«Обычный альпинист» Сергей Бродский взошел на Хан-Тенгри четыре раза

Повелитель неба и духов. Так называют Хан-Тенгри — самый красивый пик среди вершин Тянь-Шаня

Он также является и самым северным 7-тысячником (7010 метров) на планете и представляет собой почти идеальную остроконечную пирамиду, которая приобретает багрово-красный оттенок на закате. Конечно, когда речь идет о вершинах, нельзя говорить о правильной геометрической форме, и тем не менее они все идеальны по своей сути.

Повелитель неба и духов. Так называют Хан-Тенгри — самый красивый 
пик среди вершин Тянь-Шаня

Хан-Тенгри «делят» три страны — Казахстан, Кыргызстан и Китай, и первое восхождение на него совершил советский альпинист Михаил Погребецкий в 1931 году.

И вот на днях о своих восхождениях на Хан-Тенгри и многом другом в одном из лекториев Алматы рассказал Сергей Бродский, член сборной Казахстана по альпинизму, кандидат в мастера спорта, неоднократный призер и чемпион по альпинизму в высотном классе, профессиональный спасатель, гид.

Он уже 20 лет работает в горах Тянь-Шаня, Алтая, Памира, Кавказа. Опыт его восхождений — от Казбека (5047 м) до К-2 (8611 м). Причем на некоторые не по одному разу. Но при этом очень скромный человек. На вопрос: «Кто вы всетаки? Какая из названных ипостасей главная?» ответил: «Обычный альпинист».

Сергей до 19 лет читал книги о восходителях, и их истории подвигли его вступить в алма-атинскую секцию альпинизма, а когда он увидел Хана прямо перед собой в горах Кыргызстана, понял, что теперь «потерян для мира» и во что бы то ни стало взойдет на него. Мечта сбылась — он поднимался на вершину четыре раза.

— Было время, думал, что это бестолковое занятие, ведь оно не приносит пользы обществу, — говорит Сергей, — потом пришел к выводу, что не важно, чем я занимался, а важно, что я оттуда вынес. Произошла переоценка ценностей, понял, что есть дружба, героизм. Когда совсем незнакомые люди рискуют жизнью друг ради друга. В экстремальной ситуации человек становится тем, кто он есть.

— Вам бывает страшно в горах? — спросили его во время этой встречи.

— Там — нет, некогда об этом думать. А вот внизу, когда вспоминаешь все, бывает. Даже по прошествии нескольких недель.

И, пожалуй, когда бегаю от лавин. Первый опыт — чудом заметил ползущую, мокрую, бесшумную лавину за спиной. Я от нее вбок, а она за мной поворачивает (смеется). В итоге провалился в трещину, а она перед ней снова повернула. В общем, чудом выжил. А как-то успел спрятаться за ледяной глыбой, и лавина почти не задела меня, как раз под Ханом. Там это очень часто случается. Ведь в основном ходят с южной, киргизской стороны (так быстрее и легче физически), хотя это очень опасный маршрут, на котором много людей полегло, и в основном из-за лавин, осколков ледника, которые срываются со стороны пика Чапаева.

— Случаются ли мистические истории в горах?

— Я не мистик. Считаю, что если что-то и происходит, то от гипоксии (нехватки кислорода). Люди видят своих двойников, незнакомых людей, даже разговаривают с ними по пути, а иногда те им даже помогают. Так бывает. Игры разума.

— Есть отличия в том, как восходят на пики иностранцы и наши?

— Да, мы просыпаемся очень рано, выходим в 3.00-4.00. Ведь погода в горах, особенно на Тянь-Шане, после обеда часто портится (это надо помнить всем, кто здесь живет). А они спят подолгу, а потом, хитрые, выходят на маршрут, когда его уже протоптали (смеется).

На встречу с Сергеем Бродским пришли как опытные походники, так и начинающие. Многие интересовались: как готовиться, как долго длится трек вместе с акклиматизацией, сколько стоит подняться на Хан-Тенгри?

И «обычный альпинист» ответил подробно: в среднем весь путь, например, из Каркары, занимает от 12 до 21 дня (зависит от стиля восхождения и опыта участников). Если идти альпийским стилем, без установки промежуточных палаточных лагерей, то есть почти без акклиматизации, и с минимальным набором альпинистского снаряжения, то проходят быстрее.

Если же идти стилем гималайским, получается дольше. Но тогда участники меньше рискуют во всех смыслах. Лагерей четыре — базовый (4000 метров над уровнем моря), 1-й (4600), 2-й (5800), штурмовой (6100).

Для сравнения: восхождение на Эверест займет от двух до трех месяцев. Стоимость же тура на Хан-Тенгри — от 1500 долларов и выше.

Сергей также поделился информацией для тех, кто хочет заниматься альпинизмом у нас, в Алматы, и безопасно ходить в горы. Он считает, что в городе есть три хорошие секции: ЦСКА, «Буревестник», Alpine Asia Team им. Г. Дурова.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру