Камеры «Сергек» в Алматы появляются как грибы после дождя

Несмотря на то, что пока штрафы с них не приходят, разговоров среди автолюбителей на эту тему все больше. Чего ждать от нового формата контроля и действительно ли эти камеры столь всевидящи?

Камеры «Сергек» в Алматы появляются как грибы после дождя

Око Саурона

В ДВД Алматы готовятся «принять на баланс» новую для южной столицы систему видеонаблюдения и фиксации нарушений ПДД «Сергек». О том, что она собой представляет, уже писали не раз, ведь в Астане эти чудо-камеры работают с середины 2017 года и с того периода собрали не только солидную копилку штрафов, но и немало критики.

Компактные «Сергек» с функцией поворота на 360 градусов действительно выглядят высокотехнологичными по сравнению со старыми громоздкими и неповоротливыми камерами. «Сергек» — камеры, спрятанные в полусферический корпус, оборудованные неплохой матрицей в пять мегапикселей и кристально чистой оптикой с функцией зума. Они позволяют делать четкие снимки даже в условиях плохой освещенности.

Как правило, комплекс состоит не из одной, а из нескольких камер, где одна берет общий кадр, отслеживает всю дорожную обстановку, а остальные — крупный план одной или двух полос. В случае совершения нарушения ПДД именно такое комплексное решение и позволяет собирать неопровержимую базу доказательств.

Однако такой подход отчасти является и недостатком, поскольку для того чтобы полноценно оборудовать перекресток с большим количеством полос, требуется устанавливать свыше 10 камер в одной точке.

Собственно говоря, из-за этого нагромождения астанчане дали комплексу «Сергек» целый ряд забавных названий: «гроздья», «яйца», «виноград».

В архитектуре Астаны этот «натюрморт» действительно сильно выделяется и виден издалека. Оно и понятно, город не отличается изобилием растительности, а вот на фоне рябящей листвы алматинских пейзажей эти камеры практически не видны, особенно в ночное время. Это отмечают те автолюбители, которые привыкли эмитировать соблюдение скоростного режима — они притормаживают на перекрестках (где установлены камеры) и разгонятся нередко свыше разрешенной скорости, на отрезках, где камер нет.

В южной столице комплексы начали устанавливать отнюдь не только на перекрестках, а на фонарных столбах, пешеходных переходах и прочих конструкциях, возвышающихся над проезжей частью. Другими словами, в интерьер Алматы «Сергек» вписался, причем коварно.

Городские легенды, блуждающие среди водителей, наполнены разными слухами, а один из них приписывает комплексу невероятные возможности. Вроде бы как камеры способны в автоматическом режиме фиксировать не только заезд за стоп-линию и нарушение скоростного режима, но и факт разговора по мобильному телефону, вычислять тех, кто не пристегнут, и что главное — «умная система» способна распознавать и вычислять в потоке водителей, употребивших алкоголь!

При этом в случае обнаружения злостного нарушителя интеллектуальная система тут же передает сигнал на борт ближайшего патрульного экипажа, который в теории должен отреагировать и принять меры к задержанию. Прям эпизод из рассказа «Властелин колец» — Око Саурона, от которого невозможно укрыться.

За время функционирования камер столичные чиновники не раз отчитывались, сообщая о том, что благодаря «Сергек» удалось в значительной степени снизить статистику нарушений различных ПДД и даже повысить раскрываемость преступлений. Наслушавшись этих баек, при виде свисающей «грозди правопорядка» действительно невольно начнешь дрожать как кленовый лист.

И это отнюдь не весь перечень возможных функций комплекса. На официальном сайте разработчика «Сергек» есть много любопытной информации. В частности, помимо контроля и прогнозирования потоков автотранспорта комплекс способен проводить сбор информации с климатических и экологических датчиков. А в прежних публикациях упоминали о том, что его можно обучить распознавать лица. Только вот о вычислении водителей-алкоголиков тут все не так очевидно.

За кем гоняется полиция

Как показывает практика Астаны, из всех возможных функций камеры на деле используют лишь самые «примитивные» и «прибыльные», притом по весьма сомнительному алгоритму действий.

«Камеры «Сергек» сегодня фиксируют три вида нарушений, но сразу нужно заметить, что мы выбирали типы нарушений, которые наиболее распространены у нас в Казахстане. При надобности мы будем добавлять. То есть мы сами обучаем нейронную сеть, сами разрабатываем весь функционал — как программный, так и аппаратный.

Если аналитика выявит потребность в каких-то определенных новых нарушениях, выявления новых нарушений, то наша компания здесь, в Казахстане, будет дорабатывать систему…» — рассказал в интервью местным СМИ глава компании-разработчика Асет Ахметов.

Ранее упоминали, что в лихую тройку входят проезд по bus line, контроль скоростного режима и «заступ» за стоп-линию. Все остальные нарушения, такие как разговор по сотовому телефону или не пристегнутый ремень безопасности, по всей видимости, если и будут фиксировать, то, что называется, «прицепом» — в случае нарушения и фиксации одного из трех вышеупомянутых.

Ответ на вопрос вычисления пьянствующих за рулем тоже имеет свои особенности. То есть «Сергек» вычисляет не тех водителей, которые сели за руль с бодуна, а тех, кто ведет себя на дороге неадекватно либо авто числится в криминальных сводках. Как это работает... Камера фиксирует в потоке автомобиль с заданными параметрами (находящийся в ориентировке, грубо или многократно нарушивший ПДД). Уведомление об обнаружении и видео информация передаются на сервер «Сергек», затем последовательно — на сервер ДВД и на мобильное устройство, которым оснащен ближайший экипаж патрульной службы.

Примерно в течение пяти секунд патрульный экипаж получает уведомление и изображение с камеры. Далее полицейские принимают меры к задержанию автомобиля, при необходимости оперируя видеоинформацией как доказательством нарушения.

Другими словами, камера вычисляет не пьяных, а скорее неадекватных водителей. И это действительно здорово, мы всегда придерживались мнения, что пьяный или употребивший наркотики за рулем преступник.

А любая мера по их выявлению, по другому их не назовешь, работает во благо общества. Но, увы, все тот же опыт Астаны, где «Сергек» работает уже полтора года, показывает, что эту функцию полицейские используют каким-то другим образом. Патрульным действительно приходят сообщения о нарушении ПДД от «Сергек», и экипажи отрабатывают — останавливают машины, на которых пришла «кляуза». Только являются ли они злостными нарушителями?! Ведь согласно многочисленным жалобам автолюбителей представители правопорядка останавливают за одно нарушение — переезд за стоп-линию.

Объясним. Под этот штраф попадает водитель, который при смене цвета светофора заехал за стоп-линию хотя бы на сантиметр. И таких примеров очень много. Вот и получается, что некоторые представители дорожной полиции вместо того, чтобы следить за порядком на дорогах и вычислять правонарушителей, которые могут представлять угрозу обществу, тратят время на выписывание штрафа за незначительное нарушение.

К слову, которое должно приходить в автоматическом режиме. Другое дело, что не каждое нарушение, зафиксированное «Сергек», потом приходит к нарушителю. Почему так — тема для отдельного материала, но факт налицо. А вот выписанный протокол — это уже наверняка.

Кстати, до сих пор не утихают споры о том, как получилось, что из 200 установленных в Астане камер работали только 29?! При этом получается, что и статистику раскрываемости преступлений и сокращения числа нарушений продолжали приписывать «Сергек» незаслуженно? А как еще сопоставить эти факты?

Нарушить можно, если осторожно!

Так вот, предугадать точное месторасположение камеры непросто. Но в Сети уже публиковали целый список из 30 локаций, в которых установят комплексы «Сергек». Как говорится в официальном сообщении, но вые камеры могут устанавливать не только на перекрестке, но и за 50-100 метров до или после него. И, даже если вы сейчас отметите несколько камер, это не говорит о том, что завтра они будут стоять на том же месте.

Со слов Асета Ахметова, сейчас идет «пристрелка», и до Нового года камеры могут перемещать для выбора наиболее эффективной точки контроля за дорожным трафиком.

«Все данные сейчас обрабатываются в полиции. До конца года это будет в виде «пилота», так называемый тестовый режим. То есть в 2018 году штрафы никто получать не будет, но будет копиться аналитическая информация, на основании которой будут какие-то перемещения либо доработки», — отметил Ахметов.

Камеры нужны, и хочется верить, что их работа будет эффективнее уже действующих. Ведь ими оборудованы все ключевые перекрестки Алматы, однако это не мешает многим водителям использовать автобусную линию и полосы для велосипедистов как свой личный «коридор» для преодоления заторов. Ведь не боятся же… Быть может, действующие камеры уже давно работают исключительно в режиме скоростемеров, а остальные нарушения попросту не могут вычислять?

Если все-таки принять официальные данные, то в Астане только за четыре месяца эксплуатации системы «Сергек» зафиксировали 36 961 правонарушение на сумму более 250 миллионов тенге. А за пять месяцев применения системы в столице количество аварий снизилось на 17,5 процента, число раненых — на 19,2, а жертв, погибших в ДТП, уменьшилось на 40 процентов.

С нарушителями все понятно — кто привык игнорировать ПДД, будет расплачиваться из своего кармана. А как быть с добросовестными водителями и вынужденными нарушениями? Например, если водитель проехал на красный или выехал на автобусную линию, чтобы пропустить Скорую помощь?

«В часы пик часто происходит ситуация, когда человек уже начинает выезжать, стоп-линию пересек на зеленый, но не успел доехать до светофора и остался в этом буфере ни туда, ни сюда. Это не является нарушением. Комплекс фиксирует только тех, кто проехал через «стоп-линию» в момент, когда загорелся красный. А тех, кто «застрял», он не фиксирует, но не потому, что не видит, а потому, что это не является нарушением. … Бывает, что на линию для автобусов нужно выехать, когда объезжаешь ДТП.

Иногда на встречку выезжают, иногда — на автобусную. Такого рода нарушения будет отбраковывать инспектор», — пояснил Асет Ахметов.

То есть, если нарушение было совершено непреднамеренно, то в зависимости от его тяжести оно вообще не будет фиксироваться либо рассматриваться инспектором полиции. В любом случае постановление всегда можно обжаловать в суде и там доказать свою невиновность.

С этой точки зрения, было бы очень хорошо, если при разбирательствах можно запросить в ДВД запись с места происшествия, ведь она может служить не только «уликой», но и алиби. В теории эти записи должны храниться до 30 дней. Как оно будет на практике, увидим. Ведь раньше вытащить видео с перекрестка, даже если там было ДТП, было крайне сложно. В большинстве случаев на все запросы приходил один ответ — камеры не работали, не писали, они были в режиме наблюдения.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру