Алматы обладает колоссальным потенциалом для развития туризма

30.01.2019 в 16:48, просмотров: 159

Однако реализация этого потенциала по-прежнему оставляет желать лучшего. На прошлой неделе в Алматы собрались эксперты из разных областей сферы услуг, которые не только рассмотрели перспективы развития отрасли, но и указали на явные недоработки в уже реализованных проектах.

Алматы обладает колоссальным потенциалом для развития туризма

Важнее не только фасад, но и содержание

На минувшей неделе в южной столице в стенах уютного туристического информационного центра Visit Almaty прошел VII Форум проекта Европейского союза «Мы Алматы».

Этот проект стартовал еще весной 2017 года, и с того времени он не раз собирал общественников. Идейные его вдохновители основной целью ставят поддержание диалоговой площадки, которая должна помочь городу реализовать Программу развития в сфере культуры и туристической отрасли.

На этот раз поводом для встречи стала тема «Идентичность и туристический бренд Алматы». В чем изюминка города? Что может привлечь туристов? В каком направлении развиваться туристским фирмам? На этот и ряд других вопросов участники форума совместно пытались найти ответы.

Одним из перспективных источников дохода для экономики любого города и страны является развитие въездного и внутреннего туризма, создающего сегодня каждое десятое рабочее место в мире. И, если говорить о Казахстане, то больше половины всех въезжающих интуристов привлекают именно Алматы и его окрестности. Близ южной столицы действительно есть на что посмотреть и что показать, это подчеркнул на встрече представитель акимата.

Управление туризма и внешних связей города представил Аслан Конурханов, руководитель отдела формирования и маркетинга туристического продукта. По его словам, только за 2018 год управление туризма и внешних связей Алматы вложило в развитие разных сфер туризма около одного миллиарда тенге.

— Уже в ближайшей перспективе на территории Казахфильма планируют строительство этнолэнда (этнопарка) площадью около пяти гектаров, — поделился новостью Конурханов. — Это то место, которое будет отражать тысячелетнюю историю Алматы. Сейчас уже завершили работу по технико-экономическому обоснованию.

Конурханов также отметил, что в городе и области расположены пять национальных парков с их контрастной флорой и фауной.

— Это и Алтын Эмель с его пустынным ландшафтом, и Кольсайские озера, и вершина Хан-Тенгри (высота превышает 7000 метров). Самое важное, что все эти зоны находятся в трехчасовой доступности от крупнейшего города страны, — подчеркивает представитель акимата.

Действительно, многих иностранцев интересуют отнюдь не современные небоскребы с номерами лакшери, этого они уже наелись как в переносном, так и в прямом смысле. Иностранным туристам любопытны история и самобытность, которые наш туризм пока не может красиво преподнести, во всяком случае так, чтобы он стал мощным магнитом притяжения.

Пожалуй, один из ярких примеров — это юрты, которые для западного туриста являются диковинными. Конечно, в Алматы есть места, где можно встретить сооружения кочевников, причем они белоснежные, с ярким орнаментом, который переливается под светом солнечных лучей. Но ими приятно любоваться лишь со стороны. Если же подойти поближе или зайти внутрь такого сооружения, то становится очевидным, что юрта выполнена из железных труб, а в некоторых случаях — из кирпича и бетона. И вот здесь приходит осознание, что перед тобой лишь красивая обложка.

Если и называть локацию «этно», то необходимо выдерживать эту планку, не переступая за порог современности.

Туризм с приставкой «эко»

Во время дискуссий отдельное внимание уделили туристической инфраструктуре Алматы. За последние 2-3 года город проделал грандиозную работу по реконструкции его исторического центра. Пешие турмаршруты стали удобнее и гораздо интереснее. Чего скромничать, их стало в разы больше.

Также, двигаясь в ногу со временем, в конце прошлого лета в Алматы запустили карту для путешественников Almaty Pass, дающую возможность посетить основные достопримечательности, получить скидки в гостиницах и ресторанах и пользоваться общественным транспортом. Это удобно! Насколько сопоставима цена такой карты — вопрос отдельный, но то, что она может упростить отдых туристу — это однозначно.

Другой важный момент, который отметили гиды-экскурсоводы, — появление QR-кодов возле ключевых достопримечательностей. С их помощью любой турист может узнать историю о конкретном туристическом объекте. Деталь полезная, причем не только для интуристов, но и для граждан города, ведь даже некоторые из коренных жителей не могут внятно рассказать, что представляет собой Монумент независимости, установленный на площади Республики.

По мнению президента Казахстанской туристической ассоциации Рашиды Шайкеновой, Алматы сильно преобразился и начал задерживать туристов.

— Мы активно работаем с Евросоюзом по развитию экотуризма. В рамках проекта начиная с 2005 года мы создали около 60 гостевых домов. Алматы является местом, с которого туристы разъезжаются по гостевым домам и туристическим экообъектам. И за этот период мы наблюдаем положительную тенденцию, туристы начали задерживаться в Алматы на больший срок. То есть город начал производить положительное впечатление, а ведь это и есть туризм. Его суть заключена в том, чтобы формировать и продавать впечатления. Это тот аспект, над которым нужно работать и который нужно совершенствовать, — говорит глава ассоциации.

И если Шайкенова делает акцент на экотуризм, то представители бизнеса видят большие перспективы в развитии спортивного туризма.

— Радостной для меня новостью стало недавнее известие о старте мастер-плана по развитию горного кластера в Алматинской области. Ведь сегодня продвижение спортивного туризма является одним из ключевых трендов, а именно горнолыжного спорта. Иностранные туристы посещают разные страны именно в целях осваивания новых трасс, и с этой точки зрения у Алматы невероятный потенциал, — подчеркивает директор местной компании-туроператора Айдар Найзагарин.

Все хорошо, но… туалетов все нет

Возможно, панельная дискуссия и сохранила бы приятный оттенок с изумрудным отливом, если бы не сессия вопросов и ответов, из которой стало ясно, что, несмотря на все нововведения, многие из достижений «недопилили», а детали упустили. А может быть, в них и кроется суть?

На весь город Алматы приходится всего восемь информационных точек, где можно получить вспомогательные брошюры. Согласитесь, для города, в котором находится около двух миллионов человек, это не показатель. Также эксперты отметили, что катастрофически не хватает структуры указателей. И здесь ведь не обязательно засматриваться на развитые европейские страны, в близком нам городе Шымкенте эту деталь давно реализовали.

Внятная навигация — это то, что в первую очередь беспокоит туриста, прибывшего в незнакомый город. Однако в Алматы, даже выходя из метро, сложно сориентироваться и понять, куда выведет каждый из четырех лестничных маршей.

Многогранность Алматинской области уникальна, однако туристы не могут ее оценить из-за отсутствия современной инфраструктуры. Как показала последняя выставка ITB (крупнейшая туристическая выставка в мире), из всех павильонов самую большую активность заметили в зоне i-turism, то есть интернет-туризм. Тенденция показывает, что туристы ищут и покупают все, что их интересует, именно в Сети.

Это не только авиабилеты и гостиницы, но и покупка туров, карт для оплаты проезда и даже сувениры.

И вот здесь, увы, Казахстан не лучший пример для подражания. В стране i-turism только начинает развиваться и еще далек от тех стандартов, к которым привыкли западные туристы.

Действительно, если отсечь сам город Алматы и попытаться забронировать номер в тех жемчужинах, о которых так много говорится, то ни в Алтын Эмеле, ни на берегу восточного побережья озера Балхаш этого сделать не получится. Рассуждая о массовом росте туризма, участники сессии сделали большой акцент на необходимости налаживания грамотной работы в интернете.

Уже ушло то время, когда можно было найти туриста, раздавая бумажные брошюры в аэропортах, на ЖД-вокзалах и перекрестках улиц.

Другая больная мозоль — туалетизация города. Можно сколько угодно говорить о тотальной цифровизации, «google-картах» и электромобилях, но самым важным для любого человека остаются элементарные удобства. Куда бежать, когда подожмет?

«В акимат!» — предложил один из участников, причем не в шутку, а опираясь на опыт заграничных путешествий. Во многих крупных американских городах этот вопрос решили предельно просто. Чиновники не стали городить отдельные конструкции или устанавливать ужасные биобудки. Мэрия города субсидирует кафе и рестораны, чтобы любой желающий мог прийти и воспользоваться туалетом. А в Швейцарии нашего туриста пустили в мэрию, и это при том, что был выходной день.

У нас же и в рабочий день для того, чтобы попасть в акимат нужно пройти непростой квест.

Конурханов поспешил ответить на это, разъяснив, что работу в этом направлении ведут и согласно программе развития города, рассчитанной до 2020 года, решение должны найти. Однако, согласитесь, ждать два года в столь щепетильном вопросе — не-позволительная роскошь.

Швейцария славится своими склонами, Рио-де-Жанейро — танцами и пляжным туризмом, Мальдивы — дайвингом. В чем же уникальность южной столицы, какой бренд можно показать миру?

— На самом деле у Алматы очень большой потенциал, — говорит Джим Буттери, директор Британского совета в Казахстане. — Но каких туристов хочет видеть город: взрослых и платежеспособных или это бизнес-туризм, позволяющий развивать экономические связи? Либо Алматы заинтересован в том, чтобы в город приезжали продвинутые тинэйджеры со всех стран мира? Это те вопросы, которые городская администрация должна задать себе. И в зависимости от того, каким будет кластер, развивать стратегию по привлечению туристов.

Алматы действительно очень разноплановый город, и его трудно описать одним слоганом. В завершении мероприятия создали рабочую группу по продвижению бренда. В ее состав вошли представители городской администрации, туристических ассоциаций, частных туристических компаний и городские активисты.