Банда из Тараза почти год наводила ужас на предпринимателей

Хозяев связывали и обязательно избивали

На всех из окружения этот фигурант уголовного дела производил впечатление высокообразованного, интеллигентного человека и примерного семьянина. Был женат и воспитывал троих несовершеннолетних детей. Но то, что выяснится из его биографии позднее, шокирует всех, кто лично знал мужчину.

Хозяев связывали и обязательно избивали

Жертва обстоятельств?

Еще в 2000-х энергичный Самат Жунисов имел небольшой строительный магазин и активно занимался предпринимательством. Бизнес быстро рос, и через несколько лет он уже имел большой строительный магазин. Но в 2007 году спокойная жизнь коммерсанта закончилась.

С завидной периодичностью к Жунисову стали приходить крепкие парни и требовать плату за покровительство. Каждый раз бизнесмен отвечал отказом, и каждый раз его за это жестоко избивали. А однажды просто сожгли магазин.

Попытки прокормить семью заставили его заняться частным извозом, в том числе колесить с клиентами между Таразом и Алматы.

Но и после того как сгорел магазин, мужчину продолжали преследовать. Криминальные авторитеты города и области отправляли к нему бойцов с требованиями выплатить крупную сумму. Спустя еще некоторое время терпение предпринимателя кончилось.

— Я вез людей. Машину догнали, перекрыли путь, вытащили меня на дорогу и стали избивать, — рассказывал Жунисов следователям. — После того как в меня один из них стал стрелять, я вспомнил, что у меня в багажнике есть ружье, и с целью того, чтобы меня не пристрелили, достал его и произвел ответные выстрелы. Убил его. Испугался и подался в бега.

Но в декабре 2008 года его задержали в Алматы и этапировали в Тараз, где и состоялся суд, который вынес приговор — шесть лет заключения. Отбывая наказание в колонии общего режима, Самат Жунисов, выслушав истории других зеков, пришел к выводу, что зарабатывать честно — дело неблагодарное. И к тому же хлопотное и малоприбыльное.

И вот в апреле 2011 года по Таразу и Жамбылской области прокатилась волна дерзких разбойных нападений.

Хозяйка одного из местных ресторанов стала первой жертвой банды. В ее дом они ворвались утром 14 апреля. С женщиной не церемонились, пригрозив убить ее и дочь. От страха потерпевшая была согласна на все и открыла им сейф с украшениями и деньгами.

Добычей нападавших стали четыре с половиной миллиона тенге.

Этих денег преступникам вполне хватило для того, чтобы безбедно жить три месяца. А как только деньги кончились, они наметили новую жертву. В один из частных домов Тараза проникли 14 июля. Сбив с ног хозяина, стали жестоко его избивать рукоятью пистолета по голове. И вот в этот момент произошел самопроизвольный выстрел, пуля застряла в кровати.

— Рядом с мужчиной уложили связанную супругу. Потом включили утюг и стали требовать код пластиковой карты, — рассказывал на следственных действиях один из задержанных впоследствии членов банды Бахтияр Ахмедов. — Утюгом прижгли спину, и он сказал код. На карточке оказалось всего 9 тысяч тенге, мы их сняли. Еще из дома забрали около 40 тысяч тенге.

Выяснилось, что незадолго до нападения Ахмедов проводил в доме кабельное телевидение. Устанавливая антенну, он под различными предлогами побывал во всех комнатах, запомнил их расположение и оценил благосостояние семьи.

Их считали неуловимыми

Каждый раз преступники действовали слаженно и очень организованно. Вооруженные, в масках, они врывались в квартиры и дома днем. Хозяев связывали, избивали, а некоторых жестоко пытали. Потом забирали все, что им было нужно, и быстро скрывались. Это дало оперативникам предположение, что налеты происходили по наводке.

— Они забирали золото, деньги, банковские карты с пин-кодами, — рассказывает в то время следователь следственного управления ДВД Жамбылской области Олжас Абайдильдаев. — Нигде после своих нападений они не оставили отпечатков пальцев, потому что каждый раз работали в перчатках. И, если сначала они выходили на грабеж редко, то уже к декабрю могли совершать 2-3 разбоя в месяц.

Пока члены преступной группировки оставались неуловимыми, зажиточные горожане жили в постоянном страхе. В Таразе стали поговаривать об особой жестокости преступников и о том, что банда разрастается. И, самое главное — их не могут поймать…

— Если потерпевшие отказывались отдавать деньги или говорили, что у них нет наличности, то преступники с легкостью были готовы использовать в пытках нагретый утюг, — рассказывает в то время заместитель начальника управления криминальной полиции ДВД Жамбылской области Нуржан Кванымбеков.

Предугадать, где преступники совершат свой очередной налет, было практически невозможно. Но вот, 10 декабря того же года, они снова заявили о себе. Правда, на этот раз, стреляя в жертву, они не промахнулись.

— Потерпевший был в нетрезвом состоянии, потому что праздновал день рождения, и стал сопротивляться, — вспоминает Нуржан Кванымбеков. — Сразу после выстрела, а стрелять пришлось потому, что справиться по-другому они не могли, бандиты по какой-то причине отступили и с места происшествия скрылись. Раненого мужчину госпитализировали.

Но показания его так и не помогли выйти на след банды — говорил он сбивчиво и ничего толком не пояснил. А нападения между тем продолжались.

Казалось, что впереди сыщиков вновь ждут длительные поиски и ожидание. Но на этот раз удача им все же улыбнулась. Один из информаторов донес в полицию, что наган, из которого стреляли преступники, принадлежит некоему Юрию Наволокину. Это была бесценная информация.

Как наркоман с большим стажем Наволокин был хорошо знаком полицейским. Еще по малолетству его не раз задерживали за квартирные кражи. Отыскать его и взять при покупке крупной партии героина сыщикам труда не составило. Сначала Наволокин вел себя нагло и дерзко, но уже в отделе полиции сразу же стал давать показания на своих дружков. Именно он рассказал, что сразу после выхода на свободу вместе с Жунисовым, с которым познакомился на зоне, они сколотили преступную группировку. Уже после к ним примкнули Бахтияр Ахмедов и Ельнур Утегенов.

Остальных участников банды задержали быстро. Именно они и рассказали на допросах, что руководил ими сам Наволокин. Все налеты он планировал лично. Обрез ружья, револьвер, травматический пистолет «Оса», электрошокер и ножи достал тоже он.

Хотели все делать профессионально…

В ходе следствия выяснили, что к каждому налету группа Наволокина готовилась очень тщательно. За несколько дней у дома будущих жертв преступники проводили рекогносцировку, выбирали пути отхода и просчитывали все возможные форс-мажорные ситуации. Но на практике оказалось, что предусмотреть абсолютно все невозможно.

В ноябре 2011 года Наволокин, Ахмедов, Утегенов и еще один подельник Ускенбаев проникли на территорию частного дома. Но с самого начала все пошло не так. Входная дверь была заперта, а открыть ее самостоятельно бандиты не смогли. Долгие часы им пришлось ждать во дворе, пока из дома не выйдет хоть кто-нибудь.

— Когда хозяин дома вышел, мы не видели, куда он пошел. Поэтому двое пошли в эту сторону, а я с Наволокиным с другой стороны зашел, — вспоминает Ахмедов. — Мы зашли на кухню. Там женщина стояла. Мы ее связали, положили, а Наволокин мужчину в дом завел. Его тоже связали.

Прежде чем потребовать деньги и ценности, члены банды без каких-либо тре бований жестоко избили домочадцев. Им было необходимо загнать своих жертв в состояние безысходности и ужаса. И тактика оправдала себя вновь.

С женщины преступники сорвали золотые украшения и потребовали отдать им деньги. Хозяева указали место, где находился сейф, но пока налетчики с ним возились, женщина каким-то образом сумела нажать тревожную кнопку. Как только сработала сигнализация, бандиты в панике бросились прочь.

Спустя несколько недель при очередном ограблении частного дома преступники все делали так же, как и прежде. Ворвались, связали хозяев, но на этот раз, чтобы избежать неожиданностей, затолкали их в кладовку.

Пока двое обшаривали дом в поисках денег, третий держал жертв под прицелом обреза ружья. Когда от страха хозяйке стало плохо с сердцем, самый молодой налетчик Ельнур Утегенов попытался ей помочь.

— Я зашел на кухню, открыл кран и набрал воды. Потом отнес ей, — вспоминал он на следствии. — Этого оказалось мало, и я потом еще раз ходил за водой.

Другие потерпевшие во время расследования дела тоже вспоминали отзывчивого молодого человека, который помимо воды приносил им даже лекарство и успокаивал, говоря, что скоро все закончится. По словам полицейских, так Утегенов поступал в семи из девяти совершенных группировкой разбойных нападений.

Девять нападений и четыре кражи

Был период, когда на некоторое время группировка затаилась. Но деньги и наркотики быстро заканчивались. Тогда они и решились на очередное ограбление. Объектом нападения стал дом зажиточного фермера.

Выяснив распорядок дня всей семьи, преступники решились на налет 10 декабря. Не рассчитали они только того, что в доме, кроме хозяина, в этот день были еще и гости.

— Дверь была открыта, и когда мы вошли, там были трое мужчин, — вспоминает Утегенов. — Один из них спал, а двое выпивали. Взяли их на прицел. Один из них сразу лег, а второй пошел на нас. Ахмедов ему кричал: «Стой! Стой!», но он не слушал. Тогда он выстрелил ему в область паха, и тот упал.

Связав раненого хозяина и всех, кто находился дома, преступники принялись искать ценности, но неожиданно увидели людей во дворе. Оказалось, что соседи услышали звук выстрела и пришли узнать, что случилось. Налетчики не церемонились и предупредили, что будут стрелять. Только после этого люди покинули двор, а они огородами скрылись с места преступления.

Но сбежать без происшествий на этот раз не вышло. Сев в машину поджидавшего их Жунисова, банда пыталась уехать, но дорогу своей автомашиной успел перекрыть вызванный очевидцами участковый.

— Двое выбежали и закричали нам: «Стой!» — вспоминает Утегенов. — Тогда Ахмедов вытащил револьвер и хотел выстрелить в них, но пистолет дал осечку. Однако сбежать преступникам тогда все же удалось. Но на свободе они пробыли недолго. Через неделю они буквально уже «топили» друг друга на допросах, выгораживая каждый себя.

— Все награбленное сбывали не в Таразе, а в других областях — в Алматинской и Южно-Казахстанской (сейчас Туркестанская), — вспоминает Нуржан Кванымбеков.

Девять разбойных нападений и четыре квартирные кражи — таков окончательный итог деятельности группировки Наволокина. Общая сумма, которую удалось заполучить преступникам, — 18 миллионов тенге.

А бывший бизнесмен Самат Жунисов на свою долю купил себе дорогой автомобиль. На следствии он утверждал, что на преступный путь его толкнули события из прошлой жизни, и просил дать ему еще один шанс.

— Я свою вину признаю в соучастии, в том, что я привозил их и забирал с места преступления. В этом раскаиваюсь и прошу прощения, — говорил он.

По совокупности преступлений, совершенных преступной группой, ее организатор Наволокин получил 17 лет лишения свободы. Бахтияру Ахмедову и Самату Жунисову суд назначил по 16 лет тюрьмы. Самый молодой участник банды Ельнур Утегенов проведет в колонии 10 лет.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру