приКОЛьный ориентир
Напомним, Тамгалы Тас расположено на берегу реки Или, а скальный массив, на котором изображены петроглифы, практически доходит до самой воды. То есть объехать выставленную «баррикаду» иным путем просто невозможно, если только вплавь, против течения. Однако с прошлого года Тамгалы Тас перевели из частных рук под крыло РГКП «Государственный историко-культурный и природный заповедник-музей «Танбалы», который хоть и взялся за наведение порядка, но до решения всех вопросов еще далеко.
В указанном выше материале мы детально раскрыли суть произошедших конфликтов, случившихся совсем недавно, а также задали ряд вопросов, на которые теперь уже получили внятные ответы. Лично встретившись с заместителем директора заповедника-музея «Танбалы» Алмасом Мадиевичем Сарбасовым, мы получили документы, проливающие свет на ситуацию, сложившуюся вокруг заповедника.
Не затягивая, сразу скажем, что транзитный проезд через территорию Тамгалы Тас впредь будет только бесплатным. То есть, если вы хотите отдохнуть на берегу реки Или, подальше от людских глаз, препятствовать вашему желанию никто не должен. Но это не означает, что, проехав КПП бесплатно, вы сможете разбить лагерь на территории заповедника-музея и беззаботно жарить шашлыки. Но обо всем по порядку.
И первое, что стоит отметить по итогам беседы с Алмасом Мадиевичем, это вопрос границ заповедника. Ведь, как в предыдущие годы, так и сейчас, четко обозначен лишь въезд в особую зону. А вот насколько далеко простирается территория Тамгалы Тас? Отвечаем: если ранее акимат сдавал «частникам» в доверительное пользование участок в 255 гектаров, то сегодня заповедная зона составила всего 12 гектаров земли!
«На въезд в заповедник-музей мы планируем поставить забор. С обратной стороны планируем установить лишь предупреждающие знаки о въезде на территорию заповедной зоны, находящейся под охраной государства. Сейчас, по факту, там забиты два колышка, оставленные при «отрисовке» плана при замерах территории», — констатирует Сарбасов.
Понятно, что колышек — весьма сложно распознаваемое определение границы, которое может вызвать массу споров. Но, как уже говорили ранее, в планах заповедника — приведение территории в порядок и на месте этих колышков вскоре обещают установить информационные щиты. Надеемся, что так оно и будет.
Отдохнем с комфортом
Как мы теперь выяснили, сам участок сравнительно небольшой, и если верить генплану (Акт на право постоянного землепользования No 3600029), который нам предоставили, то его протяженность по длинной стороне (где и проложена дорога) составляет всего 661 метр. То есть, если подняться на скалу, то невооруженным глазом будут видны обе границы музея-заповедника, что в теории должно исключить повод для конфликта.
На самом деле территории Тамгалы Тас уже давно требуется хозяйственная рука. Несмотря на то, что «владельцев» у этого участка было множество и на протяжении всего времени с отдыхающих туристов взимали деньги, лишь малая их доля шла на благоустройство. Если обратить внимание на состояние троп, ведущих к петроглифам, то складывается впечатление, что единственное, на что предприниматели тратили средства, так это на вывоз мусора. Последнюю работу по восстановлению туристических маршрутов проводили в 2009 году, и отнюдь не «арендаторы», а сотрудники РГП «Казреставрация». Частников интересовала лишь личная выгода, но никак не историко-культурная составляющая.
Теперь сотрудникам Тамгалы Тас предстоит большой фронт работы по восстановлению утраченного состояния памятника — уникального наследия прошлого. Вначале научный отдел должен подготовить трехлетний менеджмент-план развития музея. Под этой работой подразумевают нанесение будущих туристических маршрутов, их протяженности, а главное — описание всех петроглифов, расположенных вдоль указанных нитей. И только после утверждения этого документа будут формировать маршруты экскурсий.
На самом деле это очень трудоемкая и кропотливая работа, которая потребует большого количества времени и сил. По мнению экспертов, на формирование полного менеджмент-плана в Тамгалы Тас может уйти два-три месяца. Таким образом, можно предположить, что новые туристические тропы оживут уже к осени этого года.
Однако заметить изменения можно уже сейчас. Со слов Сарбасова, на прошлой неделе на территорию заповедника ввезли стройматериалы для проведения первого этапа работ по благоустройству. Планируется, что сравнительно небольшая территория заповедника должна превратиться в своеобразный оазис, в котором посетителям будет уютно и комфортно.
Современная форма туризма и комфорта, к которому все так привыкли, подразумевает, что на территории памятника культуры должны быть не только пешие туристические маршруты, но и места для кемпинга. То есть, изучив наскальную живопись, можно будет разбить на берегу реки лагерь или разместиться в беседке. Эти элементы комфорта и раньше присутствовали в Тамгалы Тас, но сейчас их состояние оценивают как критическое. По мнению специалистов, некоторые легкие постройки можно будет отреставрировать, однако есть и такие конструкции, которые из соображений безопасности решили демонтировать, а на их месте построить новые. Беседки и скамейки, кострища и мангалы — все это должно появиться уже в ближайшее время.
Один за всех и все за одного
В предыдущей публикации мы также поднимали вопрос объективности указанной стоимости за разрешение вести фото- и видеосъемку. Напомним, что согласно прейскуранту, предоставленному редакции (приложение к приказу No 336 министра культуры и спорта РК от 3 ноября 2015 года), «фотографирование с музейными экспонатами стоит 400 тенге снимок (!), без них — 200 тенге». Согласитесь, очень недешево! Однако при личной встрече нам предоставили копию уже другого приказа, также с печатью Минкультуры и спорта, но уже от 16 апреля 2019 года. В более свежем документе в этом же разделе указана нулевая стоимость. Это означает, что фотографировать на территории Тамгалы Тас можно абсолютно бесплатно.
Возник справедливый вопрос: как получилось, что в мае туристам предоставляли устаревший прайс, если новая его редакция существовала уже в апреле? Ответ — бюрократия. «Он (обновленный прайс. — Прим. ред.) пришел с опозданием. Старый, о котором идет речь, потерял актуальность, мы сейчас уже все прайсы заменили. Даже когда прайс действовал, в «Танбалы» мы не брали деньги за съемку, поскольку понимали, что для нас это хорошая реклама, что если мы будем обременять туристов дополнительны- ми тратами, то потеряем и ее», — заверил Алмас Мадиевич.
Также руководитель добавил, что все актуальные на сегодня цены будут нанесены на информационный стенд перед въездом на территорию на трех языках. Это позволит исключить человеческий фактор и коррупционные риски.
Другой нюанс — разделение дороги и заповедника. Увы, но отделить единственную дорогу и пустить ее в объезд не получится — это связано со сложностью ландшафта. Поэтому в ближайшее время транзитный участок отгородят камнями. То есть, если «транзитные» туристы заедут на территорию, они не смогут съехать с трассы до тех пор, пока не покинут Тамгалы Тас. Для тех же, кто приехал адресно, организуют парковочную зону перед въездом, а по территории заповедника-музея можно будет передвигаться только пешком.
По-прежнему остается открытым вопрос времени, когда именно все эти планы будут реализованы. Понятно, что для проведения работ требуются человеческие ресурсы, а, как нам рассказали, всю работу проводят сотрудники «Танбалы» — эксперты, которым и без того хватает забот. Ведь заповедник «Танбалы», расположенный в Жамбылском районе Алматинской области, огромен и занимает площадь 3,8 тысячи гектаров. А эту зону обслуживают всего 36 человек. И вдобавок этим же людям необходимо обслуживать и Тамгалы Тас.
«Сейчас мы отправили запрос в министерство, который находится на рассмо- трении. Мы запросили расширение штата на семь человек, которые бы и обслуживали Тамгалы Тас. Но, поскольку на текущий год эти средства не были заложены, мы вынуждены находиться в режиме ожидания», — рассказал исполняющий обязанности заместителя директора по научной работе заповедника-музея «Танбалы» Жанибек Бекбасов.
Вот и получается, что сейчас руководство «Танбалы» вынуждено разрывать коллектив на два объекта. Штат, конечно, расширят. Но сделают ли корректировку в бюджете во втором полугодии 2019 года или протянут до 2020-го?! Если следовать тенденции активного развития экоэтнотуризма в стране, то ответ должен быть очевиден — решение не терпит отлагательств.
Хочется верить, что уже в июле на подмогу к экспертам, возрождающим казахстанские исторические памятники, прибудет помощь, в том числе и финансовая. Если, конечно, вновь не помешают бюрократические проволочки, и тогда опять будет потеряно драгоценное время.