственные мужи сохранят добрые традиции — ездить «скромно» и со вкусом. Если же говорить об экономии бюджета, то это уже совершенно другая история, ведь и аренда автомобиля может быть разумным решением, но при этом необходимо контролировать соответствие арендной платы минимальным разумным критериям.