Ежегодно в Казахстане происходит около 30 тысяч автоаварий

Чтобы не попасть в печальную статистику, недостаточно просто соблюдать ПДД. Нужно еще научиться правилам выживания в этом бесконечном потоке экстрима.

Ежегодно в Казахстане происходит около 30 тысяч автоаварий

Что такое защитное вождение

За неделю пребывания в Стране восходящего солнца мы привыкли к размеренному движению автотранспорта. Но вот мы вернулись домой… и сразу почувствовали разницу: каждый второй водитель пытается «пролезть» вперед, каждый третий, видимо, считая, что клаксон — это игрушка, постоянно на него давит. Не говоря уже о том, что очень многие норовят просто проигнорировать правила езды на дорогах.

Одна из иностранных компаний, работающих у нас, провела лекцию «Безопасность на транспорте». Имея у себя достаточно большой автопарк, на первом этапе подготовки водителей иностранцы внедрили курсы контраварийного вождения. Что это такое? Например, управляемый занос, применимый для того, чтобы избежать ДТП.

Однако начинание показало обратный эффект — статистика аварий не сократилась, а наоборот, начала расти. Как в дальнейшем выяснилось, причина в том, что многие водители после прохождения курса контраварийного вождения оставляли полученный опыт, так скажем, в стенах аудитории. Первый блин пошел комом.

И приняли решение пересмотреть подготовку, после чего внедрили курс защитного вождения, суть которого заключена в обратном — как не попасть в занос, как избежать экстремальной ситуации, чтобы потом не было необходимости из нее как-то выкручиваться. И такой подход сработал.

Безопасное вождение предусматривает баланс знаний, навыков и отношения. Новичок за рулем крайне осторожен, это связано и с осознанием того, что у него нет такого опыта, как у большинства водителей в потоке, и есть страх попасть в ДТП. Факт, что в первый год после получения водительского удостоверения происходит наименьшее количество аварий. Самый опасный период — с двух до трех лет, когда водитель считает, что уже все знает, и начинает относить себя к категории профессионалов. И вот тут-то нарушается баланс — отношение становится более предвзятым, поскольку водитель считает, что его знаний и навыков уже достаточно.

Для того чтобы вождение было действительно безопасным, необходимо не только давать адекватную оценку своему уровню подготовки, но и смотреть за потоком. Как говорится, «думать за себя и за того соседа».

На дороге встречаются разные типажи водителей: спокойные и агрессивные, шустрики и нерасторопные, молодые и пенсионеры. Понятно, что все эти «категории» условны, однако они формируют группы водителей, каждой из которых свойственны определенные «повадки».

Например, молодой водитель — это человек, обладающий хорошим зрением и реакцией, но при этом у него недостаточно опыта для адекватной оценки рисков. Такие водители склонны к излишним рискам и вождению на больших скоростях. В свою очередь, пожилой человек поступает с точностью до наоборот — имеет большой опыт вождения, а потому и может дать четкую оценку опасности. Пенсионеры реже рискуют. Правда, при этих преимуществах они имеют и недостатки — слабое зрение, слух и реакцию. Зная типажи водителей, можно предвидеть их дальнейшие действия.

Можно привести один из наиболее ярких примеров, приведенных инструктором, который раскрывает суть мысли.

«Я двигался в потоке вслед за другим авто, которым управляла женщина. Наблюдая за потоком, я обратил внимание, что впереди идущие автомобили, примерно в 50 метрах от нас, делают резкие маневры.

Причина оказалась рядовой — дорожники, как это обычно бывает, постелили новый асфальт, а область вокруг люка выдолбили. Понятно, что такую помеху нужно либо объехать, либо пропустить по центру оси автомобиля — ширина выбоины такова, что она как раз помещается между колес легкового автомобиля. Я немного начал притормаживать, чтобы увеличить расстояние между моим авто и машиной, которой управляла девушка. И, как оказалось, не зря! Если все остальные водители маневрировали, то женщина-водитель, увидев препятствие, резко ударила по педали тормоза. Остановилась перед выбоиной и, перекатываясь, проехала по ней.

Напомню, все происходило в среднем ряду по проспекту Рыскулова, где нет светофоров и очень высокая интенсивность потока. Если бы я заранее не «оттянулся», то точно въехал бы ей в «зад», — поделился опытом инструктор Бахытжан Алимбеков, старший инженер по безопасности и охране труда.

Секреты дальнобойщиков

Есть вещества, после употребления которых водить запрещено — алкоголь, наркотики и различные медицинские препараты седативного действия. И этой темы мы касаться не будем, но существует другой продукт, который не запрещен к применению, однако может стать причиной аварии. Речь об энергетических напитках.

Они действительно помогают взбодриться, но только при условии, что их употребляют правильно, а не так, как это делает молодежь — пьет залпом и много. Понятно, что в этом случае организм практически моментально мобилизуется, получая сильный заряд бодрости. Однако стоит помнить, что в этом случае силы берутся не из воздуха, а черпаются из скрытых резервов организма.

Выброс энергии большой, но из-за этого он кратковременен. Как только «батарейка сядет», человек может попросту уснуть за рулем, не заметив момент упадка сил.

Чтобы избежать этого эффекта, дальнобойщики четко дозируют порции энергетических напитков и одну баночку могут пить в течении нескольких часов. Причем изюминка этого лайфхака заключается в том, что нужно даже не пить изотоник, а держать его во рту. В этом случае таурин, стимулирующий психическую деятельность человека, гораздо быстрее усваивается.

Понятно, что этот прием полезен при поездках на большие расстояния, и если путешествие затягивается, закольцовывая в пути сутки, то неминуемо придет момент, когда водителя начнет клонить ко сну. Чаще всего серьезные ДТП происходят за 100-200 километров до места назначения. Это объясняется тем, что водитель, преодолев большую дистанцию, хочет быстрее добраться до места и ему кажется, что оставшиеся сто верст он сможет преодолеть, даже несмотря на то, что уже начал «клевать носом». И в этой ситуации не спасет никакой энергетик.

Нет, конечно, можно рискнуть! Но стоит ли? Ведь на кону стоит жизнь! Здесь нужен сон. Однако выспаться в пути — это тоже искусство. Известно, что для того, чтобы снять с организма утомление, усталость и сонливость, достаточно немного вздремнуть.

А немного — это сколько? Двадцать минут, скажут «знатоки»! Но и это отчасти заблуждение. Объясним почему. Действительно, за короткий промежуток времени можно выспаться, но только в том случае, если сделать это грамотно.

Известно, что есть две фазы сна: предварительная и глубокая. Чтобы добиться желаемого эффекта, нужно проснуться именно в момент, когда заканчивается предварительный сон и еще не начался глубокий. Например, человек ушел в глубокий сон, и даже если вы его разбудите, пиши пропало — в сон будет клонить постоянно. И все хорошо, кроме одного — в зависимости от индивидуальных особенностей организма у каждого человека свой интервал предварительного сна. У одних это 10 минут, у других 25. Как же определить свой личный?

Здесь спасет еще один лайфхак от дальнобойщиков, который позволит найти эту золотую средину. Для этого, удобно разместившись в кресле автомобиля перед сном, нужно взять в руку связку ключей, а запястье разместить на ручку селектора коробки передач. Пока человек находится в фазе предварительного сна, его тело в напряжении и пальцы держат связку. Но как только фаза начнет переходить в глубокую, ладонь раскроется и ключи упадут на пол — это и есть момент, когда нужно немедленно открыть глаза, выйти на улицу и сделать зарядку. Все, организм «перезагрузился», можно двигаться дальше.

Проватцапил…

Другая важная деталь — побрякушки в салоне авто: флажки, кулоны, ароматизаторы и прочие прибамбасы, которые многие водители вешают на центральное зеркало заднего вида. Казалось бы, что подвешенная аромоелочка шириной пять сантиметров ни как не мешает и не влияет на обзор водителя… В большинстве случае это именно так, однако не всегда.

«Возвращаясь вечером домой, я остановился на «зебре», чтобы пропустить пешехода. Пропустил и тронулся. Едва я начал набирать скорость, как супруга закричала, и я ударил по тормозам. Оказалось, что, когда я трогался перед зеброй, ароматизатор качнулся и полностью закрыл человека, который в стороне от перехода начал перебегать дорогу. В неположенном месте. Но все же. Амплитуда качания елочки полностью совпала со скоростью его перемещения, и если бы не супруга, которая сидела на пассажирском сиденье, то я его просто сбил бы», — поделился опытом инструктор.

Мобильный телефон и вовсе является бичом нашей современности. Очень большой процент водителей сейчас водят, не отрываясь от его экрана. Как следствие, масса мелких ДТП. На этом фоне даже появилось новое нарицательное — «проватцапить» — врезаться, отвлекшись на «Ватцап».

Полученный курс был очень емким по содержанию, в нем была масса графиков и визуальных примеров, которые уместить на одну страницу, увы, не получится. Однако мы тезисно отметим еще несколько принципиально важных аспектов.

Выбор скоростного режима. Как эффективнее добраться из точки А в точку Б: топить и, сэкономив время, исключить усталость или ехать с умеренной скоростью и долго?

Есть целая таблица, отражающая, как увеличение скорости влияет на время прохождения пути и степень изменения рисков. Мы приведем лишь крайние значения.

На преодоление 16 километров (10 миль) пути при скорости 96 километров в час уйдет 10 минут. Если разогнаться до 136 километров в час, то автомобиль пройдет отрезок быстрее — за семь минут и три секунды. Разница составляет менее трех минут. Так стоит ли игра свеч, если, экономя всего три минуты, шанс погибнуть в ДТП увеличивается в 12 раз?!

Также много говорят о соблюдении дистанции, которая является достаточным расстоянием, чтобы успеть среагировать в случае форс-мажора. Об этом четко написано в букваре — 15 метров при скорости 60 километров в час. Однако не каждый обладает точным глазомером. Как понять, что дистанция оптимальна? Здесь поможет правило трех секунд! Когда впереди идущий автомобиль проезжает неподвижный объект (столб), нужно сосчитать, за какое время вы его достигнете. Если менее чем за три секунды, то лучше немного отдалиться.

Главное условие — скорость 60 километров в час. По мере ускорения на каждые 10 километров нужно увеличивать дистанцию на одну секунду. Однако в реалиях городского движения и особенностей нашего менталитета лучше выдерживать две секунды, в противном случае в промежуток все время будут вклиниваться автомобили.

Еще один аспект нашего дорожного движения — это агрессия, которую лучше сдерживать. У казахстанских водителей очень грубая манера вождения, и нередко бывает так, что тебя кто-то подрезает. Не нужно пытаться догнать обидчика и «наказать» его аналогичными действиями. Если он не научился адекватно водить раньше, то такие «уроки» вряд ли его образумят. А повредить машину, потерять массу времени, сил, возможно, и средств легко.

Дорога ошибок не прощает, и куда бы вы ни двигались, помните, что нет работы настолько срочной и важной, чтобы выполнять ее, нарушая требования безопасности.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру