Пришла пора подготовки к экзаменам, причем не только в вузы

13.03.2019 в 17:01, просмотров: 206

Определяться с выбором профессии и углубленно изучать те или иные науки, чтобы иметь больше шансов поступить в университет, желательно еще в старших классах школы.

Но как выбрать? Только в южной столице Казахстана насчитываются 263 средние образовательные школы, включая гимназии и лицеи. Чтобы помочь старшеклассникам и их родителям сориентироваться, мы решили рассказать о некоторых из них. И начинаем наш цикл беседой с директором алматинского лицея №134 Вячеславом Георгиевичем Шилеевым.

Пришла пора подготовки к экзаменам, причем не только в вузы

— Немного истории. Ведь лицеем 134-я называлась не всегда?..

— 30 лет назад (да, у нас юбилей), в 1989 году, в Алматы создали экспериментальную школу-гимназию для учащихся старших классов. Эксперимент заключался в более углубленном изучении отдельных предметов, для чего учеников разделили по отделениям, которых сейчас три (а первоначально было пять): математики, физики и информатики (МФИ), математики, экологии и географии (МЭГ), химии, информатики и биологии (ХИБ).

— Эксперимент, как я понимаю, себя оправдал. В городе 134-я быстро завоевала репутацию, а среди учителей, особенно по спецпредметам, были даже вузовские преподаватели. По тем временам что-то исключительное... Но, кстати, почему сократилось число факультетов?

— По естественным причинам. С 1993 года, когда эксперимент признали удачным, школа носила название многопрофильной гимназии №134, где внимание уделялось самым разным направлениям. Наряду с вышеупомянутыми математикой, физикой, химией еще и филологии, например.

Однако в 2010 году наша школа стала лицеем. Дело в том, что в Казахстане приняли Закон об образовании, в соответствии с которым общеобразовательные учреждения с углубленным изучением естественно-научных дисциплин назвали лицеями, а те, что реализуют углубленное изучение общественно-гуманитарных дисциплин, — гимназиями.

Как видите, наша прежняя многопрофильность не вписывалась в новые правила. Пришлось отказаться, в частности, от филологического направления. А с недавних пор оставшиеся четыре отделения эволюционировали в три. Известно, как сильно информатика проникает сейчас во все сферы, поэтому мы посчитали логичным добавить эту специализацию ко всем направлениям, обогатив их.

— Но, как и прежде, образование в школе бесплатное?

— Совершенно верно. Лицей №134 является коммунальным государственным учреждением, а наше государство, как вам известно, гарантирует получение гражданами бесплатного и даже обязательного среднего образования.

— Но вы же явно принимаете не всех?

— Разумеется. Во-первых, мы принимаем на учебу после 8-го, иногда — после 9-го класса. Во-вторых, есть ограничение и по количеству классов, и по количеству учащихся в них. В-третьих, и это самое главное, дети должны иметь склонность и способности к изучению предметов естественно-научного цикла. Для реализации этого пункта учителя нашего лицея разработали межшкольную олимпиаду, включающую в себя тестирование по основным общеобразовательным предметам и, конечно, профильным дисциплинам в зависимости от выбранного направления. Подробности можно узнать на сайте лицея: 134.alschool.kz.

— И каков конкурс на место?

— Я бы не стал называть это конкурсом. Система такая: чтобы получить шанс быть зачисленным, надо набрать не меньше 50 процентов возможных баллов. Понятно, что чем больше полученных баллов, тем выше шансы.

Могу сказать лишь, что, например, в этом году лицей подготовит 183 выпускника. Это чтобы вы представляли себе, так сказать, размеры школы. Как я уже говорил выше, в лицее три направления, по две группы на каждом (на физмате — три). 9-й, 10-й и 11-й классы.

— И все-таки, как сложно поступить в 134-й лицей? Или правильнее будет задать вопрос: как трудно здесь удержаться?

— Возможно, да, так будет правильнее поставить вопрос. Что ж, судите сами: те 183 человека, которые в этом году учатся в 11-м классе, остались от 227, которые поступили в 9-й класс, и 220, которые затем перешли в 10-й. Процент отсеявшихся можете подсчитать сами. Разумеется, цифры год от года меняются.

Скажу так: нам важна траектория развития ребенка. Если у него есть способности, они проявятся на межшкольной олимпиаде, и он будет учиться. Но бывает так, что за ребенка пытаются решить родители. И профессию выбрать, и даже конкретное учебное заведение, руководствуясь какими-то своими соображениями репутации, престижа и тому подобным.

Возможно, именно эта категория и обеспечивает вышеупомянутый процент отсеявшихся. Не знаю. Но, как вы можете видеть, он невелик. Наверное, это говорит о качественности отбора.

— А как вы объясните следующий парадокс: вроде кругом рынок, информация признана товаром, однако лучшее среднее образование дают не частные платные школы, а бесплатные государственные гимназии и лицеи. Не все, разумеется, а лишь несколько, чтобы их перечислить, хватит пальцев одной руки...

— Не соглашусь с вами. В городе достаточно отличных государственных школ, в том числе лицеев и гимназий — так что и пальцев двух рук не хватит, чтобы перечислить их все. В частности, если взять естественно-научное направление, это и Республиканская физико-математическая школа, и Назарбаев интеллектуальная школа, и лицеи № 39, 54, 90, 165, 166, 178, ну и, да, наш лицей.

— Математика в Казахстане, бесспорно, имеет хорошие традиции преподавания. Это, кстати, подтверждают и регулярные успехи юных казахстанцев на различных международных конкурсах. А вот с естественными науками ситуация не столь радужная. Вот в каких школах, кроме 134-го лицея, есть, например, химико-биологическое направление?

— Еще в НИШ. Но в целом, соглашусь, возможностей меньше, хотя изменения к лучшему есть.

— Проблема, считаю, в недостатке хороших преподавателей. Как естественно-научной направленности, так и вообще. Собственно, это не только мое мнение: молодых квалифицированных кадров в системе образования не хватает, а уровень если где-то еще и поддерживается, то за счет опытных специалистов, дорабатывающих с советских времен. Вот уж действительно, как сейчас говорят, old school.

— А тут опять не соглашусь. Проиллюстрирую на собственном опыте. Свое второе высшее — педагогическое — образование я получил в 2006 году. Согласитесь, не так давно. Так вот, только из моей группы (я заканчивал КазНПУ имени Абая) знаю еще двоих, ставших директорами школ. Так что молодые кадры есть. Впрочем, дело не всегда в возрасте. Иные, будучи глубоко пенсионного возраста, сохраняют живой ум, оставаясь в курсе новых веяний и вообще в отличной педагогической форме.

А бывает, что человек после нескольких лет работы в образовании выгорает дотла как учитель. Хотя это бывает с представителями любых профессий... Так что сплав опыта и молодого энтузиазма, конечно, необходим, но идеального возраста для преподавателя не назовешь. У нас в лицее, например, средний возраст учителей — 56 лет.

— И последний вопрос. Кто идет учиться в лицей, вообще в школы, дающие, скажем так, продвинутое среднее образование? Я хочу сказать, куда поступают ваши выпускники? Интересно ли им затем отечественное высшее образование или они стремятся за рубеж: в Россию, Китай, Европу с Америкой?

— Наших выпускников можно найти в вузах самых разных стран. Хотя 60-70 процентов выбирают все-таки казахстанские вузы. Однако для нас важнее другая цифра: 90-95 процентов выпускников лицея поступают на бесплатные отделения вузов.