В Казахстане хотят ввести премии за информацию о ПДД

Автомобиль давно перестал быть средством передвижения и не во всех, но во многих случаях является роскошью. Роскошь, которая может перегородить выход из подъезда дома, которая может на большой скорости вылететь на полосу встречного движения, которая даже развращает тех людей, которые ею владеют. Но самое главное — авто уже стали фактором риска для многих горожан.

В Казахстане хотят ввести премии за информацию о ПДД

Видеокамеры, конечно, помогают, но и их не хватает

Полиция не в силах одновременно отслеживать весь автопарк города, и в сложившейся ситуации, возможно, единственным выходом является гражданский контроль. Потому как количество автомобилей в любом городе мира несоизмеримо больше количества полицейских, призванных следить за порядком.

Поэтому некоторые несознательные граждане и позволяют себе наплевательски относиться к общеустановленным правилам дорожного движения. Машины бросают на тротуарах, газонах и детских площадках, отдельные лихачи допускают еще более грубые нарушения, игнорируют разметку дорожного полотна и запрещающие сигналы светофора.

Но есть и позитивные изменения. Например, после создания сети платных парковок в центральной части Алматы ситуация явно поменялась к лучшему. Сейчас еще рано говорить о том, насколько эти изменения будут устойчивыми, но находиться на личном автотранспорте в центре города стало довольно проблематично.

К тому же в помощь дорожной полиции уже давно начали подключать камеры наружного наблюдения со встроенными измерителями скорости и прочими функциями, позволяющими зафиксировать факт нарушения ПДД. В частности, в Алматы установили более 110 тысяч таких камер, призванных следить за порядком.

Уже сейчас несколько перекрестков оборудовали камерами интеллектуальной системы видеоконтроля, анализа и прогнозирования «Сергек». И в ближайшее время они появятся практически на всей протяженности улицы Шевченко и проспекта Абая.

С того момента как начали устанавливать этих «помощников», а штрафы разлетаться по адресам регистрации лихачей, ситуация резко изменилась. Во всяком случае, в Алматы, как нигде в Казахстане, водители опасаются стоп-линии. Пересек — штраф.

Многие начали ездить более аккуратно и четко соблюдать скоростной режим, но… исключительно на перекрестках и участках, находящихся под призором «всевидящего ока».

А как быть с остальными участками города, где камер нет? Здесь остается только надеяться на совесть и добропорядочность водителей, а также на экипажи патрульных машин. Однако, как говорили ранее, людей на всех не хватает.

Бороться по-соседски

И вот, эффективный способ решения этой проблемы нашли в Узбекистане. Там стали премировать тех, кто сообщает о правонарушениях на дорогах. В специальном постановлении правительства Узбекистана говорится, что с 1 июля 2019 года «видеозаписи о правонарушениях, зафиксированных видеорегистраторами, установленными в автотранспортных средствах физических и юридических лиц, приравниваются к видеозаписям правонарушений, произведенным специальными автоматизированными техническими средствами фото- и видеофиксации, а также принимаются к рассмотрению в целях принятия процессуальных решений».

А граждан, предоставляющих полицейским видеозаписи о случаях правонарушений ПДД, поощрят премией в размере пять процентов от установленной в стране минимальной заработной платы, а она составляет 184 300 сумов, соответственно сумма выплаты — 9215 сумов, это примерно 415 тенге. На первый взгляд, небольшая премия. Но если взять в руки калькулятор, то при подсчете можно увидеть весьма заманчивые суммы.

Давайте посчитаем, но в пример возьмем Алматы. К слову, в Казахстане МЗП составляет 28 284 тенге, и если бы аналогичный закон приняли здесь, то размер премии был бы значительно выше и составил 1410 тенге. Но мы будем отталкиваться от цифр Узбекистана.

Сложно ли в течение одного светового дня зафиксировать хотя бы 10 нарушений? Не знаю как в Ташкенте, но в Алматы такой архив можно собрать за полчаса. Отсечем мелкие правонарушения, сконцентрировавшись на серьезных, таких как парковка во втором ряду, выезд на встречную полосу (особенно это касается общественного транспорта) и прочих.

Таким образом, за день можно заработать 4150 тенге, соответственно, в месяц — 124,5 тысячи тенге. А если «поработать» в усиленном режиме, то эту сумму легко удвоить и получить отличную, по алматинским меркам, заработную плату в 249 тысяч тенге.

Исходя из этих цифр можно предположить, что это нововведение в Узбекистане будет работать, причем весьма эффективно, хотя бы потому, что это вознаграждение будут выплачивать не из государственной казны, а включать в штраф нарушителя ПДД.

Где можно выписывать штраф?

Перевести сумы в тенге было несложно, а вот с «примеркой» узбекского опыта в Казахстане могут возникнуть сложности. Здесь сразу же возникает вопрос: как эта система будет работать в реалиях нашей системы правопорядка и особенностей менталитета?

Вот как определить, а главное — кто это мог бы делать, кому выплачивать премию, если, допустим, одно правонарушение зафиксируют два или три «гражданских патруля»? Делить награду между собой или премия достанется тому, кто был первым? Так не получится. Ведь, если пятеро проявили бдительность, а наградят одного, то в следующий раз те четверо не будут тратить время на отправку того или иного нарушения ПДД.

И потом, зачем платить, если в Казахстане все работает на добровольных началах? У МВД РК существует своя страница в Facebook, в задачу которой входит информационно-разъяснительная работа с автолюбителями. Страница является и средством оперативной обратной связи, куда многие граждане отсылают отснятые нарушения ПДД. Ежедневно на нее поступает от 20 до 50 обращений граждан.

Другое дело, что общественность не видит, по каким именно нарушениям вынесли решения, а какие остались без внимания (!). Исключением можно считать лишь резонансные происшествия, которые освещали в СМИ. В свою очередь, гонорарная система позволила бы устранить этот пробел и усилить взаимосвязь между МВД и гражданами.

Другой нюанс, наводящий на мысль, что этот опыт не приживется в Казахстане, приходит на ум ввиду того, что наши полицейские порой видят ситуацию весьма своеобразно. Во всяком случае, в отдельных ситуациях. Возьмем, к примеру, спорную ситуацию, произошедшую не так давно на западе республики.

В конце сентября в разных лентах соцсетей начали пестрить два видеоролика, на каждом из которых запечатлены патрули дорожной полиции, по всей видимости, оформляющие штраф нарушителям. И все устраивает автора ролика, кроме одного, что припаркованы полицейские и «нарушители» в карманах для остановки общественного транспорта. «Ну а где еще выписывать штрафы, если не на остановке», — комментирует ситуацию один из пользователей Сети.

Последствия не заставили себя ждать, и роликами заинтересовались в ДВД Мангистауской области. Как выяснили в результате служебной проверки, действия стражей порядка были правомерны. Они занимались оформлением нарушителей. А вот человека, снимавшего все это на камеру мобильника, теперь хотят оштрафовать сразу по двум статьям КоАП РК: 591-й и 597-й, то есть за использование телефона за рулем и остановку в неположенном месте. Общая сумма взысканий составит 36 075 тенге.

Насколько правомерно такое решение, вопрос спорный, причем сразу по нескольким пунктам. Во-первых, 591-я статья не совсем уместна. В ней действительно говорится, что водителю не разрешается пользоваться телефоном во время движения. И в этой же статье дается пояснение, что «Во время управления транспортным средством разрешается пользоваться телефоном либо радиостанцией посредством применения наушников или громкой связи». И ни слова о съемке!

Другое дело, что такое жонглирование с телефоном в руках действительно вносит определенную долю риска для участников дорожного движения.

Но и действия полиции оправдать нельзя. Выбор автобусной остановки в качестве места для парковки «злостных» нарушителей не самый лучший из возможных вариантов. В чем экстренность ситуации, неужели нельзя было сопроводить нарушителей и остановить авто где-нибудь у обочины?

Действия полицейских были бы понятны, если бы фигуранты находились в состоянии алкогольного опьянения или скрывались с места ДТП, однако их остановили за мелкие нарушения: одного — за разговор по мобильнику, у второго было установлено дополнительное оборудование СГУ, запрещенное к установке. В свою очередь, помеху общественному транспорту они создали, ведь в этом случае автобус не сможет близко подъехать к положенному месту, соответственно будет вынужден выпускать людей, стоя на проезжей части. А это уже можно рассмотреть как то, что пассажиров подвергают неоправданному риску.

В этой ситуации нарушителем можно посчитать и «оператора», и полицейских, только рука закона почему-то потянулось исключительно в одном направлении. Правильно ли это? Ведь перед законом все равны!

Снимайте правильно

Еще не так давно запись с авторегистратора не принимали при разбирательствах в суде, однако сейчас они способны не только быть в качестве фактов при обвинении, но и наоборот — спасти водителя от ответственности. Неважно, хотите вы обезопасить себя или проявляете желание вести борьбу с автохамами, важно знать несколько нюансов.

Согласно Кодексу об административных правонарушениях (КОАП), одним из поводов для возбуждения дела является сообщение или заявление, а также сообщения в СМИ. При этом согласно закону о СМИ к ним также относятся интернет-ресурсы. Поэтому сообщения граждан, публикуемые в Facebook, также являются основанием для возбуждения дела об административном правонарушении.

Единственное, что необходимо, это указывать в видео или фото дату и время правонарушения. Причем данные должны быть сразу настроены в камере, а не нанесены впоследствии, в каком-нибудь фото-, видеоредакторе. Подобные настройки можно установить на любой камере. Также для автоматического выставления даты и времени на камере смартфона можно скачать специальное приложение.

Для чего это нужно? Объясняем. Согласно КОАП, для привлечения водителя к ответственности с момента нарушения ПДД не должно пройти более двух месяцев, в противном случае нарушитель не понесет наказания.

Также важно научиться снимать правильно. Специалисты рекомендуют для динамических нарушений делать видео. Например, стоянка перед пешеходным переходом или перекрестком. Увидев фото, нарушитель может сослаться на то, что он остановился, чтобы пропустить пешехода, или дождаться разрешающего сигнала светофора.

Есть также нюансы по съемкам нарушителей в зоне действия знака «Стоянка для инвалидов»: необходимо делать фото или видео как переднего ветрового стекла, так и заднего, это будет служить доказательством того, что на автомашине не было опознавательного знака «Инвалид за рулем».

Какова цена доноса? Пожалуй, вопрос риторический. Конечно, за «кляузу» можно получить какое-то вознаграждение, но материализовать и вывести в эквивалент — это вряд ли. Ведь, как известно, ПДД написаны кровью, и чем меньше будет на дороге нарушителей, тем более безопасным будет город.

Сюжет:

Платные парковки

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру