Байконур внес решающий вклад в обороноспособность СССР

Будущий космодром Байконур был создан для испытания первой в мире межконтинентальной баллистической ракеты Р-7. Окруженный со всех сторон ядерными базами НАТО Советский Союз поставили перед жесткой необходимостью создать в кратчайшие сроки ответный потенциал. Сделав ставку на ракеты, наша страна не только добилась паритета, но и вышла на самые передовые позиции в мире, создав ракетно-космическую отрасль. И ядром ее стал первый в мире космодром — Байконур.

Байконур внес решающий вклад в обороноспособность СССР

Спасти страну

С сегодняшних позиций созданная Сергеем Королевым ракета Р-7, ныне носитель «Союз», выглядит громоздкой, архаичной, требует гигантских стартовых сооружений, массы ручного труда при сборке. Однако во второй половине 50-х ни у одной страны не было ничего сопоставимого с ней. При дальности более 9000 километров она была способна донести до территории вероятного противника боевую ядерную часть весом около пяти тонн. Характеристики ракеты закладывались Сергеем Павловичем Королевым с резервом, возможности ядерной техники тех лет были недостаточно совершенны. Эта особенность Р-7, резервы конструкции и значительный потенциал модернизации позволили носителю прожить долгую жизнь, его пуски идут и по сей день. Рискну предположить, что еще минимум десяток лет мы будем свидетелями его успешной работы. Натовские военные назвали Р-7 «Длинная рука», отдавая должное его разрушительному потенциалу. На Байконуре и на севере Архангельской области — объекте «Ангара» (будущий космодром Плесецк) соорудили стартовые комплексы под Р-7. В разгар Карибского ракетного кризиса именно они были основой возможного ответного удара, наносимого по США с территории нашей страны. На Кубе в готовности имелось около 40 пусковых установок ракет Р-12 и Р-14, но их легко могли разрушить ударом с воздуха. А «семерки» были неуязвимы для врага.

Борис Черток, соратник Королева, рассказал в своей книге «Ракеты и люди», как в самый разгар кризиса его вызвал начальник первого управления космодрома Байконур полковник Кириллов и сообщил ему: «Ночью меня вызвали в штаб к начальнику полигона. Нам было сказано, что полигон должен быть приведен в готовность по расписанию военного времени. В связи с кубинскими событиями возможны воздушные налеты, бомбардировка и даже высадка американского воздушного десанта. Все средства ПВО уже приведены в боевую готовность. Все объекты и площадки взяты под усиленную охрану. Но самое главное — я получил приказ вскрыть конверт, который хранился в особом сейфе, и действовать в соответствии с его содержанием. Согласно приказу я обязан обеспечить немедленную подготовку на технической позиции дежурной боевой ракеты и пристыковать боевую головную часть, находящуюся в особом хранилище, вывезти ракету на старт, установить, испытать, заправить, прицелить и ждать особой команды на пуск». 27 октября 1962 года брат президента США Роберт Кеннеди посетил посольство СССР и предложил демонтировать советские ракеты в обмен на заверение в том, что вторжение на Кубу не состоится. Он просил немедленно сообщить Хрущеву: «Президент надеется, что глава советского правительства его правильно поймет». Хрущев «понял правильно». В такой критической ситуации нервы у военных одной из стран могли сдать независимо от воли глав государств. В связи с нехваткой времени Хрущев принял необычное решение — передать послание советского правительства открытым текстом по радио. На космодроме дали команду «Отбой». Так Р-7 сослужила добрую службу. А позднее на боевое дежурство заступило новое изделие — ракета Р-9. Она была лишена недостатков «семерки», заправлялась в автоматическом режиме, была проста в обслуживании, располагалась в защищенном шахтном сооружении. Сегодня эту красивую ракету можно увидеть в Москве возле музея Советской Армии. Все боевые комплексы, стоявшие на вооружении ракетных войск стратегического назначения СССР, прошли испытания и обкатку на Байконуре.

«Звездные войны» по-нашему

Советский Союз имеет приоритет не только в запусках первого спутника и первого космонавта. В конце 60-х годов прошлого столетия в нашей стране создали системы космических вооружений. Их целью могли стать спутники и боевые станции вероятного противника. Доверяя пропаганде тех лет, мы по-обывательски считали порой, что СССР является эпицентром мирных инициатив, лидером по недопущению гонки вооружений в космосе. Однако факт остается фактом — именно Советский Союз впервые испытал оружие в космическом пространстве. Речь идет о системе под названием «ИС» (истребитель спутников). Ее создание началось в 1960 году. Головная организация по системе — ОКБ-52, главный конструктор Владимир Челомей. Боевой аппарат имел массу 1959 килограммов и состоял из цилиндрического приборного отсека и двигательной части многоразового включения. В приборной части находилась боевая часть со шрапнелью, взрыватели на штангах были выведены далеко за приборный отсек. Для обнаружения спутников и вычисления их орбит использовались загоризонтные радиолокаторы, сооруженные под Иркутском и Балхашом. Информация передавалась на пункт управления комплекса под Ногинском в Подмосковье. По полученным параметрам орбиты цели рассчитывались данные для пуска, которые передавались на стартовую позицию на Байконуре.

Сегодня представляются оправданными усилия советских военных по обзаведению таким экзотическим видом вооружений, как космические. Специалисты понимали, что первому удару в возможном конфликте подвергнутся спутники — «глаза и уши» государства. Учитывая невозможность полноценного соперничества со странами НАТО в воздухе, на океанских просторах, Советскому Союзу пришлось опираться на свой, ассиметричный вариант. Добавлю, что американская сторона смогла провести успешный опыт по уничтожению своего спутника-мишени лишь в сентябре 1985 года.

11 марта 2007 года Китай провел успешное испытание собственного противоспутникового оружия: метеоспутник «Фэньюнь-1C», находящийся на полярной орбите высотой 865 километров, был поражен прямым попаданием противоспутниковой ракеты. Ракету запустили с мобильной пусковой установки на космодроме Сичан, и она перехватила спутник на встречном курсе.

А совсем недавно, 26 марта 2019 года, Индия успешно сбила находящийся на низкой околоземной орбите (на высоте 300 километров) свой космический аппарат, став, таким образом, четвертой страной в мире, обладающей противоспутниковым оружием.

В период паритета

Военное предназначение космодрома накладывало свой отпечаток на быт. В период визита высокопоставленных зарубежных лидеров весь персонал в экстренном режиме переодевался в гражданское. По гаражам прятали военные тягачи, мобилизовывался весь наличный фонд гражданских автомобилей, от частных «Москвичей» до автолавок. Однако наметанный взгляд свиты высокого гостя безошибочно узнавал во фланирующей публике людей с военной выправкой. В период подготовки международного проекта «Союз-Аполлон» американские специалисты неоднократно делали попытки добраться до стартового комплекса «Союза» на поезде-мотовозе, заполненном военными. Но любезность хозяев, обеспечивших иностранцев микроавтобусами «РАФ», не дала этому свершиться. Ветераны космодрома рассказывают, что когда на Байконуре находился президент Франции Шарль де Голль, ему показали одновременный пуск двух межконтинентальных баллистических ракет. На вопрос, сколько им понадобится времени, чтобы долететь, к примеру, до Парижа, он услышал ответ — «примерно 20 минут». По возвращении французский лидер добился перевода штаб-квартиры НАТО из Парижа в Брюссель. Насколько эти события были связаны, история умалчивает.

Размер газетной статьи не позволяет рассказать о других, не менее интересных и масштабных военных проектах, реализованных на космодроме Байконур. О боевой пилотируемой станции «Алмаз», имевшей на вооружении 23-миллиметровую пушку конструкции Нудельмана. Пушку эту испытали в реальном полете.

О спутниках обзора Мирового океана с ядерной энергетической установкой. О дивизионе «орбитальных ракет», не имевших аналогов в мире и способных вывести головную часть в космос, а по прошествии определенного времени нанести удар по противнику с неожиданного азимута. И системе «Энергия-Буран», которая запустила прототип боевой лазерной установки «Полюс» в 1987 году, продемонстрировав США, что нашей стране есть чем ответить на их программу СОИ.

На гражданские рельсы

В 2008 году на Байконуре закончился процесс расформирования войсковых частей и передачи их объектов предприятиям российской ракетно-космической отрасли. Космодром стал гражданским объектом. Теперь он открыт для международного сотрудничества, для инвестиций. Его будущее зависит от тех, кто созидает мирный космос. Кроме того, не будем забывать, что любая космическая система имеет двойное применение.

Так что на общую безопасность наш космодром еще поработает.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру