Дельту Сырдарьи реконструируют ради спасения Арала

31.05.2019 в 12:54, просмотров: 1508

Дельту реки Сырдарьи собираются реконструировать в рамках проекта по спасению Аральского моря. Об этом в ходе экологического конгресса в Нур-Султане сообщил и.о. зампредседателя комитета по водным ресурсам МСХ РК Марат Иманалиев

Изменение дельты реки Сырдарья должно произойти в рамках второго этапа проекта по спасению Аральского моря “Регулирование русла реки Сырдарьи и сохранение северной части Аральского моря” (РРССАМ), который начали еще в 2003 году.

Хотя море начало высыхать еще с середины ХХ века, смертный приговор ему был подписан еще раньше - в 30-х годах. Тогда в СССР стартовала грандиозная программа по мелиорации Средней Азии, и на питающих море реках - Амударье и Сырдарье - началось строительство оросительных сооружений. Только один Каракумский канал протяженностью 1445 километров отобрал у Амударьи 45 процентов ее стока. Причем водосберегающие технологии типа бетонирования дна каналов сделаны не были.

Тем не менее до начала 60-х годов море еще как-то умудрялось держать уровень воды на прежней отметке, а его площадь достигала 68 тысяч квадратных километров, длина - 426 километров, ширина - 284 километра, при максимальной глубине 69 метров. Улов рыбы в Арале на тот момент был 40 тысяч тонн ежегодно, причем на казахстанской части моря действовали пять рыбозаводов, рыбоконсервный комбинат, 45 рыбоприемных пунктов. На узбекской - пять рыбозаводов, рыбоконсервный комбинат и более 20 рыбоприемных пунктов.

Однако с конца 60-х уровень моря начал снижаться на 0,7 метра в год. Сток рек в Арал сократился почти в 4,5 раза, площадь водной поверхности моря - в восемь раз, объем воды - более чем в 13 раз. Уровень засоленности увеличился в 25 раз и в 11 раз превысил средний уровень минерализации Мирового океана. Спустя три десятка лет, в 1989 году, Арал разделился на две изолированные друг от друга части - Северное (Малое) и Южное (Большое) Аральское море. Южное, в свою очередь, в 2003 году распалось на восточную и западную части (Восточное море и Западное море).

К тому времени соленость воды в Южном Арале повысилась настолько, что там вымерла вся рыба и единственными живыми обитателями этих вод остались рачки артемии. Которые, к слову, сегодня до сих пор являются одним из предметов добычи браконьеров.

Хуже того, дно бывшего моря превратилось в соляную пустыню - Аралкум, зараженную пестицидами, которые использовались для удобрения полей и стекались сюда из Амударьи. Само Приаралье, включая Каракалпакстан и прилегающие территории Казахстана, стало зоной экологического бедствия - местное население вплоть до сегодняшнего дня не перестает страдать от респираторных заболеваний, анемии, рака горла и пищевода, а также болезней печени, почек и глаз.

В ответ на это в 2003 году появился проект “Регулирование русла реки Сырдарьи и Северного Аральского моря” (РРССАМ), в рамках которого в первые два года (2003 - 2005) Казахстан построил Кокаральскую дамбу с гидротехническим затвором, позволяющим пропускать лишнюю воду для регулирования уровня водоема, отгородившую Малый Арал от остальной части Большого Арала. Благодаря этому сток Сырдарьи начал скапливаться в Малом Арале, восстановили рыбное хозяйство плюс отремонтировали Казалинский и Кызылординский гидроузлы. Как рассказали “НП” в институте “Казгипроводхоз”, “благодаря реализации первого этапа уровень воды в Северном Арале поднялся на 3,2 метра, море стало ближе к Аральску на 25 километров, а стоимость всех восстановительных работ первой фазы проекта РРССАМ составила почти 86 миллионов долларов”.

Вторую часть проекта должны были реализовать в 2010 - 2015 годах. Запланировали постройку плотины с гидроузлом в северной части Малого Арала, отделение залива Сарышыганак и заполнение его водой по специально прорытому каналу из устья Сырдарьи. От залива предполагалось построить судоходный канал к порту Аральск шириной канала по дну 100 метров и длиной 23 километра. Кроме того, для обеспечения транспортной связи между Аральском и комплексом сооружений в заливе Сарышыганак проект предусматривал строительство автодороги 5-й категории протяженностью около 50 километров и шириной восемь метров параллельно бывшей береговой линии Аральского моря. Однако ничего этого не сделали, и ко второй части РРССАМ вернулись только сегодня, но вот каким образом и за счет каких средств это реализуют - все равно остается под вопросом.

- Сейчас идут разговоры о реализации второй части проекта. Но там пока есть некоторые недопонимания, которые решаются, а некоторые проекты даже отдельно обсуждаются. Как, например, реконструкция дельты реки Сырдарья и возрождение дельтовых озер, - подтвердил Марат Иманалиев, добавив, что “пока еще неизвестна дата начала работ, так как участвовать в них будут специалисты сразу нескольких стран и международных организаций”.