Казахстан задыхается в миллиардах тонн отходов

Сегодня на полигонах Казахстана накопилось более 43 миллиардов тонн мусора. Ежегодно к ним прибавляется еще 5-6 миллионов тонн. При этом перерабатывается всего 9%. Если не довести переработку ТБО до необходимых стандартов, то в ближайшие годы страна может погрязнуть в отходах.

Казахстан задыхается в миллиардах тонн отходов

Естественный отбор

Рост экономики и продолжающаяся урбанизация в Казахстане являются причинами ежегодного повышения объемов твердых бытовых отходов. Cегодня это одна из самых острых экологических проблем в стране, требующих выработки новых подходов по ее решению. Прежде всего, с помощью бизнеса. Но мусороперерабатывающая отрасль в республике в зачаточном состоянии, и тому есть ряд причин.

За годы независимости в Казахстане так и не удалось возвести ни одного крупного мусороперерабатывающего завода. Во всей Центральной Азии работает только одно такое предприятие — в Нур-Султане, на котором осуществляются сортировка отходов и переработка пластика и бумаги на оборудовании испанского, итальянского, австрийского и финского производства. Проект стоимостью 36 миллионов евро рассчитан на переработку 250 тысяч тонн твердых бытовых отходов в год. Но, как говорят эксперты, сейчас загруженность предприятия составляет 30%.

Однако это единичный успешный проект в Казахстане. Такие предприятия «не приживаются», хотя как бизнес они привлекательны, но на данном этапе нерентабельны. Вспомнить хотя бы мусороперерабатывающий завод, который был построен в Алматы в микрорайоне Дорожник в 2007 году. Сейчас его вытеснила барахолка, а народ по сей день критикует акимат, вложивший в проект бюджетные деньги, которые растворились, и учредителей — за их некомпетентность и недобросовестность. После трех лет успешной работы на алматинском мусороперерабатывающем заводе начались проблемы. Из-за кризиса акимат перестал субсидировать тарифы по переработке ТБО. Хотя в развитых странах государственные субсидии мусороперерабатывающей отрасли — обычная практика. В 2007-2010 годах за переработку одной тонны мусора завод получал 8 долларов за тонну. Для сравнения, в Европе в то время за тонну платили минимум 45 долларов. Таким образом, тариф был значительно снижен, предприятие оказалось без поддержки со стороны государства, а проект оказался нежизнеспособным и не смог оплачивать кредит. Это привело к тому, что банк провел процедуру банкротства предприятия, и сейчас оборудование завода находится в разобранном состоянии и ржавеет.

Сегодня во всем мире развитие получают мусоросжигающие комплексы. В свое время в Усть-Каменогорске корейская фирма предлагала построить такой завод. Однако природоохранные организации и жители города официально отказались от такого заманчивого предложения. Природозащитники утверждали, что от дыма, образующегося в результате сжигания пластмасс и прочих синтетических материалов, вреда больше, чем от самого мусора. Однако на самом деле понятие «мусоросжигающий» не должно пугать. Технологии находятся на таком уровне, что в результате сжигания мусора (температура 1000−1500 градусов по Цельсию) через специальные катализаторы выходит только пар, который не опасен. Эта технология позволяет давать альтернативной электро-нергии до 50 мВт в час. По такой схеме работают заводы в Гонконге, Испании, Франции, Америке, Швейцарии. В той же Европе 243 мусоросжигающих завода. Однако это дорогой проект, и стоит он около 323 миллионов евро. В Баку, например, такой завод по французской технологии обошелся в 450 миллионов евро. Причем его строили за счет госсредств.

Из мусора — «конфетку»

Из всего объема твердых бытовых отходов, которые занимают огромные территории, около 50% могут стать сырьем для материалов, имеющих рыночный спрос. Это резина и резинотехнические изделия, пластиковые материалы, стекло, бумага и многое другое. Самым востребованным вторичным сырьем во всем мире является упаковка. Таким образом, получая вторичное сырье, не только зарабатываешь на мусоре, но и значительно снижаешь количество отходов, подлежащих захоронению. Многие страны Европы перерабатывают до 60% ТБО. Швейцария и вовсе закупает мусор у других стран и производит из отходов энергию.

Согласно Концепции по переходу Казахстана к «зеленой» экономике, переработка отходов должна к 2030 году составлять до 40%, а к 2050-му — 50. Создана и совершенствуется нормативно-правовая база. Внесены поправки в Экологический кодекс по обращению с отходами, а также введены расширенные обязательства производителей-импортеров. Также есть запрет на захоронение на полигонах некоторых видов отходов. В частности, с 2016 года запрещено захоранивать ртутьсодержащие лампы и приборы, лом металлов, отработанные масла и жидкости, батареи, электронные отходы. С 1 января 2019 года вступил в силу запрет на захоронение пластмассы, макулатуры, картона и отходов бумаги, стекла, а с 1 января 2021 года — строительных и пищевых отходов. Также Казахстан намерен постепенно отказаться от использования полиэтиленовых пакетов.

Министерство энергетики совместно с акиматами подготовило проект «Комплекс мер по современной утилизации и переработке твердых бытовых отходов (ТБО) с широким вовлечением субъектов малого и среднего бизнеса». Уже разработали его различные варианты, и они направлены на места. В ведомстве считают, что если все работы реализуют в должном виде, то задачу по доведению переработки твердых бытовых отходов до 40% к 2030 году можно выполнить раньше срока, буквально за два-три года. Этому поспособствует РОП — расширенные обязательства производителей. Систему переняли у зарубежных стран и внедрили в 2016 году. К примеру, производитель шин и автомасел при ввозе их в Казахстан должен оплатить сбор за их дальнейшую утилизацию. Собранные деньги РОП передает перерабатывающим заводам. Такая схема позволяет вовлечь как можно больше предпринимателей в переработку мусора. Первоначально РОП субсидировал автохлам, шины и масла. С 2017 года осуществляют финансирование сбора и переработки других видов отходов, таких как пластик, полиэтилен, картон, бумага, стекло и металл. В 2018 году Министерство энергетики согласовало «Оператору РОП» 3,2 миллиарда тенге, из них до 40% — на развитие соответствующей инфраструктуры: приобретение и установку контейнеров, пунктов приема вторсырья, мусоровозов, а остальные 60-70% — на сбор, транспортировку и переработку отходов. Однако не все регионы пользуются этой финансовой возможностью.

Сегодня в республике функционирует более 130 предприятий, сортирующих и перерабатывающих отходы, выпускающих более 20 видов продукции. Однако инвесторов, которые готовы вложиться в полигоны, «отпугивает» ряд требований. Так, в «довесок» к полигону государство предоставляет земельный участок, который необходимо очистить от мусора.

Без поддержки государства и единой политики у этой отрасли не будет будущего. Необходимо, чтобы сортировочные, перерабатывающие цеха и полигоны были в одних руках: государства или частников. Однако сегодня полигоны — государственные, а мусоросортировочные и перерабатывающие заводы — частные. Чтобы выработать эффективные методы переработки ТБО, необходимо изучить его морфологический состав. Мусор в Казахстане очень агрессивный, в его структуре много твердых, токсичных отходов. В целом потенциально пригодные для переработки отходы составляют в среднем 46%.

Структура тарифа за переработку тонны мусора, как считают специалисты в этой отрасли, тоже должна формироваться по-другому. Во многих развитых странах 45−50 процентов от тарифа получают перерабатывающие заводы, около 40% — вывозящие компании и 10% — полигон. В Казахстане «арифметика» иная: 65% от тарифа зарабатывает вывозящая организация, около 17% — мусороперерабатывающий завод и 18% — полигон. Непонятна высокая «маржа» полигонов, на которых происходит только захоронение мусора, да и то там очень слабо развита рекультивация. В республике узаконено всего 15% полигонов, при этом много стихийных свалок. Полигоны не работают в том формате, который признан во всем мире. «Правильная» технология такова, что необходимо через каждые 25−35 сантиметров укладывать между слоями землю, укатывать ее катком и только после этого закладывать следующий слой брикетированного мусора. Такие брикеты уменьшают выбросы парниковых газов и образования фильтратов на полигонах.

Деньги — в мусор

Строительство мусоросортировочных и перерабатывающих заводов — «дорогое удовольствие». Так, например, без вторичной переработки завод в Казани мощностью 200 тысяч тонн обошелся в 30 миллионов евро, а в Сочи с итальянским оборудованием — в 45−50 миллионов евро. Москва в 2009 году, запустив проект по раздельному сбору мусора, потратила 70 миллионов долларов бюджетных средств, Подольск — 50 миллионов. Все эти проекты оказались провальными, поскольку жители стран СНГ еще не готовы к тому, чтобы сортировать мусор. Поэтому, прежде чем строить в каждом городе мусороперерабатывающие заводы, необходимо приучить казахстанцев сортировать мусор. Для увеличения доли переработки ТБО ведется работа по внедрению раздельного сбора отходов. Но пока лишь из 221 населенного пункта раздельный сбор мусора внедрили в сорока одном. Там появились цветные контейнеры для разного вида отходов. Акимат Нур-Султана совместно с ТОО «Оператор РОП» реализуют пилотный проект по организации раздельного сбора ТБО, переработке и утилизации органических (пищевых) отходов. При его успешной реализации полученный опыт будет распространен в другие регионы.

Однако нельзя сказать, что население других стран сразу начало сортировать мусор. Германия шла к селективному сбору мусора с 30-х годов прошлого века, но и там сортируется только 20 процентов всех отходов. Обучать, как правильно сортировать мусор, нужно со школьной скамьи, и на это может уйти не одно десятилетие. А без этой «привычки» многие проекты будут неэффективными. Низкий уровень раздельного сбора ТБО приводит к тому, что значительная часть потенциального вторсырья будет непригодна к дальнейшей переработке ввиду невозможности извлечения, повышенной загрязненности, низкого качества. Сегодня в Казахстане при существующем уровне раздельного сбора потенциал организации переработки компонентов ТБО значительно ниже 46%. Гораздо проще складировать отходы на полигонах, тем более что территория страны большая — девять Франций, и место для этого найдется, и населения не так много. Это в европейских странах, где нет просторных степей, надо думать, как собрать и переработать. Мы же выбираем простейший путь, не думая о последствиях, скрытых за горами мусора.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру