Почему в Алматы не убрали нелегальных парковщиков

13.03.2019 в 11:53, просмотров: 151

Вот уже три года в Алматы работает система автоматизированных парковок. Одиннадцать тысяч платных мест, где трудятся 30 инспекторов. В 2016 году, презентуя проект, его авторы уверяли — технологии заменят людей. Прошло время, и, как показывает практика, ничего не поменялось. Теперь жители южной столицы жалуются на нелегальных парковщиков.

Почему в Алматы не убрали нелегальных парковщиков

Чаще всего их замечают вечером. Появляются либо в зонах, где «А-паркинга» вообще нет, либо где он есть, но после 19.00. А после семи «А-паркинг» обычно бесплатный. Именно они вынуждают водителей платить за оставленные на время машины. Паркуют, как правило, с нарушениями. «Елочкой», поперек или в два ряда. Иногда они представляются официальными работниками, даже носят соответствующие жилеты с номером компании. Бывали случаи, когда человек оплачивал парковку на несколько дней и уезжал в командировку. По возвращении он становился счастливым обладателем не одного, а даже нескольких штрафов. А после приходил в компанию и уверял, что произвел оплату их работнику. Как предупреждает «А-паркинг», инспекторам компании запрещено брать деньги или за кого-то проплачивать. К тому же часть платных парковок, которые есть в центре, ночью могут быть совершенно запрещены, допустим: нельзя парковать с 21.00 до 6.00. После девяти вечера эвакуатор увозит машины.

Тем не менее это не мешает парковочной «мафии» наживаться на тех, у кого нет выбора или кто этих нюансов не знает. В некоторых точках стоимость парковки доходит до пяти тысяч тенге. Никакие аргументы на парковщиков-самозванцев не влияют, даже то, что территория муниципальная. В случае отказа платить доходит даже до угроз и рукоприкладства.

Чтобы понимать, существуют вполне официальные автостоянки, окруженные камерами, где сидит охранник, и при желании автовладельца может выписать чек за оплату парковки. Все оборудовано по аналогии с паркоматом. Днем она стоит 150 тенге в час, ночью — 300. Цены, конечно, грабительские, зато все законно.

Эта парковка действительно охраняемая, и в случае повреждений авто есть возможность разобраться, кто их нанес. В местах, где камер нет, доказать что-либо сложно. По сути человек платит просто за то, что приехал в город. Если сравнивать с европейскими странами, то там на каждом здании, у которого расположены парковки, есть камеры. По отчету ДВД в Алматы установили около 130 000 камер, но, несмотря на это, за безопасность автомобиля несет ответственность только сам владелец. А ответственность паркингов пока ограничивается лишь рассылкой штрафов за неоплату парковки. Как за эту плату обеспечивают безопасность? Ответ — никак.

Работники бывают злопамятными

И что же делать с предприимчивыми гражданами, которые пытаются нажиться за счет паркинга?

В местах, где парковка платная, водитель отдает 100 тенге в час за то, что паркует машину, и еще минимум 50 — тому самому «парковщику», который отказывается просто так уходить. Конечно, можно проигнорировать и отказаться платить. Однако стоит понимать, что эти люди «работают» там постоянно и бывают злопамятными. Чем в этом случае застрахован водитель? Ничем. Этот человек никакой ответственности не несет. Более того, в следующий раз он угрожает проткнуть колеса, если не заплатишь. Конечно, вряд ли здравомыслящий нелегал рискнет реализовать угрозы, но на всякий случай, если чувствуете спорную ситуацию, включайте камеру на телефоне и говорите, что все его угрозы записаны и при нанесении ущерба вашему имуществу он будет первый под подозрением.

Водителям на заметку: действия таких граждан подпадают под статью 449 Кодекса еспублики Казахстан об административных правонарушениях. А звучит она так: «Назойливое приставание граждан в общественных местах». Вы можете подать заявление не только за назойливое поведение, но и об угрозе порчи имущества, и о вымогательстве. А это ни что иное, как вымогательство, поскольку человек не имеет лицензии, у него нет ни кассового аппарата, ни, скорее всего, договора о найме.

Однако есть исключения, когда эти люди бывают юридически защищены. Такое возможно, когда владелец, к примеру, торгового центра нанимает группу людей, которая оказывает реальную помощь водителям при парковке. Давать или не давать им денег? А это на усмотрение самого водителя. Как правило, зарплату этим людям начисляет сам торговый центр. И налоги они платят с официального дохода, а с ваших «чаевых» — никогда.

Теневые доходы парковщиков-нелегалов

Не в столь далекие времена, когда еще не было платных парковок, существовали схемы. Жители города по умолчанию называли их «хлебными» местами. Как вспоминают коренные алматинцы, возле центральных супермаркетов места было не найти, за парковку шли драки. Была даже скрытая иерархия: парковщик занимал территорию, платил деньги смотрящему, смотрящий — разводящему, разводящий — не совсем честным представителям правоохранительных органов. И так далее.

Это можно было назвать полноценной криминальной пирамидой.

Такая нехитрая система, казалось бы, отошла назад. Но все еще возникает вопрос: почему наши правоохранительные органы не возьмут «ночной» паркинг под более пристальное наблюдение?

Ведь кто-то решил построить на этом прибыльный бизнес. И стоит понимать, что доходы приличные. Чтобы было наглядно, редакция «МК в Казахстане» посчитала теневые доходы автопарковщиков, опираясь на общую статистику.

В городе Алматы и его пригороде зарегистрировано около 600 000 автомобилей.

Из них 60 процентов постоянно курсируют и въезжают в город, что составляет 360 тысяч. Если допустить, что половина из них паркуется в центре, то это около 180 тысяч машин.

Предположим, что 20 процентов владельцев сталкиваются с такими личностями, 20 процентов — это 36 000. Даже если каждый из них даст по 50 тенге, это уже будет 1 миллион 800 тенге в день. Итого в месяц — 50 миллионов тенге. И, возможно, это не предел. Если бы они платили хотя бы минимальные налоги от этой прибыли, то городской бюджет мог бы получать с центра города как минимум по пять миллионов в месяц.

Интересен факт, что о деятельности нелегальных парковщиков было известно еще два года назад. Тогда Бауыржан Байбек был намерен жестче наказывать за неправильную парковку. Даже выступал с обращением к ДВД по городу Алматы: «Насчет этих парковщиков, которые нелегально собирают деньги, почему их не убрали?».

На что в ДВД Алматы ответили: «В прошлом году мы целенаправленно с департаментом госдоходов по г. Алматы работали над этой проблемой. В 2016 году привлекли к административной ответственности около 2865 незаконных парковщиков. Материалы по этим делам передали в департамент госдоходов по г. Алматы. У нас есть сайт ДВД. Если кто-то заметил незаконных парковщиков, можете незамедлительно нам отправить сообщение, мы незамедлительно отреагируем и дадим ответ».

«Незамедлительная» реакция проявляется и по сей день.

Платные парковки. Хроника событий