В Казахстане процветает мусорная археология

Одной из самых масштабных экологических проблем, с которой до сих пор сталкивалось и сталкивается человечество, является проблема отходов. С появлением новых бытовых хитростей люди все чаще прибегают к использованию искусственных материалов, которые остаются на свалках сотнями лет, отравляют все окружающее и не могут разлагаться естественным путем.

В Казахстане процветает мусорная археология

Есть такая история — мусорная…

От этого страдают не только обитатели поверхности земной, но и тысячи морских животных. А, например, миллионы птиц погибают только из-за обилия пластика. Просто так очистить Землю, как предлагают дилетанты, огнем нереально: сжигание мусора приводит к выбросам токсичных веществ и увеличению онкологических заболеваний. И в результате количество свалок увеличивается с каждым годом, захватывая все новые и новые территории.

И причиной этому являются по большей части наши крайне вредные привычки (имеются в виду привычки общественные). Обычно мы выкидываем отходы в мусорное ведро, из ведра они попадает в мусорный бак. По утрам мы можем заметить, как из мусорного бака его вынимает и увозит специальная техника. Да, так мы решаем проблему мусора в нашем доме, во дворе, на улице, но никак не на нашей планете.

Возможно, если бы порядки средневековой Европы вернулись к нам, то, извините, помои лились бы на землю прямо из окна. И тогда мы наверняка задумались бы об этой проблеме серьезнее, и гораздо раньше. Но пока масштаба бедствий нам не видно и максимум того, что мы предпринимаем, — это стараемся не выбрасывать бутылку из-под сока прямо себе под ноги.

Между тем у мусора, который производит человек, есть своя история. И она повествует о том, как менялось представление не только о гигиене и здоровье, но и о градостроительстве, социальном устройстве общества и даже о международных отношениях. Об этом свидетельствует не только состав мусора в разные времена, но и то, как менялись способы его утилизации.

Ведь эпопея мусора — это бесконечная повесть о долгом его пути — от груды расколотых глиняных горшков за пределами первобытного поселения до свалки ядерных отходов. И самое любопытное, чему за века этой «мусорной истории» научились люди.

Помойка эпохи Демосфена

Большинство людей при слове «археология» немедленно воображают себе Лару Крофт и покрытые пылью пирамиды. Есть в том доля правды. Но гораздо меньше людей могут представить, что уже чуть более 40 лет существует археология современной непубличной будничности. Да, речь идет об исследовании античного мусора.

«Мусорный проект» — так называют его все ученые, так или иначе касающиеся отбросов человеческого бытия. А возник он из занятий обыкновенной археологией.

Мало кто знает о том, что гораздо чаще археологам приходится раскапывать не величественные захоронения царей и вождей, а античные помойки. И они отнюдь не источают благоухание. В воспоминаниях итальянца, раскопавшего одну из древнеримских свалок, описана вся правда археологии: рабочие то и дело отдыхают от работы, потому что здесь даже по прошествии 20 веков вонь стоит нестерпимая…

Нечестно будет сказать, что изучением помоек люди стали заниматься относительно недавно, поскольку наполненные отбросами ямы сопровождают жизнь человека с незапамятных времен. Но осмысленно разбирать мусор и з аявлять об удивительных в нем открытиях ученые принялись благодаря… Бобу Дилану. Кто бы мог подумать!?

В 70-х годах прошлого века страстный поклонник Дилана Алан Веберман в попытках узнать о кумире как можно больше начал проникать на участок певца в Нью-Йорке и потрошить внутренности его помойных баков. Через год археолог-новатор настрочил для журнала Esquire статью под названием «Искусство анализировать мусор».

В ней он поведал, что в жизни Дилану не все равно, что о нем пишет и говорит пресса. Среди детских подгузников (которые принадлежали четырем детям певца) и пищевых остатков Веберман отыскал кучу журналов и вырезок о Бобе. В своей статье Веберман насмешливо обсудил ложное равнодушие певца к собственной персоне: на самом деле он был тщеславен ровно настолько, насколько и любой человек. На мусорных баках Дилана Веберман не остановился: в поле его зрения попали мусорки боксера Мохаммеда Али и других звезд, но когда запах помойки сменился запахом правосудия, Веберман свернул свою деятельность.

Хотя он и совершил ряд перформансов, первооткрывателем истории мусорных корзин стал другой персонаж, некто доктор Ратхе. Его ученики изучали содержимое отходов населения Тусона в штате Аризона, чтобы сделать выводы о том, что они употребляют. То, что находили в баках, превращали в статистику и сравнивали с уже известной информацией, указанной ими в анкетах. Результаты выявили разительную разницу между тем, что люди говорили о себе в анкетах и тем, что было в действительности.

Такого рода исследования пошли по другим американским городам. Одна из экспериментальных идей Ратхе заключалась в том, что в период экономического упадка люди станут экономнее в отношении покупок. Но нет. Выяснилось, что чем меньше ресурсов, тем больше количество купленного. И почему-то тогда люди чаще едят мясо. Долго считали, что бумага — один из самых экологичных видов мусор на всемирной свалке. Но Ратхе доказал, что и через полвека бумажный мусор все такой же читабельный, как и в день выпуска.

15 миллиардов подгузников каждый день

Если же говорить о жителях не только США, но и всей планеты, то средний землянин отправляет в урну до четырех килограммов отходов в день. И этот показатель постоянен. Вместе с приростом населения количество мусора растет. Но согласно «мусорному проекту» в рамках одного человека мусора больше не становится.

Мусор говорит правду. Если сопоставить результаты опросов потребления продуктов питания с анкетными данными, то люди склонны увеличивать количество нездоровых продуктов в своем рационе. При этом любят врать о якобы здоровом образе питания. Многие потребители также теряют счет выпитому алкоголю. Таких около 60 процентов населения.

Если же вы задумываетесь о собственной модели потребления, то наверняка обратите внимание на роль содержимого мусорных баков. Большая часть людей, возможно, даже вы, считает, что вспененный пенополистирол, который используют в фаст-фуд-упаковке, кофейных чашках, упаковке «арахис» и формованных формах, проходящих вокруг стереооборудования, и есть главная доля отходов во всемирной помойке.

Однако проект по мусору обнаружил, что пенополистирольная пена составляла менее одного процента от объема мусора, сбрасываемого на полигонах в период с 1980 по 1989 год. Тут уместно упомянуть о 15 миллиардах одноразовых подгузников, которые жители планеты ежедневно спускают в баки. В 1980-1989-х Америка установила, что это составляет 1,4 процента от общего объема твердых отходов твердого мусора.

Но какая разновидность мусора самая распространенная? Как бы ни было банально, это все та же бумага. Причем, как в древние времена, так и сегодня. На нее приходится около 40 процентов составляющего полигонов по объему. На втором месте уверенно стоят строительные отходы.

Если снова считать бумагу, то только газеты здесь занимают около 1,5 кубических ярдов, столько пространства, как 19 000 измельченных алюминиевых банок или 15 000 измельченных раскладушек BigMac.

Пройдитесь мимо мусорных баков. Обратите взор на груду выброшенных бутылок. Можно не напрягаясь различить, какие напитки более популярны. Фанта, кола, в основном газировка. Вот на чем держится сегодня мусорная статистика.

Все гарбологи мира напрягли извилины в думах о том, как поступить с пластиком, который не растворяется с перегноем и путешествует по океану, убивая все живое. Ни для кого не сюрприз, что его находят в желудках у дельфинов и акул. Однако, вместо того, чтобы думать, как избавиться от пластика, лучше задуматься, как вторично его применить. Например, канадцы катают из него асфальт. Значит, надо продолжать это исследовать!

Как сказал американский ученый Теллер: «Мы не должны больше рассматривать отходы как нечто подлежащее уничтожению, мы должны научиться видеть в них еще не использованные источники сырья».

Всего не выбросишь, но можно использовать

Мусорные урны все еще являются некими символами цивилизованного урбанистического общества: в городе их больше, чем где-либо еще в местах человеческой популяции. Понятно, что в центре городов больше туристов, да и самих местных горожан. В их представлениях и для властей центр — визитная карточка города, поэтому о нем заботятся больше. Чего не скажешь об окраине.

Что же касается нашей страны, то сейчас Казахстан тоже борется со своей все более угрожающей проблемой мусора. И его куда больше волнуют не социальные исследования, а практический результат. Много это или мало, но сегодня мы имеем 130 предприятий, которые сортируют и перерабатывают отходы.

С начала 2019 года даже вышел запрет на захоронение пластмассы, макулатуры, картона, бумажных отходов и стекла на мусорных полигонах. Об этом сообщил министр энергетики Казахстана Канат Бозумбаев.

Также в правлении казахстанской ассоциации по управлению отходами отмечали, что до 15 процентов мусора на полигонах — полезный материал, который можно заново приспособить. Ни для кого не секрет, что теперь большие и малые предприятия тихо, но верно вводят в ассортимент своего рынка продукты из переработанных отходов. Одна экобумага чего стоит! Если двигаться в этом направлении, то чиновники, ответственные за использование мусора, совместно с акиматами прогнозируют, что доля переработки отходов должна вырасти до 40 процентов к 2030 году и до 50 процентов — к середине этого столетия.

Также в ассоциации подсчитали, что в нашей стране в год образуется 5-6 тонн твердых бытовых отходов. Только за восемь месяцев 2018 года их накопилось около 3,2 миллиона тонн. Из них переработали и утилизировали около 330 тысяч тонн, или 10,5 процента. В целом же по году этот показатель составил девять процентов, тогда как в 2016 году — 2,6 процента.

Напомним, что помимо пластиковых отходов под запрет попало захоронение ртутьсодержащих ламп и приборов, металлолома, отработанных масел и жидкостей, батарей, электронных отходов, пластмассы, макулатуры, картона и отходов бумаги, стекла. А с января 2021 года в Казахстане обещает вступить в силу запрет на захоронение строительных и пищевых отходов.

Но каждой вещи дают свое время на то, чтобы исчезнуть. И хотя все мы в курсе ситуации, в которой находимся, останавливает это отнюдь не всех. Подсчитали, что один человек в день способен производить от одного до полутора килограммов мусора — производить, а не отправлять каждый день в мусорный бак, о чем мы сказали выше.

Этот факт не оставил равнодушным всемирно известного американского фотографа Грега Сегала. И начал необычный эксперимент: предложил нескольким семьям не выбрасывать свой мусор в течение недели.

И стал этот процесс… снимать на фото. Его работы подтвердили, какой кризис может ожидать нашу экологию. Свой проект Грег назвал «7 дней мусора».

После «мусорной» недели люди, взяв с собой мусорный бак, приезжали к нему, эстетично раскладывали отходы на траве и наглядно демонстрировали, сколько мы способны их накопить. Результат получился ошеломляющий…

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру