Из-за океана к нам идут продукты, качество которых мы не ведаем

Хотя уже известно, что оно очень подозрительное

Россельхознадзор с 20 ноября ограничил транзит по территории России птичьего мяса, произведенного в США, в Казахстан. Это решение приняли в связи с угрозой попадания на российский рынок реэкспортом из нашей страны продукции неизвестного происхождения, а также товаров, изготовленных из сомнительного сырья.

Хотя уже известно, что оно очень подозрительное

Простым и ясным стилем протокола

Поясняя, чем вызваны столь жесткие меры, представители Россельхознадзора заявили, что обнаружили канал незаконных поставок мяса птицы из США под видом транзита из Литвы через Белоруссию в Казахстан. Об этом, в частности, сообщил глава ведомства Сергей Данкверт.

Он отметил, что в Казахстане нет внутренней системы, отслеживающей перемещение товаров. Соответственно, нет никакой гарантии, что ввозимая из США через Россию в Казахстан продукция безопасна для здоровья потребителей.

Кроме того, Россельхознадзор опасается, что такая продукция может незаконно попасть в другие страны ЕАЭС. Его представители заявили о необходимости организовать консультации на площадке Евразийской экономической комиссии с участием представителей Беларуси по вопросу отслеживания и подтверждения использования ввозимого в Казахстан мяса птицы из США для внутренних нужд республики.

Казахстанской стороне предложили организовать совместный отбор проб такой продукции на территории мест перегрузки в странах транзита (Литва, Латвия) с исследованием на показатели безопасности в аккредитованных лабораториях стран ЕАЭС.

— Для нас очевидно, что сейчас стараются опробовать новый канал незаконного ввоза в Россию. Возникла ситуация, когда через Прибалтику кто-то хочет очень серьезное количество американской курятины якобы через Казахстан отправить в Россию. Въезжают через белорусскую границу, поскольку так легче, но хорошо, что у нас в Смоленске есть возможность досмотреть груз, — сказал он в кулуарах заседания Общественного совета при Россельхознадзоре. — Поэтому мы нашим коллегам говорим: «Давайте соберемся в ЕЭК (Евразийской экономической комиссии. — Ред.) и будем это обсуждать».

По данным ведомства, крупные партии американского мяса птицы ввозят в Россию под видом транзита из Литвы в Казахстан. Сообщают, что в конце сентября на железнодорожной станции в Смоленской области территориальное управление Россельхознадзора совместно с управлением ФСБ по Смоленской области досмотрело 39 железнодорожных контейнеров с куриными окорочками, следовавших из Литвы в Казахстан.

«Кроме многочисленных нарушений ветеринарно-санитарных норм, выявили ряд значительных несоответствий в ветеринарных сопроводительных документах, а также факты замены всех ввезенных из США контейнеров в Литве и повторного их пломбирования в последней», — говорится в сообщении.

В ВТО играют в одни ворота

На первый взгляд все это смахивает на посягательство на наши права, нарушение нашего экономического суверенитета и все такое. Но это в том случае, если бы была гарантия того, что завезенные к нам «ножки Буша» у нас бы и оставались.

Как показывает действительность, ситуация один в один повторяет историю с белорусскими креветками. То есть вредные для здоровья окорочка, минуя запрещенную для них российскую территорию, прибывают в Казахстан. А уже отсюда отправляются обратно в Россию. Такой вот нехитрый, но весьма продуктивный для недобросовестного американского фермера, использующего запрещенные препараты, ход.

Именно в связи с этим у Россельхознадзора и возникли вопросы к нам. Тем более что только в период с 20 сентября по 6 ноября этого года в Казахстан транзитом через территорию России проследовало 138 партий мяса птицы американского производства общим весом 3497 тонн.

Интересно, что наши соответствующие органы о возможном вреде для наших организмов американских продуктов ни сном, ни духом. С чем это связано, мы можем лишь догадываться. Тогда как наши соседи обращают на это свое пристальное внимание уже не в первый раз. Еще в 2013 году Россия ограничила ввоз на свою территорию охлажденного американского мяса, в том числе и птичьего. По той причине, что в нем обнаружили вещество рактопамин — стимулятор, применяемый в животноводстве для наращивания мышечной массы животных. Его использование запретили в 160 государствах мира, включая Европейский союз, Китай и страны ЕАЭС.

Однако со стороны наших служб никаких возражений против американцев никогда не было. Мы как ели американские окорочка, так и едим. И эти продукты продолжают поступать на наши прилавки, нагло тесня продукцию отечественного производителя.

Когда вопросы об этом задают специалистам, они отвечают, что, поскольку мы в ВТО, то не имеем никакого права создавать какие-либо препятствия для поступления импорта. Выходит, что, даже если оно чрезвычайно вредное. Только вот ни казахстанское, ни российское мясо даже без рактопамина на американских прилавках вряд ли увидишь. Иначе как игрой в одни ворота это не назовешь.

Не далее как в прошлом году президент отраслевой организации Совет США по экспорту мяса птицы и яиц (USAPEEC) Джеймс Самнер в ходе международной выставки птицеводческой и свиноводческой продукции SIAVS 2017 заявлял, что США могли бы поставлять в Россию продукцию своего птицеводства по более низким ценам, чем были на тот момент. Только вот за счет чего достигается эта дешевизна? Не за счет ли того же рактопамина, ускоряющего рост птичьего организма в разы?

Чем же нас кормят наши конкуренты?

Обнаружение подобных веществ в американской курятине наталкивает на разные мысли. В основном нехорошие. Узнали мы о том, что это такое и с каким мясом его едят, благодаря развалу Советского Союза. Этот коллапс ведь оказался не только политической, но и экономической победой Запада. Причем по всем отраслям.

В те самые пресловутые 90-е мы с подачи заморских советников собственноручно не только разрушали свой промышленный потенциал, но и массово отправляли под нож весь свой скот. Мы уже неоднократно писали о былом поголовье. Скажем лишь, что в те годы оно сократилось до критических размеров.

Вот тогда-то к нам и хлынули первые потоки импортного мяса весьма сомнительного качества. Почему сомнительного? Потому что в те годы, чем оно напичкано, уж точно никто не проверял. И не только у нас.

Тогда все пространство СНГ стало рынком сбыта дешевой низкокачественной мясной продукции Европы и Америки. Сколько рактопамина мы съели за все эти годы, одному Богу известно.

Напомним, что параллельно с этим в рамках различных западных программ по оказанию помощи вслед за импортным мясом к нам повадились и импортные фермеры. Одни принялись учить потомственных чабанов премудростям скотоводства, другие — выращивать картошку.

Только вот поголовье все никак не росло. А если и росло, то не так быстро, как хотелось бы. Только спустя годы пришло понимание того, что в росте нашего собственного поголовья не заинтересован ни один иностранный советник. Поскольку им гораздо выгоднее, чтобы мы ели их мясо, а не свое.

Ну да ладно. Это дела давно минувших дней. Интерес тут в том, что, несмотря на все старания западных консультантов, рост количества скота в стране все же наметился. Хоть и не такой быстрый, как хотелось бы.

А потом, в 2014 году Казахстан закупил около тысячи коров некоей элитной породы в Австрии, чем наш Минсельхоз был чрезвычайно горд. Но коровы оказались троянскими. В их организмах специалисты обнаружили некую болезнь Шмалленберга, которой в наших степях отродясь не было.

Главный ветеринарный врач республики Нигмат Жакупаев тогда прямо сказал, что австрийские поставщики намеренно продали нам больных коров, будучи в этом заинтересованными. Заинтересованность, по всей видимости, заключалась во вставлении палки в колеса потенциальному конкуренту.

Версия главного ветеринара страны может выглядеть вполне резонной. В ту же Германию или Францию такая партия скотины вряд ли отправилась бы.

Выходит, нам самим уже давно пора обращать пристальное внимание на мясо, завозимое к нам из-за бугра. Страны третьего мира (к которым на Западе относят и нас, чего уж греха таить) завалены мясной продукцией низкого качества, при производстве которой используют технологию так называемого смягчения мышечных тканей и наращивания мышечной массы.

Для этого в мясо путем инъекции вводят специальный раствор, в состав которого входят вода, соль и фосфаты, удерживающие влагу. Благодаря этой смеси старое мясо теряет жесткость и обретает товарный вид. Ну и плюс рактопамин, позволяющий увеличивать производительность при сокращении сроков выращивания.

Импортозамещение стало вопросом жизни

В России подобные уловки уже не проходят. Введенное эмбарго на мясную продукцию США российские сельхознадзиратели объяснили содержанием в ней именно рактопамина. После нескольких предупреждений о недопустимости использования этого вещества в ряде странэкспортеров прислушались к требованиям российской стороны и сделали свои выводы. В Штатах же требования Россельхознадзора связали с политикой и нарушения устранять отказались.

С тех пор поставки американского куриного мяса в Казахстан существенно увеличились. Штаты и без того являлись основным поставщиком курятины в нашу страну.

Согласно утвержденным тарифным квотам, общий объем импорта составляет 110 тысяч тонн, 96,5 тысячи тонн из которых приходится именно на США.

Но после того как Россия от этого отказалась, поставки курятины из США в Казахстан увеличились до 140 тысяч тонн, как выяснилось, не самого чистого мяса. При том, что до этого доля импорта этого вида продукции у нас в стране составляла 70 процентов. И где же тут объявленная когда-то правительством политика импортозамещения и поддержки отечественного производителя? Сегодня об этом уже никто и не помнит.

Наши крестьяне неоднократно призывали ограничить импорт, поскольку его поступление в нынешних объемах никак не способствует тому, чтобы остановить рост цен на мясо в Казахстане. Говорили и продолжают говорить, что без реального ограничения импорта им сложно конкурировать с зарубежными поставщиками дешевого низкокачественного и напичканного всякой всячиной мяса.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру