Улица Панфлилова стала символом реконструкции центра Алматы

26.09.2018 в 11:47, просмотров: 198

Одним из символов и главных объектов реконструкции центра Алматы стала улица Панфилова. Здесь год назад, 20 сентября 2017 года, торжественно открыли первую «вертикальную» пешеходную магистраль.

Улица Панфлилова стала символом реконструкции центра Алматы

Причем открытия пешеходной улицы ждали довольно долго, и ее реконструкцию освещали подробно несколько месяцев. И вот, казалось бы, невероятное стало реальностью. «Панфиловка» стала улицей-бульваром от оперного театра имени Абая и, как говорят алматинцы, вниз до улицы Жибек жолы.

Теперь здесь фонтаны, игровые площадки, лавки ремесленников, а рядком расположились арт-строения. Сегодня Панфилова стала очень популярной как у горожан, так и у гостей города, однако еще несколько лет назад большинство жителей высказались бы скептично против таких изменений.

Город и так стоит в пробках, а тут еще и пару центральных улиц перекроют. Все это активно подкрепляли обсуждениями в соцсетях, впрочем, как и сейчас.

Но все же «разлеглась» улица Панфилова гранитной плиткой площадью в 22 тысячи квадратных метров. И приобрела два оригинальных сухих фонтана, 178 фонарей уличного освещения и несколько десятков свежих деревьев. Сократилось число парковочных мест, рекламных конструкций.

А подготовительные работы здесь начались с удаления верхних слоев асфальта и укладки «нижней одежды». Закончить модернизацию пешеходной зоны было намечено к началу осени. И закончили. Как раз к концу сезона отпусков, чтобы по возвращении в рабочую колею стоять в пробках хотя бы на полчаса меньше. Обошлось это пешеходное удовольствие не менее чем в 1,75 миллиарда тенге. А вместе с реконструкцией Арбата на изменение Парка имени 28 гвардейцев-панфиловцев ушло более 10 миллиардов. Плюс силы рабочих и ожидание горожан.

Стоило ли это все таких денег?

За последнее время архитектурные тенденции Алматы все больше обращаются к европейским стандартам. Там, на Западе, существует понятие «пешеходоориентированный город». Это значит, что количество пешеходов и велосипедистов превышают количество автолюбителей. Как стало ясно, именно на это представление опирается городская власть. Для того, чтобы задать ритм преображению в Алматы, пригласили датского архитектора Яна Гейла, который дал свои рекомендации и описал видение города по строительству «пешеходок». Сообща с управлением архитектуры и градостроительства администрация приняла решение полностью исключить парковку в пешеходной зоне, оставив места лишь для поставки товаров в локальные магазины.

В преимуществе на пешеходной улице теперь чудесно рассаженные деревья: ель, липа, клен, яблони и рябина. Улицу Кабанбай батыра охраняет светофор с ярко очерченной желтой зеброй впереди, чтобы пересечь ее, направляясь в театр имени Абая, беспрепятственно.

Так пешеходный центр, который не удивляет разве что заезжих москвичей и европейцев, стал яркой достопримечательностью и излюбленным местом как для туристов, так и для коренных жителей.

Да, внедрение нового стоит недешево. Это не только деньги, но и отказ от привычных устоев восприятия и приспособления к новому. Пешеходные горожане уже год не скрывают позитивных настроений.

Как отметил сам аким южной столиц появление в Алматы новых общественных площадок привело сюда более 508 тыся туристов, в том числе иностранных. Это год собирается побить рекорды по их потоку на 20 процентов. Но это не предел.

«Сегодня туризм занимает только 1,5 процента в экономике города. Наша задача за ближайшие семь лет — обеспечить пяткратное увеличение этой доли», — отметил Бауыржан Байбек.

Какие только реформы не пережил Аматы за последний год, это и снесение заборов, и увеличение пешеходных зон, также на слуху разговоры об одностороннем движении. Бывалые таксисты твердят, что на еще далеко до Европы. Твердят, но крут баранку по намеченному пути. А сотрудники ДВД города отмечают свои плюсы. Говорят, что на улицах стало меньше аварий.

Пешеходные зоны, постоянная модернизация и другие нововведения позволяют шагать в ногу со временем. Несколько непривычно голосовать в пользу тротуаров и двухколесного транспорта. Неплохая альтернатива мучительному стоянию в городских пробках. Так что, возможно, уже завтра мы с воодушевлением пересядем на экологически чистый транспорт и помчимся с ветерком до места работы.