Эмиграция - это худшее, на что мы решаемся

Мы продолжаем исследовать тему миграции наших людей и способы ее приостановить

Как сделать так, чтобы в наших постсоветских странах жизнь стала более привлекательной? Можно ли придумать такие ее формы или, быть может, возродить прежние, которые станут куда более привычными и заманчивыми, чем те, что показывают нашим людям в голливудских поделках?

Мы продолжаем исследовать тему миграции наших людей и способы ее приостановить
Некой моделью местного социума вполне могла бы стать известная узбекская махалля, где люди знают, что они не одиноки, всегда под защитой и ведомы коллективными правилами и установками в жизни.

А нужно ли было все ломать?

Как говорится, по долгу службы с неослабевающим интересом наблюдаем за всем, что происходит не только в Казахстане, но и на всей необъятной территории постсоветского пространства. Это самое пространство имеет или, по крайней мере, имело для полного счастья все — природные богатства, развитую промышленность и огромный потенциал для дальнейшего развития.

Но однажды этого всего показалось мало. Захотелось чего-то еще. Демократии, например. Причем для каждой из бывших братских республик — своей. Желание это нарастало, и в один прекрасный день стало непреодолимым.

Оформили цивилизованный развод. Разбежались по квартирам и стали строить новые общества. Каждый — свое. Разломав и пустив по ветру все нажитое непосильным трудом в период социализма с твердым намерением отстроить все заново. Чтобы было, как там у них. Но получилось как-то не очень. Ломать ведь не строить. Былой идеологии уж и след простыл. А новая больше побуждает желание красиво жить, нежели ударно трудиться.

В общем, полное и безоговорочное счастье пока не наступило ни у кого. И когда наступит, неизвестно. А поэтому искать его хочется за бугром. И те, у кого есть такая возможность, уже считают себя наполовину счастливыми.

Хотя, конечно, есть понимание того, что процессы еще идут, становление пока не завершено, и все такое. Причем даже у северных соседей, которые в этом деле вроде как тон задают. Только вот получилось так, что ждать окончания мучительного и долгого процесса хотят не все. И те, кто может, стараются уехать туда, где все хорошо уже сейчас. Где свобода настолько обширна и всеобъемлюща, что без всяких проблем можно стать кем угодно: хочешь — геем, хочешь — трансвеститом. И без малейшего намека на какое-либо общественное порицание. И это не пугает. А кого-то даже и привлекает.

Но это так, к слову. А если серьезно, то для того, чтобы стать индустриальной державой, надо минимум лет двадцать работать всем населением. Как советские люди в первую пятилетку: без выходных, при низкой зарплате и с полной самоотдачей. Для этого фактически придется «угробить» одно поколение. Чтобы следующее жило лучшее, а следующее за следующим — совсем хорошо.

Других рецептов нет. И Советский Союз, за несколько лет построивший более четырех тысяч предприятий, в числе которых немало промышленных гигантов, которые до сих пор кормят их новых владельцев, тому яркий пример.

Но нынешнее поколение, выросшее на Голливуде и интернете, категорически отвергает самопожертвование длиной в два десятилетия ради тех, кто будет жить завтра. Все хотят квартиру с евроремонтом, тачку, импортные шмотки, отдых у моря и смартфоны всякие уже сегодня.

Хотя, если посмотреть, все вроде бы ничего. На улицах полно машин, в ресторанах заняты столики, в магазинах очереди на кассах. Значит, какие-то деньги на еду и бензин у людей есть, несмотря на ежегодно дорожающие коммунальные услуги.

И все-таки дела обстоят не совсем так, как хотелось бы. Малый и средний бизнес бешеной выгодой похвастать не может. Арендная плата растет, спрос падает. А это означает, что покупательная способность населения все-таки снижается. Безработных, или, как теперь модно говорить, самозанятых становится все больше. Немало и тех, кто ищет работу по несколько месяцев. Причем не особо пыльную. Лишь небольшой процент готов идти на стройку, где надо реально пахать. Это в большей степени относится к глухой провинции, где негде заработать и откуда мало способов выбраться.

В общем, народ к самопожертвованию стремления никакого не имеет и продолжает смотреть в вожделенную даль. Ну а поскольку Сталина сегодня ни на кого нет, нужно искать другие варианты. Как, например, в заморских странах.

Если вы думаете, что у живущих там людей не возникает желания покинуть родные просторы и отправиться куда-нибудь в поисках лучшей доли, то ошибаетесь. Человек — существо, постоянно ищущее где лучше. И полностью довольным и счастливым бывает очень редко.

Гаражный кооператив — тоже социальная ячейка общества

Но вернемся на наши постсоветские просторы. Что нужно для относительного счастья человеку с местным менталитетом? Прежде всего, разумеется, квартира. К ней кладовая в подвале, чтобы было, где складывать варенья-соленья, заготовленные на зиму. А к этому — дача, чтобы было, где выращивать самому то, из чего делать соленья-варенья. А еще местному человеку нужен гараж. Желательно, конечно же, чтобы с автомобилем. Но можно и без него.

Гараж — это отдельная и очень объемная тема. Формально это нежилое помещение, предназначенное для парковки транспортного средства, его ремонта. Ну и для хранения того, что не уместилось в кладовой в подвале.

Но если разобраться глубже, то гараж — это настоящая святыня для человека с руками и головой. Храм техники, где он может починить, придумать и собрать что угодно. Не потому, что нельзя купить новое. Сам процесс созидания носит глубоко творческий характер и направлен на раскрытие и самореализацию.

Однако гараж — это не только и не столько мастерская. Это еще и место отдыха, релаксации настоящего мужчины. Поэтому нередко в нем часто появляются нехарактерные для мастерской вещи — диван, на котором можно отдохнуть после работы, печка, чтобы работать и отдыхать можно было в комфорте и зимой. Во многих случаях гараж вполне тянет и на полноценное жилье, где в случае необходимости можно остаться один на один со своими мыслями.

Гараж для человека с нашим менталитетом — это еще и средство самовыражения. Там он окружает себя вещами, которые любит. И никто ему не скажет, что пиратский флаг не подходит под обои, медвежья голова на стене — дикость, а плакат с барышней на мотоцикле — дурной вкус. Это исключительно его территория. По гаражу можно многое сказать о его хозяине. Много ли он проводит времени здесь или это просто склад ненужных вещей. Чурается ли он замены масла в машине или самостоятельно перебирает двигатель.

А еще это место для гаражных тусовок. Не пьянок с соседями по поводу и без, а обстоятельный сбор единомышленников. Иногда с шашлыком и пивом. Но всегда с задушевными беседами среди приятных глазу и душе людей и вещей.

Не менее приятно с теми же единомышленниками перебирать там, например, огромный v-8 двигатель от какого-нибудь автомонстра. Придумать, собрать и вмонтировать в него какую-нибудь самодельную, но эффективную «примочку».

Почти все мужчины любят проводить время в гараже. Причем независимо от того, есть у них собственный автомобиль или нет. Действительно, для мужика гараж — это второй дом.

Положа руку на сердце, можно сказать, что ремонт и обслуживание автомобиля в гараже проводят далеко не ежедневно. А потому чаще мужики собираются в гараже, чтобы просто попить пивка, обсудить проблемы, послушать или поделиться байками, поиграть в карты. Ведь далеко не каждая жена разрешит такое собрание у себя в квартире. В том и ценность гаража.

Поэтому, на наш взгляд, при строительстве новых жилых комплексов целесообразно было бы проектировать кладовые в подвалах и гаражи возле дома. В придачу к каждой квартире. Ну или почти к каждой. И выдавать под это все не грабительские, а щадящие кредиты. Банки должны играть в этом ведущую роль. И так, чтобы было хорошо не только им.

Правильную религию в массы

Если говорить о преступности и общественной безопасности, то недавние известные события выразительно показали то, что с этим у нас огромные проблемы, решить которые в обозримом будущем вряд ли удастся. Убийство народного любимца, цинично совершенное в самом центре крупнейшего города страны среди белого дня, подняло бурю негодования в социальных сетях. И если правоохранительные органы во многих случаях оказываются бессильными, то, может быть, пришла пора включиться в это дело религии?

И мусульмане, и христиане в основе своей призваны быть законопослушными гражданами своей страны. Но человеческая греховность, увы, порождает преступления. Необходимо признать, что подчас преступности способствуют экономические и социальные обстоятельства, слабость государственной власти, отсутствие законного порядка. Наконец, сама власть, совершая противозаконные действия, может становиться правонарушителем. Особенно опасна преступность, прикрываемая политическими и псевдорелигиозными мотивами, порождающими терроризм и тому подобное.

Профилактика преступности возможна, прежде всего, через воспитание и просвещение, направленное на утверждение в обществе истинных духовных и нравственных ценностей. В этом деле духовенство должно активно взаимодействовать как с правоохранительными органами, так и с общественностью. Пристальное внимание при этом нужно уделять жителям дворовых пространств, среди которых выделять людей, претендующих на попадание в так называемые группы риска.

Наверное, духовенство должно не только строить мечети и церкви, но и исполнять служение среди тех, кто туда не ходит. Проводить профилактические беседы с людьми, распространять принципы человеколюбия, доброты, терпимости и прочих подобных по- нятий. И делать все это в жилых массивах.

Многочисленные анализы состояния преступности, выложенные в открытых источниках, свидетельствуют о негативных тенденциях в наших обществах. Ученые-криминологи отмечают, что в подобных условиях предупреждение преступлений приобретает значение одного из приоритетных направлений социальной политики в любом государстве постсоветского пространства. И положительное влияние на это способны оказать священнослужители и другие лица, являющиеся носителями и проводниками истинных религиозных традиций и обычаев.

Практика показывает, что после выступлений священнослужителей среди не особо религиозных людей они активно задают вопросы не только непосредственно по теме встречи, но также по интересующим их темам ислама или православия. Искренний разговор с людьми способствует сближению представителей разных национальностей и вероисповеданий. После этого собеседники приходят к выводу о недопустимости совершения преступлений как на основе религи- озной и национальной нетерпимости, так и вообще.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру