В Казахстане внедряют новый формат единого национального тестирования

12.09.2018 в 10:29, просмотров: 234

В 2004 году казахстанское образование осуществило, как считают, прорывную реформу. Вместо привычных выпускных экзаменов в школу пришло Единое национальное тестирование (ЕНТ). Однако практически сразу же у него появилось много противников. На самом ли деле это так плохо?

В Казахстане внедряют новый формат единого национального тестирования

Путевка в жизнь по упрощенной форме

Разговоры об отмене Единого национального тестирования (ЕНТ) и в целом компьютерного тестирования как способа оценки знаний ведут в стране с момента его введения в 2004 году, и они не прекращаются уже восьмой год. Несмотря на это, ЕНТ до сих пор не отменили и, по всей видимости, не отменят.

Его отмены постоянно требует не только «страдающая сторона», то есть студенты и преподаватели, но и те, кто его внедрял, — руководители вузов и чиновники. А для оппозиционных партий и общественных объединений Казахстана призывы к отмене тестирования и вовсе превратились в часть политической платформы.

СМИ сообщают, что еще в 2008 году на одной из пресс-конференций, посвященных высшему образованию, ректор Центрально-Азиатского университета академик Макаш Татимов и президент академии юридических наук Сакен Узбеков предложили сделать высшее образование в стране бесплатным и отменить тестирование в вузах.

Чем руководствовались ученые, выступая с подобной инициативой? Стремлением получить государственное финансирование на бесплатное образование или отработать средства, выделенные тем или иным объединением на гражданские инициативы? Как бы то ни было, создавалось впечатление, что о западных стандартах кредитного обучения, подразумевающих систему тестов вместо экзаменов, и о Болонском процессе, включающем как обязательные эти элементы, они, очевидно, не слышали.

Новое вместо незабытого старого

Итак, что же такое ЕНТ: прогрессивная форма проверки знаний, применяемая во всем цивилизованном мире, или головная и душевная боль не только выпускников и их родителей, но и всего общества и государства в целом?

Вокруг него всегда было много споров. Сколько людей, столько и мнений. Однако сегодня через это тестирование прошло практически целое поколение. Многие из тех, кто подвергся этому испытанию в числе первых, уже закончили вузы и начали трудовую деятельность.

Прежде чем делать выводы, и не всегда позитивные, нужно понаблюдать. Дело в том, что очень скоро мы станем свидетелями полученных результатов от введенных новшеств.

После распада Советского Союза многие вновь появившиеся государства столкнулись с проблемой организации функционирования собственной экономики.

Подспорьем эффективного действия любого хозяйственного механизма являлись хорошо подготовленные профессиональные кадры.

Как следствие возникла необходимость создания эффективной системы образования, с помощью которой обучали бы новые поколения так, чтобы они имели и знания, и практические навыки работы.

После прохождения курса обучения было важно в сжатые сроки проверить полученные знания. В Республике Казахстан с такой целью разработали ЕНТ — Единое национальное тестирование, задания которого включают в себя тестовый вариант по пяти дисциплинам. Одни являются обязательными для сдачи (казахский язык или история Казахстана), а другие выборочные. Последние зависят от того, какую специальность избирает каждый из новоиспеченных абитуриентов.

Систему сдачи экзаменов в таком формате взяли с практики западных школ и вузов. Благодаря простоте проведения и практичности она быстро завоевала популярность на постсоветском пространстве.

Вместо длительного выслушивания пространного открытого ответа выпускника школы достаточно проверить тестовый вариант написанной работы. Это позволяло отобрать тех учеников, которые соответствовали требованиям каждого вуза. Единое национальное тестирование (ЕНТ), как и Комплексное тестирование (КТ) представляет собой упрощенный вариант проведения серии экзаменов по нескольким предметам. Впервые примененное в начале 2000-х годов, в то время оно представляло собой продуманную систему тестовой оценки знаний.

С 2017 года ввели новации в формате проведения этого экзамена. Так, к тестовому оцениванию знаний присоединили творческие задания. Причинами введения ЕНТ были и устранение коррупции, связанное с изъянами общеобразовательной системы, и попытка рационально сформировать новые кадры, которые обладали бы достаточными знаниями и умениями.

Тест на будущее

Главным достоинством тестирования его сторонники считают отсутствие субъективности. То есть тех условий, когда преподаватель, который сам учил детишек, сам же и оценивал их уровень знаний. А поскольку процент положительных оценок являлся критерием оценки его работы, то он, разумеется, не особо лютовал на экзаменах.

При новой форме, как считают, невозможно завысить или занизить результат. И оценка знаний получается объективной. Тесты позволяют оценить знания выпускников по всему курсу, исключая элемент случайности, что бывает при вытягивании экзаменационных билетов.

Еще одним положительным моментом является равный доступ каждого выпускника к высшему образованию. Это особенно важно для тех, кто не имеет достаточных материальных возможностей или нужных родственных связей. В общем, все выпускники школ получают равные возможности для поступления в высшие учебные заведения.

Кроме того, сторонники тестирования утверждают, что этой системой пользуется весь мир, оценивая знания школьников именно таким образом. И нигде она не вызывает нареканий, кроме как у нас. Главными противниками тестирования, по мнению сторонников новой формы проверки знаний, у нас выступают школьные учителя. Но есть мнение, что это происходит из-за того, что они лишаются власти над учениками. Не могут, например, рассчитывать на благодарность со стороны учеников и их родителей. А все потому, что от их оценок теперь зависит немного. Гораздо больше зависит от того, как ученик ответит на вопросы тестов.

К тому же экзаменаторы в высших учебных заведениях тоже лишаются возможности получения незаконного вознаграждения за определенные услуги. Так что система тестирования видится наиболее объективной и демократичной, а также прогрессивной, в отличие от прежней, по которой все еще хотят жить школьные учителя. У этой системы, полагают сторонники тестирования, много достоинств и почти нет недостатков.

При этом система ЕНТ не стоит на месте и постоянно совершенствуется. Изменения, которые произошли, направлены на улучшение качества образования. Его хотят сделать доступнее для всех. Если раньше тестирование проводили практически сразу после последнего звонка, то сейчас — ближе к концу июня. С одной стороны, это укорачивает летние каникулы. С другой — это шанс лучше подготовиться или определиться с вузом.

За счет введения двух предметов на выбор теперь для будущего абитуриента открыто больше дверей. Раньше при выборе химии или, например, английского языка школьник был загнан в жесткие рамки. Представьте ситуацию: ребенок мечтает стать художником, на тестировании попадается неудачный вариант. Баллов на грант на желаемую специальность не хватает, а денег на платное отделение у родителей нет. Он чувствует свою вину и идет на специальность, на которую прошел. В результате учится без удовольствия и идет работать не по призванию. Итог всего этого — загубленная мечта. А вот сейчас этого можно избежать, найти для себя именно свое и остаться довольным.

Таким образом, система нашего образования идет вперед. Второй этап ЕНТ — экзамен для поступления в вуз. Государственные гранты будут распределять по итогам этого тестирования. Его будут сдавать только те выпускники, которые изъявили желание поступать в высшие учебные заведения. Заявление на участие в ЕНТ теперь принимают с 10 марта по 10 мая.

В новом формате тестирования не будет работать правило угадывания. Если вы учились хорошо, а ваш сосед плохо, каждый получит то, что заслужил. При этом, хотя новый формат и предполагает максимальное количество баллов в 140 (вместо привычных 125), на пороговом балле это никак не отразится. Также остается право на пересдачу в августе и январе.

Вместе с сертификатом ЕНТ каждый абитуриент теперь получает информационный лист с перечнем специальностей, количеством выделяемых грантов, а также по конкурсу грантов с учетом прошлого года. Это помогает выпускнику школы сделать правильный выбор специальности по своим набранным баллам на ЕНТ.

Тестированию быть

О том, что тестирование при поступлении в вузы не отменят, а напротив, расширят зону его применения, свидетельствует и такое нововведение этого года, как обязательное централизованное комплексное тестирование выпускников профессиональных и технических училищ, поступающих в вузы. Это одна из системных мер, направленных на снижение количества обучающихся в высших учебных заведениях. По числу обладателей диплома о высшем образовании Казахстан существенно превосходит некоторые развитые страны, что не соответствует текущим экономическим реалиям, считают в правительстве. Поэтому правительство страны одобрило меры поэтапного сокращения вузов.

Несмотря на то, что доля выпускников с профессионально-техническим образованием — 41 процент (средним — 21 процент, высшим — 38 процентов) соответствует структуре работающего населения большинства развитых стран, почти половина общего количества казахстанских студентов (46 процентов) обучаются на заочном отделении.

При этом в их числе с большим отрывом лидирует доля обучающихся на базе технического и профессионального образования (ТиПО) — 60 процентов. Почти каждый второй выпускник колледжа (45 процентов) продолжает обучение в вузе. В результате доля кадров, ограничивающихся ТиПО, ежегодно снижается. По мнению Минобра, все больше молодежи со слабой подготовкой использует систему ТиПО для получения высшего образования. Это дает возможность попасть в вуз, минуя ЕНТ, с минимальными затратами на обучение, причем по укороченным программам. В Казахстане постоянно растет численность кадров с высшим образованием (58 процентов ежегодного притока).

Как бы то ни было, преимущества ЕНТ налицо. Это прежде всего объективность, исключающая личные субъективные пристрастия экзаменатора. Также оно способствует снижению психологической нагрузки на выпускников школ. Абитуриент испытывает стресс только один раз, при сдаче тестирования, а не шесть-семь как при традиционных выпускных экзаменах и не три-четыре как при вступительных. Хотя с введением двухэтапного тестирования стресс придется испытывать уже дважды.