Современные детские лагеря отдыха: стоит ли отправлять туда детей?

12.06.2019 в 06:58, просмотров: 355

В прошлом году комитет охраны общественного здоровья Министерства здравоохранения РК выявил 140 нарушений санитарно-эпидемиологических требований в различных детских лагерях. В результате проверок от работы отстранили 58 сотрудников. Помимо этого два детских загородных лагеря в Туркестанской области работали без положительного санитарно-эпидемиологического заключения. За год до этого в одном из детских лагерей зафиксировали случай «дедовщины». Чего ждать этим летом?

Современные детские лагеря отдыха: стоит ли отправлять туда детей?

— На контроле комитета в этом году находится 228 лагерей по всей республике. В ходе контроля за деятельностью оздоровительных лагерей пресечено 140 грубых нарушений санитарно-эпидемиологических требований, таких как: неудовлетворительные результаты лабораторных исследований пищевых продуктов, нарушение технологии приготовления блюд, несоблюдение товарного соседства при хранении пищевых продуктов, нарушение режима мытья посуды, — говорится в сообщении ведомства.

Также от работы пришлось отстранить 58 сотрудников. Все потому, что они вовремя не прошли медосмотр. Поэтому надзорный орган выдал 130 предписаний по устранению нарушений и направил письма в органы прокуратуры, акиматы и отделы образования, чтобы приостановить деятельность объектов.

И это далеко не все, чем в последнее время «прославились» детские лагеря. В 2017 году акимат занимался проверкой фактов «дедовщины» в детском лагере в Алматинской области. В социальной сети Instagram на странице Kaztwitter появилась компрометирующая видеозапись о факте «дедовщины» в летнем лагере. В описании записи говорится, что житель Жанаозена пожалел, что отправил своего ребенка в оздоровительный лагерь в комплексе «Акбулак». По словам родителей, в лагере детей держали в чрезмерной строгости, страхе и на «военном» режиме. Более того, сотрудники записывали свои выходки на видео. На записях видно, как детей заставляют приседать по команде. Более того, в течение 30 секунд одеться и затем раздеться. Такое обращение с детьми вызвало возмущение общественности. Как отметили в пресс-службе акима Алматинской области, этот случай не остался без внимания. Обстоятельства случившегося быстро выяснили.

Как сообщили затем в областном аки- мате, в лагерь дети прибыли по путевке ТОО «Казак газ ондеу зауыты». Вместе с ними по доверенности родителей в качестве вожатого из Жанаозена приехал и герой известного ролика. Совместно с представителями ТОО с ним провели разъяснительную беседу, в ходе которой он извинился и попросил прощения у детей и родителей.

Как было раньше...

Практика организованных детских лагерей берет свое начало в XIX веке в США, когда после Гражданской войны детей, переживших связанные с войной лишения, собирали вместе для отдыха у моря. Американскую модель детских лагерей заимствовали другие страны, которые привнесли в нее свои культурные особенности.

Если говорить о советской модели детских лагерей, то она своими корнями уходит к началу международного скаутского движения, которое также отличалось в разных государствах.

Если говорить о советском прошлом, что больше всего впечатляло Запад в советских детских лагерях, так это их огромное количество. К тому же во времена СССР отдых в летнем лагере обходился родителям буквально в копейки. Люди старшего поколения, побывавшие в свое время в пионерских лагерях, хорошо помнят положительные и отрицательные стороны жизни в летних учреждениях. Главная неприятная сторона лагерной жизни заключалась в наличии строгого распорядка дня. Прибывшего в пионерский лагерь школьника направляли в определенный отряд по возрастному признаку. Девочкам и мальчикам предоставляли раздельные комнаты на 10-12 человек. В каждом отряде были свои пионервожатые. Обычно это были люди без специального образования, часто — студенты, но обязательно работали профессиональные воспитатели, существовали администрация, охрана, хозяйственные структуры. Но в основном с детьми все же контактировали вожатые, которые строго следили за соблюдением распорядка дня.

Лагеря «Артек» и «Орленок» были вожделенной мечтой многих советских детей. И описать это может только тот, кто сам там был. Как ныне вспоминает библиотекарь Наталья Скиртачева: «Один из моих любимых жизненных сюжетов-воспоминаний — «Артек».

В детстве Наталья была отличницей учебы, занималась в кружках, участвовала в соревнованиях. И в 1988 году за отличные успехи в учебе ее наградили путевкой в «Ар- тек». Время до заветного момента отъезда тянулось издевательски медленно. И, наконец, вот он — конец учебного года и долгожданный июнь.

— Я попала в западный корпус Кипарисного лагеря, самый ближний к скале Джаневес-Кая. В комнату, кроме меня, поселили семь девочек. Ровесницы из самых разных мест огромной страны — Украины, России, Белоруссии. Как интересно нам было общаться друг с другом! Русский язык один, а говорили совсем по-разному, но объединяли общие интересы. А сколько было новых радостных впечатлений! Мы быстро сдружились и дружили еще долгое время после — переписывались по почте.

Режим был очень хорошо продуман. Дети самостоятельно заправляли постели, делали утреннюю зарядку, чистили зубы и умывались. До обеда, как правило, была насыщенная программа, которая могла включать в себя небольшие походы, купание в море, различные подвижные игры. В свободные минуты с террасных площадок лагеря они с друзьями любовались на море. Знакомились, как и все дети, легко и быстро. Особенно интересно было общаться с детьми из других стран. Нельзя было обмениваться галстуками, это строго запрещалось.

Как вспоминает Наталья, смена пролетела быстро. Загоревшая, полная впечатлений, с морскими камушками для всех в качестве сувениров она вернулась домой. Много раз после рассказывала одноклассникам о жизни в лагере, и всегда ребята слушали ее с горящими глазами, ведь поездка в морской «Артек» была мечтой каждого.

Если говорить о советских лагерях в целом, то положительные моменты лагерной жизни забыть невозможно. Лагеря возводили обычно в местах с благотворно влияющим на здоровье климатом, рядом с морем или другими водоемами, на лоне природы. Многим городским детям такой отдых действительно шел на пользу, а для детей из Сибири и Дальнего Востока это было чудесным времяпрепровождением — много солнца, воздуха и моря. Некоторые лагеря советской эпохи вызывают восхищение своей архитектурой и материально-техническим обеспечением.

Однако стоит признать, что в последние 10–20 лет места детского отдыха существенно изменились. Этот факт отметил президент Международного содружества лагерей ICF (International Camping Fellowship) Джон Джоргенсон.

— На протяжении первых ста лет своего существования лагерное движение было интуитивным. Казалось правильным просто давать детям возможность отдохнуть от напряженной повседневной (главным образом городской) жизни. Позитивные эмоции, которые ребята получали во время пребывания в летнем лагере, говорили о видимой правильности такого подхода.

А что сейчас?

К концу смены я перестала себя узнавать...

Каким должен быть идеальный детский лагерь? Кто может работать воспитателем в таком лагере: опытные педагоги или старшеклассники/студенты? Нужно понимать, что здесь не существует понятия «лучше». Разные лагеря удовлетворяют разные потребности детей. К примеру, в Северной Америке есть лагеря, где дети даже из богатых семей все лето с удовольствием живут в палатках и называют свой лагерь самым лучшим. В других лагерях детям доступны всевозможные виды отдыха и развлечений, за что они получили название детских курортов.

Можно отметить, что и сегодня в казахстанских лагерях тоже хватает позитивных впечатлений и причин, чтобы отправиться туда на лето. С нами делится Елена Беляева, которая стала вожатой благодаря педагогическому отряду костанайского лагеря «Ровесник».

— Многие подумают: «Ха, таких, как ты, десятки!». Хочу огорчить, но это не так. Моя вожатская история началась еще в 2011 году. Я приехала в лагерь Discovery в Боровом еще в качестве отдыхающей. Думала, что это такой же лагерь, как и другие, здесь такие же вожатые, как и везде. Но я была неправа. С порога лагеря меня встретили очень дружелюбно и энергично. Но с самым большим теплом меня, конечно, встретили мои вожатые Тая и Павел. По своему характеру я была очень неактивным и депрессивным подростком. Всю эту «дурь» выбили из меня вожатые педагогического отряда «Ровесник» буквально за полсмены. Но это еще не все. Вожатые все как на подбор талантливые! И они же, родимые, вдохновили и меня искать свои таланты.

Как рассказывает Елена, некоторое время спустя она нашла себя в хореографии.

— Я могу много писать о том, что сделали костанайские вожатые, но ни одной тетради не хватит. К концу смены я перестала себя узнавать, перевоплотилась, у меня появились цели и мечты! И когда со слезами на глазах я уезжала, точно знала — что бы ни встало у меня на пути, я стану таким же классным вожатым, как и вожатые «Ровесника»! Проревев недельку после отъезда из лагеря, я стала искать в Астане (Нур- Султане) подобие педагогических отрядов. Искала долго и упорно, но не могла найти. Я уже почти отчаялась, уже собирала вещи для побега в Костанай, чтобы стать вожатым «Ровесника», но в последний момент нашла себе пристанище — школу вожатского мастерства «Арман». И в итоге я стала вожатой! Следующим летом у меня у самой уже были воспитанники! О Боже, поверить не могу — год назад я была такой, как они, но все изменилось. И сейчас, в начале учебного года, мои дети тоже хотят и будут вожатыми.

У Елены сложилось так, что вожатые педагогического отряда «Ровесник», по сути, изменили ее жизнь. Поэтому можно сделать вывод, что основа любого лагеря — это в первую очередь человеческие, а не только материальные ресурсы. Другими словами, любой лагерь имеет право на существование, если его сотрудники обладают необходимыми навыками и верят в свое дело. Конечно, бывают случаи недобросовестного отношения к своей работе и детям. Но хочется верить, что их все же меньше.

— Не так уж важно, что именно предлагает вам лагерь. Важно, каким образом это делается. Если в приоритете организации будет стоять только материальный аспект, а не обучение, не общение, есть вероятность, что любые позитивные цели сойдут на нет. Идеальный лагерь — тот, в котором ребенок, его развитие — главные приоритеты, — утверждает вожатая.