Акимат Алматы продвигает новый стартап

В обозримом будущем передвигаться по Алматы станет значительно проще: на улицы южной столицы планируют выставить сотни электросамокатов — транспорт «зеленых» технологий, которым могут управлять как тинейджеры, так и пенсионеры.

Акимат Алматы продвигает новый стартап

Тренд или потребность

Популярность электросамокатов в Алматы выросла настолько, что этот вид транспорта уже стал неотъемлемой частью летнего дорожного трафика. Пожалуй, исключением можно считать дождливые дни. Спрос у алматинцев на этот модный способ передвижения резко увеличился еще в прошлом году, и если сравнить статистику продаж с 2017 годом, то прирост общего объема электросамокатов и электровелосипедов составил 70%. В акимате уверены, что это связано с увеличением протяженности велодорожек. Аргумент этот небезоснователен. Развитие профильной инфраструктуры действительно дает свои плоды, но скорее всего основным импульсом все-таки послужила доступность.

На самом деле эксперименты с классическими самокатами начались еще в начале XX века, а инновационный прорыв в электротранспорте пришелся на рубеж 1990 — 2000-х годов. В этот период рывок в развитии получили электромоторы, небольшие по размерам и мощные, но очень дорогие по себестоимости. Тогда, как и сейчас, главной сложностью для инженеров было сохранение энергии. Изначально аккумуляторы электросамокатов были преимущественно свинцовые. Однако сегодня, с учетом новейших разработок, передовые производители закладывают в основу легкие, относительно негабаритные, но гораздо более емкие литий-ионные батареи. Та же Tesla в основе своей питается не одним огромным аккумулятором, а несколькими тысячами «пальчиковых». Но сейчас не об автомобилях, а о более компактном транспорте.

Параллельно со снижением себестоимости электросамокатов во всем мире произошло тотальное усложнение жизни автомобилистов, машины которых оборудованы классическими ДВС. Совпадение этих двух осей координат и вынесло электросамокаты на пик популярности. Во многих европейских и западных странах серьезной альтернативой личному автомобилю являются велосипеды и общественный транспорт. У нас же сложно и с одним, и с другим. Передвигаться по Алматы на велосипеде можно, но из-за особенностей ландшафта это не каждому под силу. Что касается общественного транспорта, то тут, увы, без комментариев. Говорить о каких-то прорывных достижениях можно будет только после того, как число автобусов и троллейбусов увеличат, по меньшей мере, вдвое. Другое дело электросамокат — нажал на дроссель и умчался в заданном направлении. Здесь не нужны ни физическая подготовка, чтобы преодолевать затяжные подъемы, ни сменная одежда, ведь после велопрогулки от человека вряд ли будет веять французскими ароматами.

Современное разнообразие самокатов поражает, они оснащены амортизаторами, подвеской, хорошими дисковыми тормозами (на некоторых моделях присутствует даже ABC), фарами, подсветкой и звуковыми сигналами. Что касается цен, то средний прайс составляет около 150 тысяч тенге, или 400 долларов, что сопоставимо со стоимостью средненького смартфона. Доступно? Не так чтобы очень, но, подкопив средств, можно приобрести. Однако здесь стоит отметить, что время эксплуатации электросамоката имеет не только сезонные, но и погодные ограничения. Другими словами, ни в дождь, ни в снег на таком транспорте особо не покатаешься. Таким образом, в зависимости от региона из 12 месяцев в году его можно будет эксплуатировать всего три-пять месяцев, и стоить самокат будет 1000 — 1650 тенге в день без учета подзарядки и при условии ежедневной эксплуатации.

А что если не покупать, а взять на время?

Кашу маслом не испортишь

Прокат самокатов в Алматы появился практически сразу после взлета их популярности, однако до недавнего времени эта услуга имела стихийный характер. На протяжении последних двух сезонов число предложений аренды выросло пропорционально росту продаж — на 70 процентов. На сайте бесплатных объявлений можно найти десятки предложений со стоимостью от 1200 до 3000 тенге за час. Если сравнивать со стоимостью аренды тех же муниципальных велосипедов Almaty Bike, которые обходятся в 100 тенге в час, то выходит дороговато. Однако электросамокат можно сравнить с транспортным средством повышенного комфорта, за который, собственно говоря, и приходится переплачивать.

Все хорошо, но у таких предложений есть целый ряд недостатков. Авторы объявлений дают самокат на условиях залога «15 тысяч тенге + расписка — Договор займа полной стоимости самоката + удостоверяющий личность документ (копия с рукописным текстом и оригинал)» — один из подобных примеров.

Насколько правомерно требовать удостоверение личности в залог — вопрос открытый. Другое дело, что с этим документом может сделать арендодатель? Не появится ли потом «на совести» арендатора какой-нибудь сомнительный кредит?

Недавно стало известно, что в Алматы планируют запустить сервис поминутной аренды электрических самокатов (кикшеринг). По информации пресс-службы городского акимата, в ходе рабочего объезда аким города Бауыржан Байбек ознакомился с принципами работы первого в стране подобного проекта, реализуемого частными инвесторами.

«Уже в июле планируют разместить 35 станций с 300 электросамокатами, оборудованными антивандальной защитой и GPS-трекерами. Сервис будет доступен с помощью мобильного приложения, которое позволит осуществлять мониторинг станций на наличие свободных самокатов и отслеживать собственный маршрут по карте», — говорится в сообщении.

«Мировая практика показывает, что длительность поездки на арендованном электросамокате составляет 5-7 минут. Зачастую его используют, чтобы добраться до станции метро или автобусной остановки. Через наше приложение на Android и IOS пользователи смогут оплатить аренду с помощью банковской карты. Планируют ввести оплату карточкой «ОНАЙ», — отметил директор компании Асылбек Есенов.

Идея, несомненно, отличная, ведь не каждый может позволить себе покупку за 150 тысяч тенге, однако без подводных камней и здесь не обошлось.

И главное — привязка к станциям. Как уже говорилось выше, в городе откроются 35 станций. Также известно, что для электросамокатов приспособят 70 имеющихся велопарковок. Итого в центральной части Алматы будет около 100 остановок — солидная цифра для старта. Однако насколько это удобно — добираться до станции, отклоняясь от своего маршрута.

Здесь авторы идеи приводят в пример опыт других стран. В частности, власти некоторых американских городов — Майами, Сан-Франциско, Вашингтона и Денвера — уже приняли меры по ограничению числа самокатов на улицах. Причиной этих действий стала захламленность парков и скверов самокатами. Дело в том, что изначально компания Bird (крупнейший сервис проката электрических самокатов в Северной Америке и Европе) предоставляла самокаты без обязательства оставлять их в специальных парковочных местах. С точки зрения потребителя это удобно: добрался до офиса, магазина или метро и оставил электросамокат для других пользователей. Но позже эту возможность отменили, обязав оставлять самокаты рядом со специальными станциями.

Что касается казахстанского стартапа, то, как нам кажется, вряд ли удастся захламить Алматы тремя сотнями самокатов. Быть может, в будущем, когда в наличии будут несколько тысяч таких аппаратов, это требование можно будет считать оправданным, сейчас же такой формат аренды выглядит не совсем удобным.

На чужих ошибках

Другое дело, что в Казахстане уже была попытка велошеринга — Ofo, позволяющая оставлять транспорт, где вздумается. Как многие помнят, это привело к тому, что люди начали скрывать шеринговые велосипеды в местах, недоступных для других пользователей: у себя на балконе, в подъезде, на территории частного дома. И это в лучшем случае. Были инциденты, когда навигационное оборудование попросту выламывали и воровали велосипеды. В Сети до сих пор можно найти множество примеров, как «народный» транспорт перевозят в багажниках авто и даже пытаются продать на рынке.

Не наступят ли энтузиасты на те же грабли? Будущее покажет. Однако уже сейчас, до запуска системы, известно, что авторы серьезно подготовились и терпеть мародерство не намерены. Как и в любом виде шеринга, электросамокаты будут оборудованы встроенными GPS-трекерами. Однако они будут работать не только в режиме отслеживания, но и как сигнализация. Компания уже заключила договор с охранным агентством, которое должно реагировать на тревожные сигналы, а подаваться они будут не только когда самокат окажется за пределами допустимой зоны, но и в том случае, если кто-то попытается унести, не разблокировав. А это уже статья не Административного, а Уголовного кодекса, предусматривающая как штраф в размере от 3000 МРП, так и лишение свободы от пяти до 10 лет.

С точки зрения «МК», это правильная позиция, ведь именно развитое чувство ответственности ведет к цивилизованности и формированию культурного общества. Всеми ноу-хау мы должны пользоваться сегодня, когда они в тренде, а не через три-пять лет после набора популярности во всем мире.

Другой аспект — цена вопроса. Стоимость аренды Ozim Scooters составит 25 тенге в минуту и плюс 100 тенге за разблокировку. То есть за час катаний нужно будет отдать 1600 тенге. Стоимость хоть и не большая, но ее с натяжкой можно назвать привлекательной. Если сравнить с услугами такси, а за 1500 тенге можно уехать практически в любую точку города, то выбор в пользу самоката становится сомнительным. Тем более что на электросамокате можно будет добраться не до точки назначения, а только до станции... Если же пересмотреть стоимость аренды в сторону удешевления, то, возможно, не только студенты, но и многие автомобилисты отдадут предпочтение экологически чистому и маневренному транспортному средству.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру