В Казахстане Объект всемирного наследия ЮНЕСКО превращают в источник личной наживы

Туристическая отрасль в Казахстане может стать локомотивом экономики, однако качественного рывка, о котором так много говорят, не происходит. Причин тому множество, среди которых не только слабое финансирование, но и сомнительные истории с отдельными персонажами, бросающие тень на отрасль в целом.

В Казахстане Объект всемирного наследия ЮНЕСКО превращают в источник личной наживы

Девушка, мы знакомы?

Настоящим сокровищем, способным стать одним из самых ярких и привлекательных мест для паломничества туристов, являются петроглифы — наскальные изображения, хранящие информацию периода от мезолита до позднего средневековья. В стране есть множество локаций, где их концентрация исчисляется не только десятками, но и сотнями. К одним из таких мест относится урочище Тамгалы Тас расположенное в 130 километрах к северу от Алматы на правом берегу реки Или.

В первую очередь место славится комплексом крупных наскальных изображений, в числе которых Будда Шакьямуни — его высота составляет около 2,5 метра. Но людей к берегам реки притягивает не только история, но и флора с фауной. Место действительно живописное. Тысячи рыбаков и просто любителей активного образа жизни регулярно посещают эту местность, чтобы отдохнуть от городской суеты. Однако в последнее время такие поездки все чаще стали преподносить неприятные сюрпризы, способные не только омрачить отдых, но и опустошить кошелек.

Сразу поясним, комплекс петроглифов расположен на скалистом хребте, вытянутом вдоль реки Или, в некоторых местах отступая от береговой линии всего на несколько десятков метров. Там же проходит единственная дорога, позволяющая перемещаться вдоль побережья. В свою очередь входная группа в Тамгалы Тас организована в одном из таких узких мест и представляет собой заградительную конструкцию и арку, через которую и приходит дорожная нить. То есть, установив шлагбаум, «предприниматели» попросту лишали людей возможности проезда. Хочешь двигаться дальше? Плати! Нет — добирайся вплавь, по скалам или по воздуху.

Первый инцидент в этом году (а они были и ранее), получивший широкую огласку, произошел в конце марта 2019 года. Тогда один из туристов — Роман Самарский — возмутился тем, что с него требуют деньги за проход/ проезд через «частную территорию». Речь шла как раз об урочище Тамгалы Тас. Девушка по имени Наталья без оплаты не пускала людей через импровизированный шлагбаум. В открытых источниках достаточно информации, в том числе и видеороликов, с этим инцидентом. Кому любопытно — найти их будет несложно. В качестве основанного аргумента Наталья использовала постановление акима та города Капшагая от 30 мая 2016 года, где говорится, что территорию передали во временное возмездное долгосрочное пользование компании ТОО Exim Commerce Group. Однако, как в последующем выяснилось, в тот момент эта компания вообще не имела права предоставлять какие-либо услуги и находиться на территории Тамгалы Тас, поскольку еще в 2018 году территорию передали музею-заповеднику Танбалы.

Собственно, и до смены формы управления работники указанного выше ТОО не имели права взимать плату за проезд. Таким образом, словесные перепалки с туристами возникали и ранее, вследствие чего еще в 2016-м прокуратура Алматинской области провела проверку и признала взимание платы за проезд по дороге через Тамгалы Тас незаконной.

История двухмесячной давности вызвала серьезный резонанс в соцсетях, после чего работников ТОО как ветром сдуло, а заповедник-музей Танбалы смог выделить людей, которым поручили смотреть за порядком.

Тогда же журналисты из zakon.kz задались вопросом: а как тогда некая Наталья из ТОО «Эксим Коммерс Групп» могла брать оплату и почему работники музея не проследили, кто же все-таки ведет предпринимательскую деятельность на территории заповедника.

Разъяснение дал Алмас Сарбасов, заместитель директора РГКП «Государственный историко-культурный и природный заповедник-музей Танбалы».

— У нас штат небольшой, поэтому отправлять людей, которые бы следили за порядком на территории музея, не было возможности. Мы никого не отправляли. С конца марта мы уже стали сами там дежурить. Мы видели человека, который брал за проход деньги, но мы ему показали акт на землю, что это государственная территория, а не частная. Затем они уехали. А девушку, которая брала за проход 200 тенге 23 марта, мы не знаем, сами в шоке от этого, — отметил Сарбасов.

«МК» допускает, что кто-то мог несанкционированно «занять место» и устроить там бизнес. И, вполне возможно, что руководство музея было не в курсе происходящего ввиду дефицита кадров. Не исключено. Как было сказано выше, смену караула, так сказать, провели и в теории, у туристов сложностей теперь быть не должно, но... не тут-то было!

Золотые кадры

Тамгалы Тас изменил форму управления территорией заповедника, однако спорные ситуации, увы, не прекратились. На этот раз со стеной непонимания столкнулись уже наши коллеги. Это был отнюдь не рабочий визит, а типичный выезд горожан на природу в майские праздники. Если конкретизировать, то эксцесс произошел 3 мая 2019 года.

Как и в предыдущей ситуации, автомобиль уткнулся в импровизированный КПП. Проехать дальше можно было, но только при условии оплаты таксы «за проезд автомобиля». На каком основании? И в этот раз у стражей шлагбаума нашелся документ, только уже не от акимата города Капшагая, а прейскурант с гербовой печатью Министерства туризма и спорта РК (см. снимок No1). К слову, документ тоже весьма любопытный, но об этом чуть позже. Мы полностью поддерживаем практику взимания платы за посещение туристических мест, в особенности, если речь заходит об историко-культурных зонах. Ведь каждая локация требует благоустройства и, как следствие, финансовых вливаний. Заповедник Танбалы, расположенный в Жамбылском районе Алматинской области, по такому принципу и работает, но, отметим, что он и находится в стороне от трассы! А зона Тамгалы Тас устроена таким образом, что единственная дорога, протянутая вдоль правого побережья, пронизывает заповедник-музей и уходит в восточном направлении еще на дюжину километров. К сведению, площадь Тамгалы Тас составляет 255 гектаров (это в пересчете примерно 2,5 квадратных километра). Отсюда возникает вопрос: а если туристу не интересен заповедник, и он просто хочет подняться выше по течению и разбить кемпинговый лагерь, что тогда? Платить?

Практика показала, что придется. Во всяком случае до тех пор, пока коллеги из нашего издания не оплатили указанную сумму, а человек в камуфляжном костюме запросил 2000 тенге, их не пропустили.

И вот здесь самое время обратиться к прейскуранту цен. Дело в том, что в нем отсутствует такой пункт, как «транзитный проезд транспортного средства» или просто «плата за проезд автомобиля». А если бы он и был, то это должно вызывать еще больше вопросов в первую очередь у компетентных органов.

Даже отраженные в прейскуранте цены служат поводом для разбирательства. Согласно документу, «фотографирование с музейными экспонатами» стоит 400 тенге/ снимок (!), без них — 200 тенге. Не нужно быть профессиональным фотографом, чтобы знать, что для получения удачного кадра порой приходится нажимать на спуск затвора фотоаппарата не один десяток раз. Из личного опыта скажу, что практически с каждого фоторепортажа (даже если это семейный выезд), автор этих строк привозит не менее 1000 снимков, из которых потом и делается выборка. Получается, что если точно следовать указанному прейскуранту, то фотосессия может обойтись в сумму от 200 000 до 400 000 тысяч тенге. «Золотые» получатся снимки. Не так ли?

Телефон есть, доверия нет

Проводя журналистское расследование, «МК» вначале связался с представителями акимата города Капшагая, где нам подтвердили, что теперь действительно все права на Тамгалы Тас переданы из частного пользо- вания в управление заповедника-музея Танбалы. Куда, собственно, и порекомендовали адресовать все вопросы. Порадовало, что руководство заповедника-музея не стало скрываться за ширмой занятости и плотного рабочего графика и сразу дало четкие ответы.

Так насколько правомерно взимать деньги с транзитного транспорта? Ответил на этот вопрос вновь Алмас Сарбасов.

— За проезд мы деньги не взимаем. Даже за кино- и фотосъемку мы денег не берем. Эта дорога единственная и ведет до зоны полигона МЧС. Даже если туристы приехали адресно изучить петроглифы, то перед въездом в заповедник есть специальная автостоянка, где они должны оставить автомобиль и, оплатив посещение, пройти к комплексу с наскальными рисунками, — сообщил заместитель руководителя заповедника.

Такой ответ нас одновременно как порадовал, так и насторожил. С одной стороны, господин Сарбасов попросил чек и пообещал провести внутреннее расследование, с другой — это уже определенная закономерность. А не имеет ли здесь место система или место действительно можно считать заколдованным, поскольку независимо от формы владения его преследуют одни и те же проблемы.

Также остается неясным вопрос с разрешением на фото- и видеосъемку. С одной стороны, в беседе с «МК» руководство музея-заповедника сообщило, что, несмотря на утвержденные тарифы, деньги за эти услуги не берут, с другой — есть зафиксированный факт того, что требуют оплату даже за несуществующую услугу. Понятно, что контролировать качество выполнения работ из центрального офиса, расположенного в 150 километрах от музея-заповедника в селе Каргалы, непросто. Однако и пускать этот вопрос на самотек не дело.

О том, как будут развиваться события с транзитом через Тамгалы Тас, мы расскажем в следующих публикациях. Сейчас остается добавить лишь то, что в случае, если турист столкнется с аналогичной ситуацией и за транзитный проезд с него будут требовать деньги, то нужно обратиться по номеру телефона «горячей линии» парка- музея 8 (72759) 3 02 10, которым поделился Алмас Сарбасов. Эта мера, конечно, позволит зафиксировать случай очередного нарушения установленного порядка, только нет гарантий, что тому же добросовестному туристу все-таки удастся проехать. Дело в том, что в районе Тамгалы Тас, как и вдоль всей береговой линии реки Или, сигнал сотовой связи кране нестабилен, а еще чаще отсутствует вовсе. И, чтобы связаться с цивилизацией, необходимо вернуться на трассу, проделав путь в несколько десятков километров.

Земли Казахстана наполнены множеством исторических артефактов и природных шедевров, которые способны стать «магнитом» притяжения не только для местных, но и иностранных туристов. Главное, чтобы на местах соблюдались законность и порядок, не позволяющие бросать тень на деятельность управляющих структур.

P.S. Уже в процессе верстки мы вновь связались с Алмасом Сарбасовым, который сообщил результаты внутреннего расследования:

— Для прояснения ситуации директор музея лично ездил в Тамгалы Тас. Там ему сообщили, что помнят историю с инцидентом, объяснив ее тем, что выписали «чек» на 2000 тенге, поскольку в машине было четыре человека, согласно прейскуранту, — сообщил Сарбасов «МК» в телефонном разговоре.

Любопытная позиция! Ведь в том-то и дело, что туристы приехали отдохнуть на берегу реки Или, а не изучать петроглифы. За что платить?

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру