К чему приведет очередная попытка создания лекарства от ВИЧ?

Стало известно о третьем пациенте, которому, возможно, удалось излечиться от ВИЧ-инфекции. Как и предыдущим двум больным, ему пересадили костный мозг от донора с мутацией в гене CCR5, которая обеспечивает ее носителю устойчивость к заражению вирусом иммунодефицита. Но исследования показывают, что это почти не влияет на практику лечения синдрома приобретенного иммунодефицита или на развитие методов лечения этого заболевания в мире. Что говорить о Казахстане?

К чему приведет очередная попытка создания лекарства от ВИЧ?

В 2017 году во всем мире зафиксировали 37 миллионов человек, носителей вируса иммунодефицита человека. Большая часть из них может вести обычный образ жизни, принимая препараты. Но медикаменты нужно принимать в течение всей жизни. К тому же они дорогостоящие и доступны не всем больным. Поэтому ученые ищут новые способы подавления вируса без помощи препаратов.

До недавнего времени был известен только один случай избавления от этой болезни. Американца Тимоти Брауна называют «берлинским пациентом». В 1995 году у него нашли ВИЧ, а в 2007-м ему провели трансплантацию стволовых клеток костного мозга от человека с мутацией 32 в гене CCR5. Клетки, где прогрессирует ВИЧ, созревают именно в костном мозге, поэтому врачи пошли на хитрость. Костный мозг, который ему пересадили, взяли у человека с природной устойчивостью к тому штамму ВИЧ, которым он был заражен. Перестройка хромосом в гене CCR5 приводит к тому, что вирусные частицы не могут связаться с рецептором, и носитель этой мутации становится невосприимчив к заражению.

А теперь в Утрехтском университете под руководством Аннемари Венсинг сообщили об аналогичном случае. «Дюссельдорфский пациент», мужчина, которому провели трансплантацию костного мозга от донора с мутацией, уже три месяца не принимает антиретровирусные препараты, и до сих пор у него не находят жизнеспособных вирусов.

Но, несмотря на то, что у этих людей нет признаков ВИЧ, говорить о полном излечении рано. Ученые утверждают, что трансплантация костного мозга не сможет стать массовым способом лечения СПИДа.

Излечить всех не получится

Вот что говорит об этом ведущий научный сотрудник отдела иммунобиологии СПИДа российского Института иммунологии (Москва) Ирина Николаева:

— Этот случай почти не отразится на практике лечения СПИДа. Пересадка костного мозга — это крайняя мера. К ней прибегают, когда человек тяжело болен раком крови, лейкозом.

Трансплантацию костного мозга назначают по жизненно важным показаниям. Найти донора костного мозга, чьи клетки будут совместимы с организмом пациента, довольно сложно. И, в общем, вся операция стоит больших денег и связана с большим риском.

Для того, чтобы пересадить костный мозг больному лейкозом, больной должен пройти тяжелую химиотерапию и облучение. Эта процедура убивает его собственный костный мозг. Нужно учитывать, что донорский костный мозг не всегда приживается. В известном случае пациенту просто повезло с донором. Заимствованные клетки оказались не только совместимы с организмом больного, но и устойчивы к вирусу. В итоге пациент избавился и от вируса иммунодефицита, и от онкологии.

Но этот метод лечения вряд ли станет «стандартным лечением от ВИЧ». Во-первых, из-за вреда химиотерапии, которая в обоих случаях была одним из этапов лечения онкологических заболеваний крови. Во-вторых, для донорства подходит лишь человек с определенной мутацией, иначе организм отторгнет чужие клетки. Среди европейцев таких доноров около одного процента, а среди африканцев не встречается совсем. Также непредсказуем исход операции. Многое зависит от предшествующей терапии, состояния организма пациента. Неудачная пересадка может убить человека. Но даже в случае исцеления нет никакой гарантии, что вирус не проявится вновь. Он годами вполне может существовать в спящем режиме, даже если не определяется тестами.

В-третьих, не нужно забывать, что у других носителей ВИЧ, которых лечили тем же методом, положительных результатов не было. Пока ученые не понимают, почему это лечение помогает одним и абсолютно не действует на других.

— Эта устойчивость не абсолютна. Человек, обладающий ею, не заразится ВИЧ половым путем, но заражение может легко произойти при инъекциях наркотиков, при переливании крови, — пояснила Ирина Николаева. — У клетки есть рецепторы — «перчатки», в которые вирус должен попасть «рукой», и затем он сможет проникнуть в клетку. А у тех, у кого есть генетическая устойчивость, связанная с дефектным рецептором, «перчатка» спрятана внутри самой клетки, она не торчит наружу, вирус ее не может найти.

К слову, о генетике

По словам Николаевой, некоторые факторы генетической устойчивости найдены. Как было сказано выше, встречается она лишь у одного процента белого населения. Также известны случаи, когда этот вид мутации пытались создать искусственно. В 2018 году китайский профессор Хэ Цзянькуй изобрел эту мутацию, создав вместе с тем первых в истории генетически модифицированных детей. Пока неизвестно, как это в будущем скажется на их здоровье. Поэтому его эксперимент ставит перед обществом серьезные этические вопросы.

Геном китайских девочек-близнецов от- редактировали еще на стадии эмбрионального развития. Использование этой технологии запрещено на территории США, так как есть риск, что она может нанести вред потомкам «отредактированного» человека.

В эксперименте участвовали семь пар. Но беременности удалось добиться лишь в одном случае. Целью редактирования генов было сделать невосприимчивость к ВИЧ врожденной особенностью детей. Все отцы были ВИЧ-инфицированы, а у всех матерей вируса не было. Инфицирование женщин и их будущих детей было маловероятно — мужчины принимали препараты, подавляющие активность вируса. Ученые отделили сперматозоиды от семенной жидкости, в которой мог находиться вирус, и ввели их в яйцеклетки будущих матерей. После этого они отредактировали геном получившихся эмбрионов. Изменить получилось лишь 16 из 22 полученных эмбрионов. У женщины, у которой зачатие прошло успешно, прижились сразу два эмбриона. Интересен тот факт, что у одного из эмбрионов обе копии гена CCR5 оказались изменены, а другой получил измененную и неизмененную копию гена. Это означает, что второй ребенок все еще имеет возможность заразиться ВИЧ. К тому же риску здесь подвергается и первая девочка. В ее случае велика вероятность заражения другими вирусными заболеваниями. Именно поэтому эксперимент вызвал широкое общественное возмущение как эксперимент на людях, не оправданный ни морально, ни этически. Хотя нашлись и те, кто взглянул на проделанную работу оптимистично. Сам профессор Хэ утверждает, что он и его «подопытные» оценили все риски.

Когда эксперименты доберутся до Казахстана?

Во всем мире предпринимают активные попытки справиться с этим опасным недугом. Какую лепту в эту борьбу может внести Казахстан? Ответ — пока не может.

На диспансерном учете центров СПИДа в Казахстане находятся 29 980 человек. Лечение в итоге получают меньше половины. Поэтому об экспериментах говорить не приходится. Сложно получить даже стандартный набор лекарств. Республиканский центр СПИДа не расширил перечень бесплатных лекарств для ВИЧ-инфицированных. По словам представителя общественного фонда женщин, живущих с ВИЧ в РК, Натальи Минаевой, в фонд обращается множество пациентов, которые нуждаются в более эффективных препаратах.

— К сожалению, те препараты, которые есть в действующем перечне, уже многим пациентам не помогают, при приеме возникают тошнота и рвота. Невозможно проводить лечение в дальнейшем. Некоторым пациентам за один год три-четыре раза меняют схему лечения, и при этом не достигается вирусологического ответа. В этих случаях пациенты прекращают терапию, уклоняются от посещения врачей. Они становятся источником распространения ВИЧ-инфекции из-за повышенной вирусной нагрузки, — написала Наталья Минаева министру здравоохранения.

Так как СПИД уничтожает иммунную систему, человек все хуже справляется с простыми болезнями. Бывает, что заурядная простуда перерастает в пневмонию, затем инфекция переходит на мозг, и наступает смерть. Прием стандартных лекарств не всегда обеспечивает надежную защиту. 10-12 таблеток в день вызывают проблемы желудочно-кишечного тракта, сердечно-сосудистой системы. Из-за подобных осложнений многие ВИЧ-инфицированные отказываются от приема препаратов. А без них болезнь только прогрессирует.

— Наша обеспокоенность связана с тем, что и в 2019 году новых лекарств не будет, пациенты останутся без них. Тем более что имеется информация о дефиците бюджета на 2019 год для закупки антиретровирусных препаратов, — добавила Наталья Минаева.

Если государство обратит на это внимание, это сможет помочь многим больным, проходящим терапию. Хотя бы продлить жизнь до средних показателей.

Кажется, что до победы над ВИЧ все еще далеко. Если дорогостоящие лекарства могут себе позволить далеко не все, то пересадка костного мозга — вообще процедура сверхдорогая и доступна лишь единицам. Но главное не в этом. Так или иначе, результаты новых исследований могут помочь хотя бы тем, кто решается на смелые эксперименты. Даже если врачи не придумают, как усовершенствовать пересадку костного мозга, то, вероятно, ученым удастся разработать другую терапию, связанную с мутированным геном. И в борьбе с неизлечимой пока болезнью появится надежда.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру