В музее-заповеднике Тамгалы Тас продолжает процветать «шлагбаумный» бизнес

Редкий памятник природы и культуры Тамгалы Тас — конические образы буддистской иконографии и петроглифы бронзового и железного веков, расположенные в Алматинской области, продолжают обрастать скандалами и вызывать новые эксцессы, бросая тень не только на само священное место, но и на всю казахстанскую туристическую отрасль.

В музее-заповеднике Тамгалы Тас продолжает процветать «шлагбаумный» бизнес

Добро пожаловать! Мы вас ждали

Урочище Тамгалы Тас — по-настоящему живописное место, притягивающее не столько туристов, сколько любителей отдыхать «дикарем». Расположившись в 130 километрах к северу от Алматы, на правом берегу реки Или, этот оазис практически нетронутой природы действительно позволяет отдохнуть от городской суеты в полной мере. В зоне Тамгалы Тас отсутствует покрытие сотовой связи, а это значит, что никакие звонки от руководства, друзей или родственников не смогут нарушить ваши планы.

Единственное, что может помешать единению с природой, — импровизированный кордон. А точнее — люди, несущие дежурство «у шлагбаума». С недавних пор комплекс петроглифов Тамгалы Тас обрел новый статус заповедника-музея. Подчеркнем, не все урочище, простирающиеся на несколько сотен гектаров, а лишь комплекс петроглифов.

Что это меняет для туристов? Разъясним. Ранее «писаные скалы», то самое место, где есть наскальные изображения, в числе которых двухметровый Будда Шакьямуни, не раз становились предметом для споров. Конфликтные ситуации возникали из-за поборов, которые «частники» устраивали на месте за проезд по единственной дороге на том участке. Незаконность этих действий не раз пресекала областная прокуратура, и, как казалось, после перевода Тамгалы Тас в зону, охраняемую государством, «шлагбаумный» бизнес должен был прекратиться. Но не тут-то было.

В серии предыдущих материалов мы подробно описывали, как продолжает процветать этот бизнес. Главной претензией со стороны туристов является то, что с них требуют деньги даже за транзитный проезд, то есть в том случае, когда людей не интересуют музей-заповедник и его экспонаты, а цель их поездки никак не связана с культурным наследием. Напомним, территория музея составляет всего 12 гектаров, и протянута она вдоль дороги на расстояние, не превышающее один километр, в то время как грунтовка тянется вдоль берега практически до плотины Капшагайской ГЭС — это примерно еще 15-17 километров.

Подготавливая материалы, в стенах редакции «МК» мы встретились с заместителем директора заповедника-музея Танбалы Алмасом Мадиевичем Сарбасовым, который заверил, что эта ситуация исключена. Мол, за транзит деньги они не берут, а эксцесс с «транзитными» туристами возник лишь потому, что те разбили свой лагерь на территории музея. При этом добавил, что сейчас идет активная работа по восстановлению и облагораживанию территории.

В свою очередь, читатели «МК» заявляли прямо противоположное. Деньги с них брали не за посещение заповедника, а за проезд автомобиля, в котором находились всего два человека, за шлагбаум. Хотя они объясняли, что едут дальше. Претензии свои читатели подкрепили платежными документами (квитанция к приходно-кассовому ордеру No49 на сумму 2000 тенге).

Не представить позицию представителей Тамгалы Тас мы не могли, но и оставлять вопрос повисшим в воздухе не стали. Доверяй, но проверяй — что корреспонденты «МК» и сделали. В минувшие выходные мы сами отправились к берегам реки, естественно, под видом обычных горожан, приехавших порыбачить.

Здесь стоит отметить, что некоторые из обещаний, озвученных Алмасом Сарбасовым в стенах редакции «МК», были исполнены, но отнюдь не те, которые желал бы видеть турист. По прибытии к точке назначения нас встретил знакомый «кордон», представители парка и набившая оскомину фраза: «Деньги давай». Теперь обо всем по порядку.

Приказов много, вывод один

Двигаясь по правому берегу реки Или, вверх по течению, мы уткнулись в красивую входную арку, а вместе с ней — и на первое обещание Сарбасова: в обе стороны от арки протянулся забор из сетки Рабица, который перекрывает возможность не только проезда, но и прохода пеших туристов.

Нас встретили люди, представившиеся работниками заповедника-музея Танбалы, с которыми состоялся любопытный диалог, и из него удалось почерпнуть много полезной информации.

— Добрый день! Дальше можно проехать? — «МК».

— Куда? — отвечает мужчина на импровизированном «КПП».

— Дальше, вдоль берега, порыбачить. — 500 тенге!

— За въезд, за вход или за что?

— Да. За въезд и за вход!

— На каком основании?

— Музей Тамгалы Тас. Это госучреждение.

— Это понятно, но нам же петроглифы не нужны, мы дальше поедем...

— Все равно!

— А чек дадите?

— Обязательно!

— Подтверждающие документы можно посмотреть? На каком основании вы требуете оплату?

— Да, конечно.

— А как далеко простирается территория заповедника-музея?

— До ЧС (ориентировочно в 7-9 километрах от Тамгалы Тас по ходу движения расположен учебно-тренировочный полигон МЧС РК «Скальный город — Астана». — Прим. ред.).

— И это все зона Танбалы?

— Да, 12 гектаров.

— То есть если даже я еду на зону ЧС, то все-равно должен платить? Я правильно понял?

— Да, да, да. Даже ЧС-ники!

— И ЧС-ники оплачивают проезд?!

— Нет, если по работе, то не оплачивают. Если так, то...

Признаться честно, этот диалог нас сильно удивил. Во-первых, непонятно, по какому принципу определяется стоимость проезда. С читателей «МК» за транзит взяли 2000 тенге, с нас, при одинаковом количестве человек, 1000 тенге. При этом в квитанции в графе «основание» указана «продажа входных билетов» без обозначения числа посетителей.

Во-вторых, создалось впечатление, что у человека явные проблемы с топографией. А может, и вовсе – он не знает, где расположена зона МЧС. В распоряжении редакции есть план заповедника-музея (Акт на право постоянного землепользования No 3600029), согласно которому самый длинный его участок составляет всего 661 метр. Другими словами, заверение, что территория Тамгалы Тас простирается до зоны МЧС — откровенная ложь либо заблуждение. Соответственно, взимание денег с туристов, не посещающих комплекс петроглифов, а приехавших просто отдохнуть на берегу реки, также незаконно.

Далее достопочтенный господин предоставил реквизиты и прейскурант цен. Здесь мы также обнаружили расхождение со словами Сарбасова.

Ранее (в том числе и в случае с туристами, о котором мы писали в первой публикации) всем туристам показывали прейскурант (приложение 3 к приказу No 336 министра культуры и спорта РК от 3 ноября 2015 года), в котором не только за вход, но и за возможность фотографировать указывалась стоимость от 200 до 400 тенге.

Однако при личной встрече в редакции замдиректора Танбалы предоставил нам уже другую копию приказа с печатью Минкультуры и спорта от 16 апреля 2019 года с утвержденным прейскурантом цен. Тогда же он заверил, что... «Старый (прейскурант. — Прим. ред.), о котором идет речь, потерял актуальность, мы сейчас уже все прайсы заменили».

Возможно, для Алмаса Мадиевича эта информация окажется новостью, хотя теперь «МК» в этом глубоко сомневается, но туристам в Тамгалы Тас по-прежнему показывают документ в «старой» редакции (от 3 ноября 2015 года). И даже больше — версию документа на государственном языке завизировали уже третьей датой: приложение 28 к приказу No 174 министра культуры и спорта РК от 9 марта 2017 года.

Какому из перечисленных документов доверять и доверять ли вообще?

Делу время

После встречи с руководством заповедника-музея прошло около трех недель. Тогда Алмас Мадиевич говорил, что в ближайшее время транзитный участок отгородят камнями. То есть, если «транзитные» туристы заедут на территорию, они не смогут съехать с трассы до тех пор, пока не покинут Тамгалы Тас. На выезде из зоны установят информационные щиты. Займутся восстановлением скамеек, мусорных урн, благоустройством.

Из всего перечисленного нам удалось запечатлеть лишь новый забор на въезде и более-менее облагороженную парковку перед ним.

Что касается ограждения для «транзитников», то на месте оказалась лишь короткая вереница маленьких камней длиной в несколько десятков метров, которые не столько огораживают дорогу, сколько обозначают край проезжей части, причем исключительно с одной стороны. Собственно говоря, и понятия «транзит» как такового нет: хочешь проехать? Плати!

К слову, проехав более двух километров, мы так и не увидели четкого знака или таблички, обозначающих границу парка. Как вам покинуть территорию музея-заповедника и не нарушать закон, если границы нет?! Все остальное на территории осталось без изменений: вместо подвесных мусорных баков торчат металлические штыри, железные скамейки цветут коррозией, о реставрации самого туристического маршрута, по понятным причинам, говорить не приходится.

Очевидно «ближайшее время» еще не пришло, и когда именно в Тамгалы Тас наведут порядок — непонятно. Назначение нового руководства подразумевает установление порядка, однако «шлагбаумный» бизнес продолжает процветать, а законопослушные граждане, оказавшись в тупиковой ситуации, вынуждены платить за услугу, которую не получают и получать не планировали. Как долго это будет продолжаться? Кто понесет ответственность? Кто вернет незаконно взятые деньги?

Можно ли здесь говорить о развитии туризма, когда вместо позитивных эмоций люди получают лишь печальный опыт — судите сами.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру