Власти Алматы продолжают вытеснять частные авто из центра

Автомобиль не роскошь, особенно, когда берешь его в аренду

Передвигаться в большом городе, да еще на большие расстояния — это всегда проблема. Пробки, недостатки транспортной системы, дефицит удобных парковок или неразвитость общественного транспорта — все это и многое другое делают жизнь горожанина очень даже непростой.

Автомобиль не роскошь, особенно, когда берешь его в аренду
Каршеринг в Алматы: молодые люди арендовали авто и загнали его в ручей...

Это хорошо для «жаворонков»

Городские власти самого большого города Казахстана Алматы продолжают развитие программы по вытеснению из центральной части города частного автотранспорта.

В свою очередь, автолюбители всячески упираются и, растопырив руки, отказываются залазить в общественный транспорт. Почему так? Догадаться несложно. Достаточно в час пик выйти на остановку общественного транспорта, чтобы стало ясно, что людей по-прежнему набивают в салон «как селедку в бочки». Здесь не спасет запуск альтернативных линий вроде легкорельсового состава. Чтобы передвижение в общественном транспорте стало альтернативой, нужно увеличивать количество автобусов и троллейбусов по меньшей мере вдвое. И пока этого не произойдет, ситуация вряд ли изменится в лучшую сторону.

Однако, выбирая между общественным транспортом, личным автомобилем и такси, житель Алматы может остановиться на четвертом варианте передвижения — нет, не пешком. Речь пойдет о каршеринге. Что это за продукт?

Каршеринг — это услуга, которая дает возможность взять машину в аренду, но не на сутки или неделю, как это предлагают классические rent-a-car, а на час или даже десять минут, если такая потребность имеется. И что приятно, аренда может выйти даже дешевле поездки в такси. Удобно? Во всяком случае, заманчиво!

Здесь стоит сделать отступление и сказать, что это не первая попытка запуска каршеринга в Казахстане. Пару лет назад уже был один проект, который с треском провалился. Основным его недостатком являлось то, что автомобиль, взятый в аренду, нужно было оставлять на специальных стоянках, которых было крайне мало.

Согласитесь, что строить свой маршрут, привязывая его к ограниченному количеству локаций, неудобно. В свою очередь, текущая кампания не ставит перед пользователями практически никаких ограничений — автомобиль можно оставить где угодно, естественно, в пределах обозначенной арендодателем карты (это практически весь город и небольшие районы за его пределами). И, естественно, не нарушая ПДД и условия аренды.

Пожалуй, самый щепетильный вопрос — это стоимость услуги. Мы не будем тянуть и сразу скажем — доступно и даже выгодно, но в определенных условиях. Немного сухих цифр. Компания-арендодатель предлагает как поминутную оплату, так и суточную аренду, причем в зависимости от времени эксплуатации меняется и цена. И этот расклад на руку жаворонкам, то есть тем людям, которые рано встают, ведь с шести до 10 часов утра стоимость минуты аренды составляет всего 19 тенге (!).

То есть час пути обойдется всего в 1140 тенге! Это выглядит круто, ведь даже маломощные скутеры, в которых не укрыться от осадков, сдают в аренду за 2,5 тысячи тенге в час. Правда, эта выгода растворяется, как только стрелки часов переваливают за отметку 10.00. После 10, всю ночь и до шести утра этот же автомобиль обойдется уже в 44 тенге за минуту или даже в 55. Но к этому вернемся чуть позже.

Отвечать придется в любом случае

Итак, на чем едем. В алматинском автопарке «автомобилей-минуток» вы не найдете широкого модельного ряда. Ни Porsche, ни Lamborghini, ни любимого казахстанцами G-класса тут нет. «Запрячь» можно только одну лошадку — Volkswagen Polo объемом двигателя 1,6 литра на «автомате». Конечно, этот «пони» не даст такой динамики разгона, как четырехлитровый Prado, но этого и не требуется. Ведь главная цель каршеринга — это экономия и возможность комфортно передвигаться по городу, не эксплуатируя собственное авто. По задумке авторов, на одну каршеринговую машину приходится по меньшей мере 10 личных, которые загромождают улицы города. А с учетом того, что парк оставляет 100 машин, получается, что этот проект должен освободить центральную часть города по меньшей мере на 1000 парковочных мест.

Другой момент, который подстегивает арендовать новенькое авто, — это упрощенный процесс оформления. Для того чтобы получить заветный автомобиль, не нужно вносить ни денежного залога, ни оставлять «под арестом» свое удостоверение личности или другой документ, как это любят делать в иных пунктах аренды.

Единственное требование — это возраст и стаж вождения: водитель должен быть не моложе 21 года с опытом не менее двух лет. Понятно, что определенный пакет документов потребуется, но все можно оформить онлайн. Достаточно скачать специальное приложение на смартфон, сфотографировать и отправить все требуемые документы.

Но так ли все гладко, как кажется? Во время прохождения регистрации нужно согласиться со всеми пунктами, в числе которых есть и договор. Любопытно, как много людей, арендующих эти автомобили, прочитали эти 47 листов мелким шрифтом от корки до корки?! А ведь там подробно расписан не только форс-мажор, но и виды ответственности, где помимо ДТП предусмотрены штрафы за курение в салоне, перевозку строительных грузов и ряд прочих ограничений.

Судя по новостным лентам происшествий, читали этот договор до конца отнюдь не все. Как уже говорили ранее, машину можно оставить практически в любой точке Алматы. Так вот, в Сети уже есть несколько случаев, когда каршеринговую тачку увозит эвакуатор. Причина — парковка в неположенном месте.

Кому в этом случае придет письмо счастья? Правильно, на юридический адрес компании, на которую оформлено авто. А дальше ответственность будет переложена на того человека, кто эту машину бросил в неположенном месте. Сопоставить время и место не составит большого труда, поскольку все машины оборудованы GPS-трекерами, а данные водителя, который арендовал автомобиль, в архиве компании уже хранятся.

Другой случай, произошедший также в Алматы, и вовсе претендует на премию Дарвина. Молодые люди арендовали авто и загнали его в ручей, а один из них, который и снимал весь этот акт вандализма на смартфон, зачем-то залез на капот. Эта ситуация моментально получила резонанс в социальных сетях и соответствующую реакцию правоохранительных органов.

Ранее мы говорили, что стоимость минуты может составлять как 44, так и 55 тенге — здесь все зависит от выбранного тарифа. В первом случае (тариф «44») сумма ответственности при ДТП, которую придется выплатить водителю арендованной машины, составляет 200 тысяч тенге, а во втором — 100 тысяч тенге. Но это в том случае если ДТП произошло по вине водителя, но непреднамеренно. Если же вины нет, то есть, к примеру, кто-то прилетел тебе в «зад» в то время, когда ты пропускал пешехода на «зебре», то возмещать вообще ничего нужно.

Однако ситуация с машиной-утопленником не подпадает под эти «щадящие» режимы. В компании заявили, что у них за вандализм предусмотрена полная ответственность, а также большой штраф. Кстати, о штрафах — их целый ворох, а сумма доходит до одного миллиона тенге.

И кому все это надо?

Понятно, что по двум-трем инцидентам нельзя составить полноценную картину происходящего, однако сам факт того, что они происходят, говорит о том, что некоторые представители нашего общества не совсем готовы к таким проектам. Возможно, публичная «порка» послужит отличным примером для любителей нарушения правил и порядка. Ведь тому молодому человеку, который был за рулем и загнал машину в ручей, грозит уголовная ответственность, поскольку он взял авто в аренду, воспользовавшись чужим аккаунтом. А эта ситуация расценивается уже как угон.

Что любопытно, на штраф можно нарваться даже в том случае, если ты ничего противоправного не совершал. Например, если кто-то до вас помял бампер, а вы этого не заметили и приняли машину в аренду. И если после вас попадется дотошный водитель, и, прежде чем арендовать авто, внимательно ее осмотрит и сообщит в компанию о вмятине на бампере, то этот дефект придется устранять за ваш счет.

Поэтому, прежде чем сесть за руль общественного автомобиля, не лишним будет перестраховаться и не только нарезать вокруг два-три круга, но и внимательно осмотреть салон — это убережет вас от нежелательных трат.

На кого ориентирован каршеринг и можно ли считать его по-настоящему выгодным? Однозначного ответа здесь нет, и каждая ситуация индивидуальна. Например, добраться на такси с пересечения Назарбаева — Аль-Фараби до спального микрорайона Аксай-3 будет стоить 1350 тенге. Этот путь без пробок занимает 20-25 минут. Если же воспользоваться услугами каршеринга, то: в утреннее время поездка обойдется в 400 тенге, в остальное — 800. Однако это при условии, что не будет дорожных заторов. Если же попасть в вечерний час-пик, то поездка может стоить уже 1500 и даже 2000 тенге. То есть здесь определяющими факторами выступают время суток и дальность поездки.

Приятным бонусом является то, что с этих машин не взимают плату за использование платных парковок. Помимо этого автомобиль не нужно заправлять и мыть — все эти и ряд других пунктов расходов, которые обычно лежат на плечах автовладельца, берет на себя фирма.

А вот к недостаткам алматинского каршеринга можно отнести то, что такие поездки сложно планировать. На весь город выделили всего 100 машин, и они разлетаются как горячие пирожки. Стоит оставить машину на парковке, так ее кто-то сразу бронирует.

И с большой долей вероятности, приехав на встречу на таком авто, обратно вам придется возвращаться либо пешком, либо ловить такси. Автопарк обещают пополнить еще двумя сотнями автомобилей, однако это в перспективе.

Таким образом, можно заключить, что на этом этапе каршеринг не является альтернативой личному автомобилю. Это намного удобнее и комфортнее, чем передвигаться на общественном транспорте и даже может быть дешевле, чем поездка на такси… если повезет.

Для справки: каршеринг в мире пользуется большой популярностью. В Европе люди собираются в группы и вместе добираются до работы, что делает поездку в четыре раза дешевле, чем в общественном транспорте, не говоря уже о такси.

Большим спросом пользуются и компании, предоставляющие услуги так называемого vip-каршеринга. Когда у клиента есть возможность прокатиться на автомобилях премиум-класса. Например, в Москве помимо рядовых малолитражек эконом-класса предлагают седаны BMW, Audi, Mercedes G500 и даже Ferrare. Стоимость последней составляет около 50 рублей за минуту. Стоит ли итальянская мечта этих денег, судите сами. Но цена простых автомобилей составляет 8-10 рублей за минуту в дневное время.

Сюжет:

Платные парковки

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру