Алаколь: далеко, дорого, небезопасно

Об Алаколе как о будущем туристическом рае для казахстанцев впервые заговорили лет десять назад

Появилась надежда, что вот она — грядущая достойная альтернатива если не турецкой Анталье, то кыргызскому Иссык-Кулю уж точно. С его неприхотливым сервисом, побирушками-гаишниками и бесконечными очередями на границе.

Об Алаколе как о будущем туристическом рае для казахстанцев впервые заговорили лет десять назад

Самолет — хорошо, паровоз — хорошо, а машина...

С той поры утекло немало воды. И сегодня можно воочию убедиться в том, какие произошли в этом направлении изменения. Хорошие или плохие, пусть каждый судит сам. Мы лишь опишем то, что видели.

По данным социологов, 68 процентов казахстанцев в этом году планировали отдыхать на родине. Причины тому разные. В основном — экономические. Обесценивание тенге и прочие, тому подобные обстоятельства. Тем временем аномально жаркое лето располагает к мечтам о морском побережье. К счастью, альтернатива у нас имеется. Не ахти какая, но все же.

Озеро Алаколь сегодня принимает гостей в несколько большем количестве, нежели, скажем, лет пять тому назад. Этому, по всей видимости, поспособствовала обширная реклама, а также определенная работа, проделанная властями в плане логистики.

Справедливости ради стоит сказать, что увеличение количества отдыхающих на побережье озера Алаколь растет последние лет десять. Несмотря на относительную отдаленность от крупных городов и весьма неудовлетворительное состояние автомобильной дороги, ведущей к этой жемчужине. Но если еще недавно на тот же Алаколь можно было добраться исключительно автомобилем, то сегодня в направлении озера запустили самолеты и поезда.

Однако многие туристы, в особенности владельцы внедорожников, предпочитают добираться до алакольского побережья по- прежнему на личном транспорте. Правда, многие потом искренне жалеют об этом. Потому что дорога, что от Алматы до Алаколя, — не на любой вкус.

К отрезку Алматы — Талдыкорган претензий нет. Этот промежуток недавно капитально реконструировали. И если он еще не в полной мере отвечает международным стандартам, то весьма к ним близок. Когда едешь по нему, кажется, что еще несколько часов пути — и ты у вожделенного озера.

Но такая иллюзия исчезает сразу же, как минуешь областной центр. Дальше как водителю, так и его пассажирам нужно быть готовым к экстремальной езде. Там дорога — самый настоящий испытательный полигон для любого авто.

Хочешь зубодробительную гребенку, когда вся машина трясется, как нерадивый студент перед экзаменом, — пожалуйста! Хочешь проверить свою реакцию, когда приходится уклоняться от вылетающих из-под колес впереди идущего автомобиля камней — нет проблем. Хочешь почувствовать себя скачущим верхом на верблюде — во многих местах дорога обеспечивает и это.

Иногда встречаются неожиданные гребни посреди накатанной в асфальте (!) колеи, подобно крокодилам, терпеливо ждущие свой картер.

Догоним и перегоним Европу. По ценам

В общем, экстремальная езда, в кото- рой вы можете проверить не только свои водительские способности, но и качества автомеханика, вам, что называется, обеспечена. И если учесть, что, скажем, от Алматы до вожделенного озера чуть более шести сотен километров, перспектива путешествия выглядит радужной разве что для хронических экстремалов.

Тем не менее люди едут. И немало. Но, несмотря на то, что бум этот продолжается уже не первое десятилетие, местные власти, которым, кстати, прекрасно известно о государственных инициативах по развитию внутреннего туризма, долгое время не решались на новые масштабные проекты. То ли денег на них не было, то ли были дела поважнее.

О намерении реконструировать важную транспортную магистраль, имеющую, кстати, международное значение, говорили еще года три назад. А приступить к реконструкции, насколько нам известно, должны только в этом году. Но пока еще не приступили. И по сей день там труднопроходимое даже для джипов бездорожье.

В районе села Акши уже появились курорты, внешне выглядящие даже очень неплохо. Теоретически ведь все населенные пункты Алаколя можно превратить в Мармарис или Кемер. Но только теоретически. Ибо на практике такое вряд ли осуществится.

Общеизвестно, что отдых в Казахстане самим казахстанцам обходится весьма недешево. Возьми тут что угодно — Боровое, Капшагай или тот же Алаколь. Что-что, а задирать цены наши умеют очень хорошо. А вот сервис при этом им явно не соответствует.

Союзники алакольских пляжей — доступная логистика и отсутствие необходимости проходить пограничные и таможенные процедуры. Враги — рост цен и планомерная девальвация тенге. А еще проблемы с обслуживанием банковских карточек. Специфическая особенность — эксплуатация дорожной инфраструктуры, созданной в предыдущие годы. Вернее того, что от нее осталось. Хотя новые масштабные проекты все же ожидаются.

Что касается цен, то минимальная стоимость одних суток в более-менее приличном пансионате примерно 17 тысяч тенге. Что касается максимума, то тут можно разогнаться и до 80 тысяч. За такие деньги вам предложат люксовые апартаменты в появившихся тут недавно претендующих на фешенебельность двух-трех отелях.

Кстати, все они заполнены. А на их парковках красуется большое количество дорогих иномарок в большинстве своем с алматинскими регистрационными номерами.

Туалет и кухня —за углом

Тем не менее не следует питать иллюзий по поводу отдыха среднестатистических граждан. Подобные отели им априори не по карману. Но есть экономсегмент — село Коктума, что находится несколько дальше. Там можно снять жилье тысяч за десять-пятнадцать в сутки с трехразовым и довольно неплохим питанием. Только это будет не отель, а домик в самом селе. Либо специально возведенная в расчете на туристов надворная постройка. Правда, не всегда непосредственно на берегу. Но оно того стоит. Туалет и кухня, разумеется, за углом.

Однако спрос на такой сервис сегодня явно уменьшился. Казахстанцы, привыкшие в докризисные времена нежиться на пляжах Турции, Египта или Таиланда, даже в эпоху вынужденного безденежья вряд ли снизойдут до такого уровня сарая. А контингент, которому раньше все это подходило, уже и на бензин денег не имеет. Они скорее погреют пузо на бесплатном городском пляже Капшагая. Есть, конечно, в Коктуме тоже отельчики. Но они гораздо проще, нежели в Акши. А стоят ненамного дешевле.

Некоторые знатоки от туристического бизнеса говорят, что в обозримом будущем вряд ли стоит ожидать бурного развития алакольского побережья. В плане ресторанов, ночных клубов и аквапарков тут даже говорить не стоит. К тому же количество людей, способных выложить около 20 тысяч тенге за сутки пребывания в самом скромном из местных заведений, находящемся в 200-300 метрах от берега, не такое большое.

Поэтому на берегу Алаколя можно увидеть много так называемых дикарей. Тех, что уезжают подальше, ставят палатки, разжигают костры, на которых сами готовят пищу, и на период отдыха отказываются от всех благ цивилизации. Они в таких местах просто отсутствуют.

Причем Алаколем эти ребята не ограничиваются. Местная система озер, как известно, включает в себя помимо самого Алаколя еще три водоема — Сасыкколь, Кошкарколь и Жаланашколь.

Кстати, о последнем ходят легенды. Если верить местным жителям, то вода в нем еще более целебная, чем в Алаколе. По преданию, герой казахского эпоса Кабанбай батыр, который был родом из тех мест, после каждой битвы с джунгарами «купал» в нем свое войско, чтобы раны быстрее затягивались. А в том, что жаланашкольская вода способствует быстрому заживлению царапин и порезов, автор этих строк убедился лично.

Есть там и месторождения лечебной грязи, которую, кстати, вывозят оттуда в разные санатории в Алматинской области. Залегают в естественном виде. И если найдете такое, можете мазаться или валяться от души и сколько вам угодно. На полную халяву.

Не болеть, не гореть, не драться

А вот в плане безопасности Алаколь явно подкачал. Банд вооруженных головорезов, отбирающих у туристов деньги и драгоценности, конечно же, нет. Но вот огнетушителей, за редчайшим исключением, вы там днем с огнем не сыщите. И если уж «красный петух» все-таки вознамерится клюнуть кого-нибудь в одно место, то спастись от него будет практически невозможно. Поскольку до ближайшей пожарной станции как минимум пятьдесят километров при полном бездорожье.

А если вдруг понадобится скорая медицинская помощь, то на нее тоже рассчитывать не приходится. До ближайшей больницы столько же, сколько и до «пожарки». При этом какова квалификация местных, далеко не столичных врачей — большой вопрос.

То же самое касается и полиции. На всю курортную зону, раскинувшуюся по побережью километров на тридцать, имеется всего один участковый, разглядеть которого в толпе отдыхающих просто невозможно. А до ближайшего РОВД ровно столько же, сколько до пожарной части. Они расположены по соседству друг с другом. А пьяные драки там нет-нет, да случаются. Куда ж без них.

Стоит сказать и о двух нерешаемых алакольских природных проблемах. Это ветры и комары. Утешение лишь в том, что приходят они по отдельности. Есть ветер — нет комаров. Нет ветра — есть комары.

А ветер Алаколя — это отдельная тема. Ущелье «Джунгарские ворота», близ которых находится озеро, — природная аэродинамическая труба. Могучие ветра проносятся через них с такой скоростью, что, бывает, переворачивают вагоны. Во всяком случае, так говорят местные жители. Вот бы где ветряные электростанции понаставить. То же самое можно сказать и о солнечной энергии. В тех местах пасмурных дней почти не бывает.

Но альтернативная энергетика, к сожалению, у нас стимулируется не силой воздушных потоков, а размерами грантов. А потому сосредоточена ближе к столицам. На периферии вы ее не встретите.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру