За сообщения о коррупции 180 казахстанцев получили вознаграждение

Коррупционеры приносят выгоду. За 2018 год, отчитывается Агентство Республики Казахстан по делам государственной службы и противодействию коррупции (АДГСПК РК), раздали 25,8 миллиона тенге поощрений. Эти деньги предназначены гражданам с активной гражданской позицией - они вовремя и четко сообщали о достоверных фактах коррупционных преступлений. Всего таких граждан в этом году - 180 человек.

Как видим, механизм оплачиваемых сообщений о коррупционных преступлениях работает хорошо. Однако, мы считаем, может работать еще лучше. Если, конечно же, государство увеличит ставки вознаграждений. Например, воспользуется схемой, немного похожей на предложенную МВД. Это когда 40 процентов от штрафа предназначается непосредственно гражданину. Только в нашем случае - 40 процентов от той суммы, которую украл недобросовестный чиновник.

Объясним. Согласно нашему законодательству, а именно “Правилам поощрения лиц, сообщивших о факте коррупционного правонарушения или иным образом оказывающих содействие в противодействии коррупции”, каждый порядочный гражданин имеет право на получение государственной премии, если поможет поймать преступника-коррупционера. Так вот, максимальная планка 100 МРП - за доказанный факт особо тяжкого коррупционного преступления. И это очень неплохо. И это работает. Но можно лучше. Например, если поднять ставки вознаграждений.

Сделать это довольно просто. Напомним, согласно нашему Уголовному кодексу, “особо крупный размер”, что применим к статье 189 “Присвоение или растрата вверенного чужого имущества” (к слову, одна из наиболее популярных статей у преступников), можно приравнять к “стоимости имущества или размеру ущерба, в четыре тысячи раз превышающего месячный расчетный показатель”. А по статье 366 “Получение взятки” (не менее популярная статья) - “особо крупный размер” определяется следующим образом - “сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества или выгоды имущественного характера свыше десяти тысяч месячных расчетных показателей”. Сведения о градации ущерба находятся в статье 3 Уголовного кодекса. Напомним, что 1 МРП в этом году составляет 2405 тенге. А это уже существенные суммы. В первом - более девяти миллионов тенге, а во втором - более 24 миллионов.

Вот она - крупная рыба, за поимку которой государство даст максимум 100 МРП. Много это или мало? Судите сами. Преступники, что имеют доступ к таким деньгам, как правило, довольно опытные государственные служащие. Ведь надо еще дослужиться до такого состояния, когда тебе предложат взятку или ты сможешь попасться на растрате, что потянет на упомянутые особо крупный размер или ущерб. Соответственно, это должен быть человек, как говорится, в “обойме”. Собственно, и ущерб от деятельности такого чиновника, учитывая возможности его влияния и связи, существенный. Ведь как мы понимаем, такой человек может также оказывать давление на своих подчиненных. И вполне способен подвергать моральному растлению коллег. Эдакий канцеляр-искуситель... Так вот, даже после поимки такого человека нейтрализовать последствия его многолетней подрывной деятельности довольно сложно. Особенно если его направят на реализацию масштабного проекта, от которого зависит международный имидж Казахстана. В этом свете 100 МРП премии уже не выглядит чем-то особенно крупным и соизмеримым. Особенно учитывая невольное опасение, а может быть, даже угрызения совести, что испытывает сознательный гражданин.

И вот только представьте, если государство пересмотрит программу поощрения. Не так давно руководство МВД выступило с прорывной инициативой. В ближайшей перспективе опять же сознательные граждане смогут передавать фото- и видеоматериалы с зафиксированными нарушениями закона и получать до 40 процентов от назначенного за проступок штрафа. Идея великолепна. Только в нашем случае, так как все же коррупционные преступления намного весомее, также рассмотреть возможность передавать те самые 40 процентов сообщившему. Однако не от суммы штрафа, как в случае с вариантом от МВД, а от суммы, на которой попался чиновник. Жадничать и экономить здесь неуместно - ведь столь серьезный барыш позволит пусть и не искоренить преступность вовсе, так хотя бы существенно ее “поджать” в довольно короткие сроки.

А теперь вернемся к расчетам. Гипотетические 40 процентов от упомянутых девяти с лишним миллионов тенге (напомним, это “особо крупный размер”, что применим к статье 189 (растрата) УК РК) составляет около 3,8 миллиона тенге. А в случае со статьей 366 УК РК (взятка), где особо крупный размер стартует с отметки 24 с небольшим миллиона тенге - более девяти миллионов тенге. Вот это уже, наверное, несколько лучшая методика борьбы с подобного рода преступлениями. Кстати, выплата доли сообщившему от конфискованного имущества может иметь менее заметный эффект - основное имущество, нажитое преступным путем за годы, у нас уже научились очень хорошо прятать. Да и суммы ущерба суд будет принимать адекватнее - ведь выплачивать надо только с доказанных цифр. Что, собственно, уже хорошо самим коррупционерам, которые как граждане республики, в любом случае, имеют право на справедливый суд. Собственно, и за клевету наказывать столь же оригинальным способом - например, забирать 40 процентов от имущества клеветника в доход государства..

Как ни посмотри, но от увеличения премии за сообщения о коррупционных преступлениях только польза. Конечно же, мы говорим лишь об идее увеличения материального поощрения. Точнее, о новых методах и принципах начисления “премии сознательного гражданина”. Ведь необходимость в этом уже назрела. Судите сами - 25,8 миллиона тенге выплатили в качестве премий 180 помощникам правосудия. В среднем получается немногим более 140 тысяч тенге “на брата” за серьезный риск и непростое решение.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру