В Казахстане активизировались хоумскулеры, отвергающие классическое образование и выступающие за домашнее обучение

27.06.2018 в 08:55, просмотров: 1062

Группа родителей в Казахстане вот уже не первый год ратует за то, чтобы перевести совершенно здоровых детей на домашнее обучение, предлагая вместо школьных учителей себя или нанятых репетиторов. Мотивируют они это несколькими причинами. Каждый год, по их мнению, школьное образование только ухудшается, а ЕНТ, внедренное в казахстанское образование несколько лет назад, и вовсе не соответствует тем требованиям, которые может предложить современное общество будущим выпускникам.

“Образование, которое есть сегодня, готовит детей для индустриального общества. Это совсем другие потребности: нужно выполнять задачу от сих до сих, не думать, зачем она нужна, вставать и садиться по звонку, получать много информации и хранить ее в голове. Но современная школа должна готовить детей к послезавтрашнему дню, который совсем другой, где важны креативное мышление, организованность, важно не умение хранить информацию, потому что ее сейчас легко найти, а умение в ней ориентироваться, находить правильную, отличать факты от лжи. К сожалению, современная школа этому не учит, она учит детей жить позавчера”, - утверждает представитель подобной родительской инициативы Светлана Друзь на страницах социальных сетей.

Интересно, что активисты домашнего обучения несколько раз обращались в правительство республики, в частности в МОН РК, с предложением узаконить семейное обучение, внеся изменения в Закон “Об образовании”. “У них одно предложение - не ходить детям в школу на законном основании”, - говорит главный эксперт управления инклюзивного и специального образования МОН РК Ардак Айтжанова. Однако ответа пока нет никакого, хотя в кулуарах вроде поговаривают, что образовательное ведомство вовсе даже не прочь наладить диалог.

Хоумскулеры считают, что казахстанским чиновникам не помешало бы обратиться к опыту образования на дому, которое весьма популярно, по их словам, в Канаде и Великобритании, в Австралии и США. В Америке, например, 1,5 миллиона детей (14% от общего количества учащихся) не посещают школу. Остальные 86% все-таки сидят за партами в государственных учебных заведениях.

В России, где также еще в 1992 году вышел указ, согласно которому любой ребенок получал возможность учиться дома и сдавать экзамены экстерном, таких детей почти 100 тысяч. По своему графику во многих странах учатся маленькие циркачи и спортсмены, актеры и музыканты, а также, в силу профессии своих родителей, дети дипломатов.

В Казахстане тоже есть определенная категория детей, которые не ходят в школу, а получают образование на дому. Всего их около пяти тысяч человек, и обучение дома они получают из-за того, что по состоянию здоровья не могут посещать общеобразовательное учреждение.

Для таких учащихся с 1-го по 4-й класс недельная нагрузка посещения учителями ученика на дому составляет восемь часов, с 5-го по 9-й класс - 10 часов, и с 9-го по 11-й класс - 12 часов. Во время такого обучения на дому все равно соблюдаются все правила обычного урока - проверка домашнего задания, новая тема, записи в тетради. И время занятий тоже обычное - 40 минут. И, кстати, от сдачи ЕНТ этих детей не освобождают.

“Если рассматривать международный опыт, то за рубежом дети, конечно, могут обучаться в домашних условиях, это, так скажем, желание родителей, которые нанимают учителей, обучение проходит на дому, а потом дети сдают экзамены. В Казахстане такое пока не регламентировано. Хотя, конечно, сегодня дети могут обучаться дома, но для этого нужно обращаться к местным исполнительным органам управления образованием, нужно согласовать все эти действия, потому что, в конце концов, они все равно должны будут освоить государственный стандарт”, - утверждает Айтжанова.

Об этом же говорит и экс-вице-министр МОН РК Мурат Абенов, который убежден в том, что ребенок должен посещать школу, иначе ему не приобрести нужных навыков в общении и применении полученных знаний, поскольку процесс обучения не является только процессом получения определенной информации - это процесс получения навыков, выработки компетенции. Более того, “образование на дому искусственно ограничивает ребенка в момент его формирования как личности, отчего возникает опасность, что такие дети не будут социализированы и их интересы не будут совпадать с интересами общества. А значит, надомное образование не уместно ни сейчас, ни потом”.

Традиционный подход к получению образования приветствует и психолог Оксана Гулак, по мнению которой, обучение на дому, даже если и даст больше знаний, негативно повлияет на умение таких детей общаться с живыми людьми. Так что у домашнего обучения вполне здоровых детей присутствуют две стороны одной медали.

Если говорить о плюсах, то, во-первых, дети учатся, когда хотят и так, как им удобно, при этом исключается давление со стороны педагогов и сверстников. У них нет необходимости соблюдать ненужные правила и ритуалы, которые приняты в общеобразовательных школах, зато они могут жить по естественным биологическим часам. Во-вторых, у таких детей появляется возможность изучать особые предметы - редкие языки, искусство, архитектуру и другое с самого детства (хотя никто не запрещает это делать и в ходе посещения ими обычной школы). В-третьих, родители таких детей считают, что обучение проходит в щадящей домашней обстановке, где якобы снижен риск школьных травм, проблем с осанкой и зрением, а индивидуальная программа помогает воспитать личность (пусть даже большинство психологов утверждают обратное). И наконец, главный аргумент хоумскулеров состоит в том, что дети могут освоить школьную программу за гораздо более короткий срок.