Советский конструктивизм стал основой облика Алматы

В то время фасадные украшения зданий считались пережитками прошлого

30.05.2018 в 09:15, просмотров: 783

Одним из этапов развития архитектуры и градостроительства самого большого города Казахстана связан с приобретением статуса столицы республики в 1927 году, открытием движения по Туркестано-Сибирской железной дороге (Турксибу), соединившей город со всей страной. В начале 30-х годов в Алма-Ате построили крупные общественные здания в стиле так называемого советского конструктивизма.

Советский конструктивизм стал основой облика Алматы

Правительственный квартал из дерева и камыша

Этот стиль или направление — конструктивизм — являлся чисто советским изобретением в изобразительном искусстве, архитектуре, фотографии и декоративно-прикладном творчестве. Причем исключительно авангардистским, получившим развитие вскоре после революции и вплоть до конца первой половины 30-х годов. И главная идея этого стиля заключалась в том, что творчество, в чем бы оно ни заключалось, должно служить коммунистическому производству и подчеркивать новаторство эпохи социализма.

Если говорить об архитектуре, то здесь стиль характеризовался строгостью, геометризмом, лаконичностью форм и монолитностью внешнего облика. При строительстве в основном использовали бетон и железобетон, а архитекторы-конструктивисты проектировали не только промышленные корпуса и цеха, но и жилые дома, клубы, дома культуры.

Зданий в стиле конструктивизма в Алма-Ате построили немного, а сохранилось и того меньше. Но они явно выделяются на фоне общей городской застройки и своими особыми чертами сразу запоминаются. В основном это здания административные, но есть и жилые дома.

Первым и самым известным памятником советского конструктивизма в Алма-Ате стал Дом правительства (сейчас Академия искусств имени Жургенова), построенный по проекту архитекторов Моисея Гинзбурга и Игнатия Милиниса в 1927-31 годах на перекрестке улиц Красноармейской (до этого Казарменной, а сейчас Панфилова) и Командирской (Кирова, Богенбай батыра). Мало кто знает, что проект этого здания стал в свое время победителем Всесоюзного конкурса Московского архитектурного общества.

Как сказано в профессиональном описании Дома правительства: «Архитектурнопространственная композиция построена на контрастном сопоставлении застекленных и глухих плоскостей и объемов. Каркас монолитно-железобетонный с мягким камышитовым заполнением, впервые примененный в практике строительства общественных зданий в Алма-Ате».

Любопытно, не правда ли? Ведь никто бы даже и не предположил, что этот знаменитый комплекс (а это не просто одно здание, их несколько) — мягко-камышитовый...

История здания очень даже интересная. До 1957 года здесь были и правительство республики, и Верховный совет (постоянно работал его президиум), и ЦК Компартии Казахстана. Потом здание отдали Казахскому государственному университету имени Кирова (КазГУ), и многие поколения выпускников этого ведущего вуза страны помнят его аудитории и зал, в котором проходили защита дипломов и сдача госэкзаменов.

Однако сегодня этот дом очень отличается от своего первоначального облика, потому что его неоднократно перестраивали и перекрашивали.

В одном квартале с бывшим Домом правительства в 1931-35 годах возвели Главпочтамт (первоначально — Дом связи), самый современный в Казахской ССР и тогда казавшийся очень большим и даже величественным. Он был частью ансамбля правительственных зданий на бывшей Казачьей площади (здесь был плац для парадов и смотра частей верненского гарнизона) и возведен по проекту архитектора Георгия Герасимова. Здесь когда-то размещались почтамт, телеграф, телетайп, международный и городской телефоны.

Строить надо было быстро, просто, но функционально

В период с 1928 по 1934 год рядом с кварталом правительственных зданий построили Центральное правление Турксиба, опять же по проекту Гинзбурга и Милиниса при участии инженера Андрея Прохорова. Любопытно, что это здание является аналогом московского Дома Наркомфина. Отличались первоначально они лишь размерами, сейсмозащитными характеристиками и назначением: одно — жилое, другое — офисное.

Но если московский вариант сохранил внешний облик до наших дней, то алма-атинский его собрат получил «обогащенные» навесные фасады еще в середине 1930-х — по новой тогда моде, до неузнаваемости декорировав все фасадные ленточные окна (со двора ленты окон оставлены без изменений, как и планировочные решения внутреннего объема секций).

Как и Дом Наркомфина, это здание — яркий образец «эпохи Ле Корбюзье», классический «дом на ножках», который был лет 20 полузаброшен, а в 2015 году отремонтирован и сейчас сдается под офисы.

Сохранилась и часть Дома наркоматов, что на улицах Панфилова и бывшей Советской (сейчас Казыбек би). Это один из клиссических памятников алма-атинского конструктивизма первой волны. Интересно, что сведений об этом доме очень мало, построили его в 1936 году, и даже имя архитектора узнать не удалось. Однако этот дом в виде буквы «П» несколько десятилетий был своеобразным деловым центром и города, и страны. В нем располагались несколько ведомств, в том числе Наркомфин, Наркомзем, Наркомстрой.

На первом этаже здания были пельменная и кулинария. Во второй половине 80-х часть здания, располагавшаяся вдоль проспекта Фурманова (сейчас проспект Н. Назарбаева) сгорела, и теперь на этом месте жилой дом. А в сохранившейся части долгое время располагалось кафе «Солянка».

Все, что осталось...

Но, как мы уже сказали, конструктивизм в архитектуре — это не только административные строения. Были в Алма-Ате и жилые дома в этом стиле, хотя сохранились из них, пожалуй, лишь два.

Одним из самых ярких памятников «жилого конструктивизма» был дом, который назывался «Жилкомбинатом No 1» на углу улиц Калинина (Кабанбай батыра) и Фурманова (Н. Назарбаева). Дом был деревянным, но производил большое впечатление на жителей центра города, потому что был аж в четыре этажа — невиданная в те времена редкость и строительная смелость. Кроме того, на фасаде дома имелись балконы, что также было для жилых домов новаторским.

Снесли его сравнительно недавно — в конце 90-х годов, и сейчас на этом месте сквер.

Сохранились так называемые «жилые дома ГПУ» вдоль современной улицы Наурызбай батыра, бывшей Дзержинского. Как следует из их, так сказать, народного названия, жили в них семьи сотрудников силовых ведомств: вначале — ГПУ, позже — КГБ и МВД. Тоже образчик позднего жилого конструктивизма, потому что построили их в период с 1947 по 1953 год. Архитектор этих домов нигде не указан.

Ну и, наконец, известные в городе «Жилкомбинаты» на Фурманова: No 2, No 3, No 4, построенные в 1935-1937 годах по восточной стороне между Кирова (Богенбай батыра), Виноградова (Карасай батыра) и Калинина (Кабанбай батыра). В качестве их архитектора указан М. Шугал. Это уже не деревянные, а кирпичные строения, но с некоторыми каркасными (не несущими) внутренними стенами. Дома эти еще называли «наркомовскими», так как в них селили работников советских исполнительных ведомств.

В целом период алма-атинского конструктивизма был довольно кратким и малопродуктивным. Он стал как бы переходным от прежней верненской эпохи к периоду «сталинского ампира», но тем не менее оставил и в истории местной архитектуры, и в облике города заметный след. Хотя и общепризнанно, что именно архитектурные достоинства этого стиля весьма и весьма спорны.

Строилось все в эстетике того времени — стиль этот считался символом перемен, ультрасовременным, в духе революционной эпохи, когда все прежнее хотелось если не сломать, но противопоставить ему пролетарскую строгость и функциональную простоту линий и форм.

Только некоторые из этих строений сохранили свой первоначальный облик, а точнее, единицы. Большинство же перестроили до неузнаваемости. Таков уж «алматинский стиль» — менять все и чаще всего менять лишь для того, чтобы именно менять. Тем не менее образцы архитектурного конструктивизма являются неотъемлемой частью наследия городского зодчества, тем более что почти все их проектировали выдающиеся архитекторы того времени, и они стали своеобразными памятниками эпохи постреволюционного романтизма.