Никакие технические средства не помогут уберечь вас от вмешательства в личную жизнь

Устанавливая различные приложения для смартфона, многие потребители, не вчитываясь в текст, соглашаются на все изложенные условия. И впоследствии получают проблемы в ходе их использования. Но стоит ли со всем соглашаться, ведь в этих строках нередко вы сами даете «добро» на то, чтобы программа использовала ваш микрофон по своему усмотрению...

Никакие технические средства не помогут уберечь вас от вмешательства в личную жизнь

Противоядие есть, но им не пользуются

Гаджеты окружили нас со всех сторон. Они везде. Уже не только офисные клерки, но и простые бомбилы («вольные таксисты») не могут обойтись без этих устройств и без всемирной паутины. У некоторых особо продвинутых водителей на центральной консоли авто могут быть установлены по три-четыре гаджета, на каждом из которых будет открыт web-ресурс, «подкидывающий» ему заказы.

И это действительно удобно. Зачем впустую сжигать бензин, если достаточно всего один раз кликнуть по экрану смартфона или планшета и можно спокойно отправляться за клиентом, который будет терпеливо ждать у подъезда.

Эта преамбула не является основной темой материала, но она необходима для того, чтобы подчеркнуть глубину и широту проникновения гаджетов в современный быт. Интернет нас также опутывает повсюду, а там, где есть значок web, обязательно будет и реклама — те самые небольшие модули, которые сверкают, прыгают на экране монитора, зазывая пользователя в свои владения.

Стоит забить в поисковик запрос на ту или иную вещь, как на всех устройствах, причем как дома, так и на работе, начинает появляться реклама искомого объекта. Модули вездесущи, они преследуют тебя на каждом втором сайте и пестрят перед глазами так, что порой появляется желание вытащить их из матрицы монитора с помощью ножа.

Человек, возможно, уже приобрел эту вещь, но контекстная реклама будет преследовать его еще долгое время. И это не удивительно, ведь в этот продукт вливают колоссальные финансовые средства. В некоторой степени контекстная реклама — это гениальный продукт хотя бы потому, что она показывает высокую эффективность, при этом не требуя на свое производство никакого сырья.

Дело в том, что реклама на радио, телевидении или баннерах не гарантирует ни звонка, ни прихода клиента, во всяком случае, отследить цепочку достаточно сложно. В свою очередь контекстная реклама гарантирует переходы на сайт — то есть если посетитель прошел по рекламной ссылке, то рекламодатель это видит. Чем больше «кликов» и переходов, тем больше зарабатывает рекламное агентство. Потому и заинтересованы рекламщики в том, чтобы модульная реклама была везде и всюду.

Но как устроен этот мир? Откуда этот «нехороший человек» из рекламного агентства, который никогда в глаза тебя не видел, но знает, какой именно контент следует тебе подсовывать на тот или иной компьютер? По каким причинам и согласно какой схеме все это происходит?

Вас вычисляют по вашим потребностям

Ответ прост. В основе происходящего — современные технологии и банальная человеческая лень. Вместо того, чтобы оторваться от кресла и проехать по нескольким магазинам, выискивая нужную вещь, мы в первую очередь обращаемся к компьютеру. А тут, простите, вы сами пришли. Стоит всего один раз вбить вопрос в поисковую систему, как рекламная машина начинает работать, и пользователь моментально получает целую страницу релевантных объявлений, кликая по которым, попадает, в конце концов, на сайт рекламодателя.

Дело в том, что в сервисе контекстной рекламы google adwords есть возможность очень тонко настроить таргетинг объявлений (то есть их целевую аудиторию). А также есть великолепный инструмент таргетинг (англ. target — цель) — рекламный механизм, позволяющий выделить из всей имеющейся аудитории только ту часть, которая удовлетворяет заданным критериям (целевую аудиторию) и показать рекламу именно ей.

Уникальную возможность таргетинга предоставляют поисковые системы, так как их посетители четко формулируют свою потребность в виде запроса, а также автоматически предоставляют системе некоторые свои характеристики. Реклама есть везде, и избавится от нее практически нереально. Нет, конечно, можно перенастроить в персональном компьютере firewall, а также закрыть целый ряд расширений, которые и дают возможность рекламным модулям сверкать на страницах, однако в этом случае серфить по интернету будет крайне неудобно. Практически на каждый клик новой страницы система начнет «ругаться» или даже блокировать ее.

Однако в последнее время начали появляться локальные случаи еще более глубокого проникновения системы в личную жизнь. Так утверждают некоторые из наших читателей.

Стоит тебе обсудить с другом, коллегой или членом семьи какой-то конкретный вопрос, допустим, покупку телевизора, как через день или даже несколько часов реклама телевизора появляется на смартфоне или компьютере потенциальных клиентов. Причем даже в том случае, если человек ранее не искал эти вещи через интернет. То есть «не светился» во всемирной паутине. Неужели поисковые машины начали не только подсматривать, что мы вбиваем в адресные строки, но и подслушивать, о чем ведем беседы с оппонентами, а может, и просто обсуждаем на семейном собрании? Но в присутствии «третьих лиц» — смартфонов!

Диагноз «шизофрения» отменяется...

Попробуем отбросить (хоть на короткое время) в сторону все моральные принципы и закон о неприкосновенности личной жизни. Если допустить, что нас все-таки подслушивают, логичным будет и следующее мнение. Для того, чтобы вычленять из голосового сообщения ключевые слова, по которым и будут в дальнейшем протекать «классический» поиск и подбор контекстной рекламы, разговоры необходимо записывать, обрабатывать и хранить, пусть даже непродолжительное время.

Следовательно, нужны производственные мощности — хранилища. Одна минута записи в формате mp3 при качестве 128 кбит/секунду весит примерно один мегабайт. Но возьмем даже не этот уровень качества, а гораздо более худший, в целях экономии — 72 кбит/секунду. В этом случае одна минута будет весить всего 0,54 мегабайта. То есть в сутки получится почти 777 мегабайт. Если умножить эту цифру на количество проживающих в Казахстане людей (17,8 миллиона человек), то получится необходимая емкость в 13,8 тысячи терабайта.

При стоимости жесткого диска вместимостью один терабайт 28 тысяч тенге нужно будет потратить 386,5 миллиона тенге. Понятно, что сам по себе жесткий диск не будет работать и к нему нужно будет докупать комплектующие... Даже если закрыть на это глаза и списать 20 процентов от суммы на детей-дошкольников, которые не пользуются смартфонами, то сумма все равно выходит более чем внушительной. Ведь речь шла о хранении данных всего на одни сутки. А если для обработки этого архива потребуется неделя?!

Конечно, на эту ситуацию можно посмотреть и под другим углом, например, записывать данные не в виде аудиозаписи, а в формате текста.

Есть такое приложение Google Text-to- Speech (и его аналоги), которое встроено почти во все современные смартфоны. Оно позволяет делать так, чтобы другие при ложения на устройстве «разговаривали» с вами, озвучивая текст на экране, либо наоборот — переводили речь в текстовое сообщение. Это ведь удобно, гораздо удобнее, чем тыкать пальцем в мелкую клавиатуру пятидюймового экрана.

В этом случае отпадает надобность в создании мощного хранилища, поскольку каждый смартфон сам переводит все в текст и отсылает информацию в облегченном виде. И вот тут уже идея тотальной прослушки начинает казаться более реалистичной. Получается, что и не подслушивают, а вновь подсматривают все, что мы сами сообщаем. В этом случае диагноз «шизофрения» отменяется, а ситуация начинает настораживать.

Копнем еще глубже. А сколько было таких случаев, когда проговоренная по телефону информация начинала всплывать в виде контекста? Проанализировав ситуации в Сети, выяснилось, что тема это не нова и уже поднималась пользователями рунета еще три-четыре года назад. Однако число таких случаев не позволяет говорить о тотальной слежке, скорее, эпизоды имеют локальный характер.

Получается, что нельзя исключать и человеческий фактор. Допустим, у молодой пары появляется ребенок и через некоторое время в разговоре супруги решают, что пришло время купить автомобильное кресло. При этом, скажем, жена еще до разговора с мужем уже штудировала интернет, не поставив его в известность. При этом совпадает так, что на его мобильнике реклама появляется сразу после разговора. Даже если он еще не успел ничего вбить в поиск...

Вот тут-то и появляется паранойя. Тем более что нередко у близких людей на всю семью имеется всего один общий аккаунт либо они пользуются общим компьютером, то есть делают запросы с одного IP-адреса. В этом случае реклама будет сыпаться всем членам «сообщества».

Здесь же можно упомянуть и эффект Баадера-Майнхофа — когда ты узнаешь что-то для себя новое, возможно, даже то, что раньше видел, и после начинаешь замечать это вокруг себя. Например, долгое время задумывался о покупке машины, а когда сфокусировал внимание на конкретной марке, модели и начал ее скрупулезно изучать, то в дальнейшем, двигаясь в городском потоке, невольно вычленяешь эту узкую категорию авто и начинаешь подсчитывать, сколько их попалось по пути.

Мы не нашли явного подтверждения тому, что Google, «Яндекс» или любая другая поисковая система подслушивают переговоры целых стран. Возможно, и так, но сейчас неопровержимых доказательств попросту нет. И все же если у кого-то есть свои «скелеты в шкафу», то лучше их держать именно там, а если и делиться с кем-то большим секретом, то делать это лучше где-нибудь в степи или в лесу, где гаджеты лишены своего могущества — доступа к сотовым данным, а значит и выхода в интернет.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру