Депутаты предлагают сделать реестр недвижимости открытым

25.12.2018 в 13:58, просмотров: 400

Депутаты предлагают открыть доступ всем желающим к данным реестра недвижимости. Этот вопрос наряду с другими рассмотрели на правительственном часе, который прошел вчера в мажилисе парламента.

Анахронизмом, по мнению парламентариев, является ограничение доступа заинтересованных лиц к правовому кадастру, что усложняет работу банков, риелтеров, строительных компаний и граждан. “Надо устранить, как это сделали в Российской Федерации, Грузии, США, где каждый пользователь может беспрепятственно получить сведения из реестра недвижимости. Международные эксперты рекомендуют нам также ввести эту норму”, - отметил вице-спикер мажилиса Владимир Божко. В то же время он высказал понимание, что будет сопротивление, поскольку “отдельные граждане не хотят, чтобы все видели, какая у них собственность”. “Но я думаю, у нас уже прошло столько легализации, что здесь уже стесняться нечего. Надо просто понимать, что законом это предусмотрено и определено и в этой ситуации надо быть достаточно спокойным”, - добавил заместитель спикера палаты.

Его поддержал депутат Нурлан Абдиров. По его словам, в России информация об объекте недвижимости в виде выписки из базы доступна любому гражданину без согласия собственника. В Грузии также все данные о зарегистрированных правах на недвижимость общедоступны, и можно получить сведения как по объекту, так и по правообладателю. В странах, которые занимают верхние позиции по индикатору “Регистрация собственности” рейтинга Doing Business, такая информация третьим лицам предоставляется в свободном доступе. При этом мажилисмен отметил: “Двигаясь в этом направлении, нам не следует забывать о разных вопросах защиты персональных данных”.

Перемен требует и в целом законодательство в сфере недвижимого имущества. По словам депутатов, есть судебная практика по регистрации имущества по поддельным документам. Заслон этому, как считают мажилисмены, можно поставить за счет скорейшего внедрения технологии блокчейн. Это своеобразная база данных, которая дублируется и сохраняется на множестве компьютеров. Необходимость этого подтверждает и то, что ежедневный рост объема информации, интеграция с другими системами, а также существенное увеличение запросов повысили нагрузку на серверное оборудование, которое не обновлялось более пяти лет. В результате возникали технические сбои в работе информационной системы. Так, в феврале 2017 года в связи с увеличением в четыре раза количества запросов произошел сбой в работе основного и резервного серверного оборудования.

В целом функцию госрегистрации недвижимого имущества осуществляют органы юстиции с 2007 года. За это время сделано немало. Раньше оказание этой госуслуги состояло из девяти этапов. Работник филиала госкорпорации “Правительство для граждан” принимал документы и затем передавал их через курьера в накопительный отдел - органам юстиции. Там сотрудник архива поднимал регистрационное дело и направлял его регистратору, который проводил экспертизу правоустанавливающих документов с внесением сведений в базу данных. После этого руководством территориального органа юстиции осуществлялась проверка и согласование результата путем проставления трех подписей. Далее, готовые документы снова через курьера передавали в филиал Госкорпорации и выдавали услугополучателю. В марте прошлого года запустили пилотный проект по частичной передаче функции по регистрации прав на недвижимое имущество из органов юстиции в Госкорпорацию. Его итоги показали положительные результаты, и в мае этого года технические функции законодательно передали в “Правительство для граждан”. В итоге сократились финансовые, трудовые и временные затраты. Теперь сроки регистрации сократились с 15 до трех дней. Сегодня для госрегистрации прав на недвижимое имущество достаточно представить два документа - правоустанавливающие и квитанцию об оплате. Исключено требование выдачи техпаспорта. Функционирует государственная база данных “Регистр недвижимости”, которая интегрировала информационные системы 28 госорганов и стала первым проектом в стране по автоматизации бизнес-процессов по предоставлению госуслуг.

Начиная с 2015 года внедрили электронную регистрацию прав на все нотариально удостоверяемые сделки, которые оформляют в течение одного дня. Таким образом, каждая четвертая регистрация производится в электронном формате. Но для первоначального обращения, чтобы подтвердить достоверность, заявителю все же придется прийти в ЦОН. Также все информационные услуги правового кадастра в виде справок перевели в электронный формат. Это является второй самой популярной услугой в рамках Egov. В целом ежегодно в стране в среднем регистрируют более 1 миллиона 700 тысяч прав на недвижимое имущество и выдают более 10 миллионов справок в электронном формате.