Террорист Айтмухамбетов не раскаялся в убийстве

В 2007 году предпринимателей Западно-Казахстанской области охватила паника. Сначала зверски убили бизнесмена — торговца мясом, а после в регионе совершили целую серию разбойных нападений на продуктовые магазины. Полицейским долго не удавалось поймать преступников, которые детально планировали каждый свой налет и не оставляли улик.

Террорист Айтмухамбетов не раскаялся в убийстве

Неуловимые неудачники

Недалеко от Уральска, в степи, полицейские обнаружили у автомашины окровавленное тело мужчины. Его убили выстрелом в голову. Установить личность погибшего труда не составило. Жертвой оказался местный предприниматель Досмуханбетов. Он оптом скупал мясо у чабанов и продавал его в областном центре.

Сыщики выдвинули версию — убийство в целях ограбления. В этот день мужчина как раз выехал на закупку мяса и имел с собой крупную сумму денег. Но документы, сотовый телефон и наличность оказались на месте.

Полицейские тщательно осмотрели место происшествия, изъяли некоторые вещественные доказательства и направили их на экспертизу. Обнаруженные гильзы проверили по базам, но установить владельца оружия не удалось. Образцы крови, изъятые с автомобиля, принадлежали только погибшему. Не нашли криминалисты и отпечатков пальцев.

Не было и свидетелей преступления. Версии отрабатывали одну за другой, но ни одна из них не вывела сыщиков на убийц.

Очередное ЧП произошло спустя некоторое время. В полицию заявили об ограблении продуктового магазина в самом центре Уральска. Преступники были в масках, поэтому опознать их продавец не могла. Кроме того что нападавших было трое, оперативникам не было известно ничего.

— Нападавшие надели маски, забежали в магазин и стали угрожать продавцу обрезом, — рассказывает в то время начальник управления по борьбе с экстремизмом ДВД Западно-Казахстанской области Сансызбай Нугманов. — Они быстро забрали дневную выручку и скрылись. Добычей преступников стала смехотворная сумма — всего 10 тысяч тенге.

Спустя неделю совершили еще одно похожее нападение на продуктовый магазин. Но на этот раз преступникам вообще не повезло. Оказалось, что за 15 минут до налета хозяйка магазина забрала выручку и касса была совершенно пуста.

Полицейские поняли, что оба ограбления совершили одни и те же люди: слишком они были похожи. Но никаких зацепок, чтобы их вычислить, у оперативников не было.

По следу банды

Слухи о разбоях распространились быстро. Хозяева магазинов и продавцы были напуганы. И не зря. Очередной криминальной вылазки долго ждать не пришлось. Только на этот раз объектом преступления троица выбрала не магазин, а сельское отделение Казпочты. По всей видимости, преступники точно знали, что сюда должны были привезти крупную сумму денег для выплаты пособий и пенсий местным старикам. Было им известно и то, где обычно хранили наличность.

— Ночью они оглушили охранников, проникли в помещение и с помощью болгарки пытались распилить сейф. Но в этот момент по какой-то причине распилочный диск сломался, — вспоминает Сансызбай Нугманов. — Второго диска у них не было, и, так и не вскрыв сейф, они сбежали с места происшествия.

Почти четыре миллиона тенге обнаружили в так и не вскрытом сейфе полицейские.

Это был очередной провал налетчиков. Но самым страшным для них стало то, что сработать чисто в этот раз не получилось. Бандиты серьезно наследили, да и попались на глаза свидетелям. Сыщики допросили охранников и уже через три дня вышли на след подозреваемых. И оказались они совсем не мелкими уголовниками.

— Группу задержали и обезвредили, — рассказывает в то время старший следователь следственного управления ДВД Западно-Казахстанской области Арман Кенжегалиев. — Если бы их не удалось остановить в тот период, были бы гораздо более тяжкие последствия.

Учитель новой веры

Спустя годы один из членов банды грабителей Куаныш Джумагазиев вспоминал тех, с кем совершал налеты и кого называл братьями, и сожалел, что так легко поддался уговорам и стал моджахедом. Он слепо поверил пропагандистам радикального ислама и обеспечил их оружием. Тогда, в 2007-м, он был твердо убежден в том, что нужно свергнуть действующую в стране власть, установить законы шариата, создать халифат и истребить неверных.

Когда-то уроженец Западно-Казахстанской области Куаныш Джумагазиев вел обычную жизнь: был женат, воспитывал детей, работал и занимался спортом. Но все резко изменилось после знакомства с неким Ринатом Аймухамбетовым.

— У меня никогда не было религиозного образования. А этот человек, с которым я беседовал, видимо, был более сильным, чем я, — вспоминает Джумагазиев. — Он владел русским и арабским языками и обладал каким-то даром убеждения.

В процессе расследования полицейские выяснили, что 27-летний Аймухамбетов вырос в неполной семье, без отца. Мать преподавала в школе и, по отзывам окружающих, была очень порядочным человеком. Она во всем старалась угодить единственному сыну, а потому, когда он заявил, что хочет получить образование за границей и поедет в Сирию, возражать не стала.

— В Сирию он выехал по туристической путевке и остался там учиться, — рассказывает Сансызбай Нугманов. — Именно там и поменялись его убеждения в нехорошую сторону. Там он начал общаться с представителями радикальных организаций.

Молодой человек быстро обустроился в Дамаске, нашел новых друзей и серьезно увлекся радикальным исламом. Аймухамбетов учился в колледже, изучал арабский язык, но параллельно стал посещать проповеди сторонников джихада. Во время общих сборов, которые, как правило, происходили на конспиративных квартирах, молодой человек впервые взял в руки огнестрельное оружие. Прилежный ученик освоил его очень быстро.

— Если говорить об Аймухамбетове, то он уже закоренелый такфир, — рассказывает заместитель начальника управления ДВД Западно-Казахстанской области Серик Аманов.

— В чем заключаются идеи такфира? В случае совершения малого греха, как единоверцем, так и представителем другой конфессии, у него настрой идет убить его и завладеть его имуществом.

В поисках последователей

Вернувшись в Казахстан, Аймухамбетов бредил идеей создания своего собственного джамагата (объединение группы мусульман в целях совместного изучения ислама, совершения религиозных обрядов, взаимопомощи). Он часто посещал мечеть и искал среди прихожан тех, кто разделил бы с ним его религиозные взгляды. Первыми его слушателями стали Куаныш Джумагазиев, Женис Койбагаров, Нурлан Тапкенов, Айгали Кушнаев и Асылбек Нуриденов.

— Аймухамбетов являлся представителем религиозного течения «Салифи джихади». Это нетрадиционное течение, — рассказывает Арман Кенжегалиев. — Идеи течения он проповедовал среди своих единомышленников, наставлял их на путь всеобщего объединения. Он говорил, что это их джамагат и создан он для того, чтобы укрупняться, чтобы пополнялась материальная база, а целью был захват власти. Традиционный ислам он называл неправильным.

Аймухамбетову ученики верили. Среди внимательных слушателей были и те, кто уже давно интересовался радикальным исламом и даже состоял на оперативном учете в правоохранительных органах.

Два раза в неделю Ринат Аймухамбетов собирал своих новых знакомых в штаб-квартире и читал им проповеди. Эмиром нового джамагата его избрали единогласно.

Руководитель банды сразу предупредил, что выйти из сообщества не получится ни у кого: решение покинуть общину расценят как предательство, и это будет караться смертью. Новые моджахеды поклялись в верности предводителю, пообещав исполнять все его приказы.

Время действовать

После очередной проповеди Аймухамбетов заявил, что теперь им нужны деньги. Добыть их можно у неверных. Возражать никто не стал. Тогда и пролилась кровь.

Сначала лидер террористов предложил ограбить зажиточного бизнесмена, который скупал мясо у чабанов. Поэтому преступники не сомневались, что мужчина всегда при деньгах. Но для реализации плана было необходимо оружие.

— Добытчиком оружия выступил Джумагазиев, — рассказывает Сансызбай Нугманов. — Уже вступив в группировку, он работал в Уральске сторожем у одного человека.

Охраняя дом, он не раз видел в одном из помещений два ружья. Их он украл и передал сообщникам.

Из охотничьих ружей радикалы сделали обрезы, изготовили маски и принялись обсуждать детали первого преступления. Несколько дней сообщники разрабатывали план ограбления и вели наблюдение за жертвой. На дело вместе с лидером Ринатом Аймухамбетовым пошли Нурлан Тапкенов и Женис Койбагаров.

Увидев на трассе автомашину с прицепом, принадлежавшую бизнесмену, Койбагаров подошел и сообщил ему, что у него есть мясо на продажу и за ним надо проехать в соседний поселок. Предприниматель согласился. Он не знал, что в степи его уже поджидали вооруженные бандиты. Как только машина остановилась в назначенном месте, Аймухамбетов подошел к ней и без слов расстрелял мужчину в упор.

— После он сказал Койбагарову, чтобы тот его осмотрел, — рассказывает Сансызбай Нугманов. — Он подчинился, но ничего не нашел. Тогда Аймухамбетов принялся обыскивать тело сам. В карманах одежды он обнаружил 160 тысяч тенге. Грабители не знали, что это была только часть денег.

Однако денег, которые преступники забрали у убитого, им было мало. Тогда они и решили начать грабить магазины. По их убеждению, там наличность была всегда. Однако два налета на продуктовые лавки окончились провалом. В обоих случаях они уходили почти с пустыми руками.

За несколько месяцев главарю банды все же удалось вооружить своих подельников. В арсенале террористов были уже три обреза, 200 боевых патронов, несколько ножей и даже граната РГД-5. Теперь Аймухамбетов понимал, что нужно действовать по-крупному.

В это время главарь случайно узнал о крупной сумме денег в сельском отделении Казпочты. По его мнению, для того чтобы завладеть ими, много усилий не понадобится: здание охраняли только два сторожа.

За Казпочтой преступники следили несколько дней и выяснили все интересующие их детали. В этот раз на ограбление банда пошла в полном составе. Одного из сторожей ударом по голове оглушил, а потом связал Койбагаров. Второго аналогичным образом устранил Тапкенов.

Но и тут налетчиков ждал провал. Вскрыть сейф не удалось, и пришлось срочно уносить ноги. Но через несколько дней их все же задержали.

Разные сроки и разные судьбы

— На допросах они рассказали, что, собрав крупную сумму, намеревались вооружиться, выехать в один из городов страны и совершить там теракт. Детально они ничего еще не разработали, потому что никак не могли достать для этого средства, — вспоминает Сансызбай Нугманов.

Во время следствия преступники признали свою вину, давали признательные показания и даже раскаялись. Все, кроме главаря, который остался верен своим убеждениям. Аймухамбетов признавался, что убил человека, но считал, что не совершил ничего предосудительного. Он говорил, что Уголовный кодекс придуман людьми, а он живет по законам Аллаха, а значит, имел на это право.

В сентябре 2009 года всем членам банды вынесли обвинительный приговор. Предводитель радикальных исламистов Ринат Аймухамбетов получил самый большой срок заключения — 20 лет. Остальным назначили сроки поменьше.

Тем не менее большинство членов банды все еще отбывают наказание. Условно-досрочно из тюрьмы вышел только Куаныш Джумагазиев. Он говорит, что навсегда изменил свои религиозные взгляды. Еще одного экстремиста — Айгали Кушнаева — убили при попытке побега из колонии в Актау в 2010 году.

Сюжет:

Сирия: угроза большой войны

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру