В Казахстане использование дронов пока никак не регулируется. А зря…

Правильно их следует называть «беспилотными летательными аппаратами» (БПЛА), или просто дронами. И они сейчас невероятно популярны. Однако любовь к съемкам свысока может обойтись в круглую сумму владельцу гаджета: чиновники предлагают внедрить колоссальные штрафы как за эксплуатацию «летуна» без регистрации, так и за его посадку в неположенном месте.

В Казахстане использование дронов пока никак не регулируется. А зря…

Без бумажки не взлетишь

Практически ни одно публичное мероприятие, будь то городской фестиваль, свадьба или другое, проводимое под открытым небом, не обходится сегодня без этих самых БПЛА. Их повсеместно используют теперь в самых различных сферах деятельности. Им нашли применение не только спасательные подразделения или в спецслужбы, но и журналисты, кинематографисты и просто любители продвинутых новинок.

Столь резкому росту распространения дронов поспособствовали всего две вещи.Во-первых, их нынешняя доступность. В 2013 году китайская компания DJI выпустила свой первый Phantom — коптер любительского уровня, отличающийся адекватной ценой и простой управляемостью. Сегодня этот бренд занимает около 70 процентов всего мирового рынка БПЛА.

Во-вторых, уникальные возможности. Эти дроны, оборудованные сравнительно неплохими камерами, позволили взглянуть на, казалось бы, привычные вещи под другим углом. Не так, как все привыкли — снизу-вверх, а наоборот — с высоты птичьего полета.

Естественно, рынок моментально отреагировал на новый продукт, который набирает популярность с невероятной скоростью.

Вследствие чего на прилавках появились сотни или даже тысячи дронов различных марок и модификаций. Помимо градации по качеству изделия есть большой выбор и форм-фактора.

Если говорить о серийных версиях, то самый маленький коптер не превышает размеров спичечного коробка. При этом по функциям он ничуть не уступает старшим собратьям. Что касается размера max, то здесь немного сложнее. Однако если обратиться к флагману рынка, то мы увидим БПЛА весом около 10 килограммов. Это вес без камеры, а общая снаряженная масса аппарата может достигать 15 килограммов. Для работы с таким беспилотником, как правило, нужны два оператора.

Страшно подумать, что будет, если такая махина свалится кому-то на голову. Но как раз со второй группой коптеров аварий и не происходит, поскольку это очень дорогие устройства (от 5 до 30 тысяч долларов), которыми управляют профессионалы.

А вот с бюджетными дела обстоят иначе. В этом сегменте численность происшествий растет пропорционально росту их популярности. Именно поэтому в США еще в 2015 году ввели обязательную регистрацию БПЛА.

Для этих целей Федеральное управление гражданской авиации США (FAA) запустило онлайн-сервис регистрации Small Unmanned Aircraft System (sUAS) Registration Service. Этой регистрации подлежат беспилотники весом от 250 граммов до более 25 килограммов, включая полезный груз, например, камеру. Что любопытно, только за первые 48 часов зарегистрировали 45 000 дронов, а спустя три месяца после старта число регистраций приблизилось к 400 тысячам.

Кому это нужно и для чего — понятно. В первую очередь для того, чтобы пробудить чувство ответственности. Вес коптеров, которые наиболее популярны, варьируется в коридоре от одного до полутора килограммов. Это не много, если держать его в руке. А если упадет на голову с высоты 20 метров? То-то же!

Авиакатастрофы дронов случаются в первую очередь из-за неопытности или невнимательности людей, которые ими управляют: не заметил провод между домами, не рассчитал расстояние до объекта, отвлекся…

Достаточно повредить один винт, чтобы машина потеряла управление. А когда все «комары» под присмотром, то в случае аварии и нанесения кому-либо материального ущерба сразу понятно, кому выставлять претензию и счет на оплату.

Правила для тех, кто на земле

Но если в Америке эта «субкультура» начала развиваться еще четыре-пять лет назад и заняла свою нишу, то на территории СНГ она только начала осваиваться.

Рой жужжащей техники, например, в России растет, число ЧП — тоже. И первой весточкой, которая в теории должна усложнить жизнь пользователем БПЛА, стали правила регистрации беспилотников, которые появились в этой стране в конце 2016 года.

Конечно, у нововведения сразу появились противники, которые в тот период высказывались с критикой, полагая, что новшество загубит развивающуюся отрасль. Но, как показало время, дроны выжили и начали «плодиться».

За два года количество инцидентов с участием беспилотных летательных аппаратов увеличилось в 12,5 раза. Если в 2015 году Ространснадзор зафиксировал всего четыре происшествия, связанных с БПЛА, то в 2017-м было уже 50 нарушений.

В августе этого года внесли еще несколько поправок, и Воздушный кодекс обязали регистрировать все беспилотные летательные аппараты весом свыше 250 граммов. Теперь появится и штраф за запуск незарегистрированных дронов, неважно — с пропеллером или с крыльями, будут штрафовать на сумму от 1000 до 2000 рублей.

Однако не стоит хлопать в ладоши и тем, кто своевременно узаконил своего жужжащего друга. Также предложено к рассмотрению и другое ноу-хау: если зарегистрированный беспилотный аппарат залетит куда не положено, хозяину придется раскошелиться на сумму от 20 до 50 тысяч рублей. А это половина стоимости нового дрона.

«Проект предлагает ввести штрафы для граждан, управляющих незарегистрированными беспилотными летательными аппаратами, — подчеркнул член правительственной комиссии по законопроектной деятельности, председатель правления Ассоциации юристов России Владимир Груздев. — При этом для запуска дрона на законных основаниях регистрации аппарата недостаточно — необходимо также получить разрешение на полет. Например, воздушное пространство над Москвой закрыто, и, чтобы запустить дрон, надо направить заявку местным властям, в которой должны быть указаны цель запуска беспилотника, дата, время и место, высота и длительность работ, а также вид воздушного судна, его принадлежность, государственный и регистрационный знаки, серийный номер...».

Задумка хорошая, но на самом деле здесь еще много неясностей, а самое главное, что никакой инфраструктуры для этого закона в РФ нет. Нет портала единой интернет-площадки, как в США, где можно было быстро пройти регистрацию. А лететь из Владивостока в Москву только для того, чтобы попасть в Росавиацию… Нелепо. Да и кто будет выполнять функции воздушной полиции — тоже не ясно.

Зона строгого воздушного режима

А как этот вопрос регулируют в Казахстане? На сайте комитета гражданской авиации РК есть сообщение, датируемое 2015 годом. Из него следует, что учетом беспилотных летательных аппаратов этот комитет и занимается. А постановка регламентирована статьями 31 и 33 Закона «Об использовании воздушного пространства Республики Казахстан и деятельности авиации». В них прописано, где летать можно, а где — нет, а также что «эксплуатанты» должны сообщать «органам обслуживания воздушного движения и (или) управления воздушным движением подробные данные о планируемых полетах беспилотных летательных аппаратов».

Каких-либо ограничений по массе дронов мы не нашли. Единственное что есть, так это определение термина, согласно которому «беспилотный летательный аппарат — воздушное судно, выполняющее полет без пилота (экипажа) на борту и управляемое в полете автоматически, оператором с пункта управления или сочетанием указанных способов».

Получается, что в теории и детские игрушки, купленные на рынке, нужно регистрировать?! В магазине одного из самых крупных в Казахстане поставщиков БПЛА нас заверили, что никакая регистрация не нужна.

Еще осенью этого года в местных СМИ публиковали сообщение о том, что комитет гражданской авиации Министерства по инвестициям и развитию Казахстана рассматривает вопрос внедрения специального мобильного приложения для получения владельцами разрешения на осуществление полетов дрона в онлайн-режиме. Также это приложение должно давать возможность мгновенно получать информацию о возможных ограничениях на полеты БПЛА в определенных населенных пунктах.

Однако реализация этой идеи, по всей видимости, перекочует на следующий год. Другими словами, ясности никакой. С одной стороны, перед полетом нужно предупредить установленные органы о деталях полета, с другой — механизм регистрации не разработали, а следовательно, и заниматься всей этой бюрократией некому. Потому и летают наши безнадзорные асы где хотят и когда им это вздумается.

Мы считаем, что этот вопрос нельзя пускать на самотек и внедрять зону ответственности определенно нужно. Ведь сейчас дронами стали пользоваться не только тинейждеры, которые берут в руки пульт ради баловства, но и представители криминального мира.

В той же России значительно участились попытки передачи в места не столь отдаленные различных грузов. Первое время этих коптеров попросту сбивали, теперь пошли другим путем. В 2017 году ФСИН (Федеральная служба исполнения наказаний) разработала специальный комплекс оборудования, который способен блокировать управление беспилотных дронов и не позволяет им залетать на территорию колоний.

Работает «перехватчик» следующим образом: при подлете беспилотного летательного аппарата к территории исправительного учреждения срабатывает система обнаружения, которая определяет уникальный идентификационный номер беспилотника. После этого система приступает к захвату управления над ним. Все. Остается только посадить его там, где необходимо оператору колонии, а не в том месте, где посылку ждет заключенный.

Популярность БПЛА в Казахстане продолжает набирать обороты, и это радует, но динамика эта должна проходить синхронно с соответствующим законодательством. Возможно, потребуется ввести штрафы за «неправильную парковку», однако прежде нужно создать все условия для того, чтобы пользователи могли беспрепятственно ставить на учет свои крылатые и винтовые «игрушки».

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру