Замкнутый круг

Там, где начинается бизнес, заканчивается наука

Евразийский творческий форум «Евразия-2025: безопасность, устойчивость и инновации», который вновь объединил ученых, деятелей культуры, искусства и представителей бизнеса. В числе прочих выступлений в одной из наиболее увлекательных секций прозвучала тема «Тенденции и проблемы развития науки сегодня».

Там, где начинается бизнес, заканчивается наука

Наука — основа прогресса

Спикером темы выступил Андрей Петрович Козлов — руководитель лаборатории нефункционализации генов Института общей генетики имени Н.И. Вавилова РАН, д.б.н., профессор. Во вводной части доктор дал определение понятия «наука» и обозначил наиболее уязвимые ее участки.

Принято считать, что миссией науки во все времена было открытие законов природы. В свою очередь, ее целью является создание новых научных теорий и естественно-научной картины мира. Наука предсказывает будущее и объясняет явления природы. Она создает научную картину мира, новое знание, чтобы человек правильно ориентировался в окружающем мире. Начиная с античных времен наука участвует в разработке новых технологий для решения встающих перед человеком проблем. Однако есть серьезные сигналы, которые говорят о том, что сейчас начался затяжной период «простоя».

«Двойственность — законы vs технологии — затрудняет понимание того, что такое, собственно, наука. Особенно, что такое современная наука, которая занимается в основном технологиями. Когда же соприкасается фундаментальная и прикладная наука, возникают проблемы.

В своей основе наука создала научный метод. Что это такое? Он включает формулирование научной гипотезы и ее проверку с помощью экспериментов и наблюдений. Важной частью научного подхода является создание научных теорий. Теория — систематизированное знание об определенной категории явлений. Она имеет основную гипотезу и определенную структуру — взаимосвязанные между собой разделы, описывающие разные аспекты изучаемых явлений. Теория предсказывает и объясняет явления природы в своей области.

Новые теории приводят к рождению нового знания. Они участвуют в создании новой научной картины мира и помогают решать нерешенные проблемы. Основная гипотеза, после того как она доказана, становится новым законом природы», — сказал Андрей Козлов.

Он добавил, что значительная часть наших знаний и культурных норм базируется также на историческом опыте и традициях. Знания, которые преподают в школе и университете, в основном получены наукой. Значительная часть технологий создана на основе открытых наукой законов природы. Наука решила много вопросов, в их числе новые источники энергии, новые способы передвижения, освоение новых сфер на Земле и в космосе.

Тупиковая ветвь

Однако оказалось, что наука, претендовавшая в эпоху просвещения на всемогущество, таковой не является.

«Наука может ошибаться. Наука может не учитывать некоторые последствия. Многие научные результаты не воспроизводятся. Научные революции XIX и XX веков сопровождались целым рядом непредвиденных негативных последствий, к которым можно отнести разрушение глобальных экосистем, загрязнение окружающей среды, возникновение лекарственно устойчивых микроорганизмов, гонку ядерных вооружений и т.д. Такого рода последствия ставят человеческую цивилизацию и саму планету Земля на грань существования», — констатирует Козлов.

Существует целый ряд чисто научных проблем, которые не решаются или решаются медленно, либо их решение стоит очень дорого. Один из аргументов — получение новых научных данных стоит все дороже и дороже. Это касается и медицины, где сегодня нельзя все проверить клиническими испытаниями из-за дороговизны процедуры. Как правило, средняя стоимость клинических исследований в терапевтических областях составляет от четырех до двадцати миллионов долларов. Еще дороже обходятся космические технологии: создание ракет, станций и т.п.

Профессор подчеркивает, что это обусловливает необходимость общественного диалога о возможностях науки и потребностях общества. Например, нужно ли финансировать инкрементную (пошаговую) науку, которая делает в основном одно и то же?

«Существует целый ряд фундаментальных неопределенностей: квантовомеханическая неопределенность, биохимическая неопределенность, неопределенность биосоциальных измерений. Оказывается, мы живем в очень приблизительном мире, где измерения приблизительны и зависят от обстоятельств. Особую тревогу вызывает приблизительность социальных и биосоциальных измерений. Здесь результаты неправильных или приблизительных измерений, неправильная информация, неправильное представление об окружающем мире зачастую ведут к катастрофическим последствиям, таким как войны. Серьезной проблемой становится качество информации, используемой в человеческом обществе. Мы видим, что в разных странах информация об одних и тех же событиях различается на 180 градусов. Это говорит, что что-то не так в нашей цивилизации, в ней посеяны семена саморазрушения», — говорит Козлов.

Не менее разрушительна и другая составляющая современной науки — финансы. «Там, где начинается бизнес, наука и здравоохранение заканчиваются», — утверждает ученый. Об этом свидетельствует, в частности, то, что самые передовые медицинские технологии стоят очень дорого.

Эксперт задается вопросом, для чего мы делаем всеобщую вакцинацию... Для того, чтобы получить прибыль или предотвратить эпидемию? Самый яркий тому пример — эпидемия коронавируса, к которой очень много вопросов. Некоторые страны, например Беларусь и Швеция, вели себя самостоятельно и отказались от ограничительных мер, что позволило сохранить их экономики. Ничего фатального там не произошло, нация не вымерла. Этот пример свидетельствует о том, что наука теперь стала бизнесом.

Очевидно, что участие бизнеса в здравоохранении приводит к серьезным проблемам. От этих вопросов нельзя просто отмахиваться. Они требуют глубокого изучения. Наука, здравоохранение, медицина и деньги — проблема, которую надо углубленно изучать, и по отношению к которой надо формировать государственную и международную политику.

«Поскольку на науку выделяются большие деньги из бюджетов и других источников, она сама стала бизнесом. Часто приходится слышать, что «дело надо делать», в смысле что не заниматься ерундой типа открытия законов природы и поиска истины. Наука должна работать, приносить доход. Вокруг науки образовалась целая сеть организаций, оказывающих услуги за деньги, ресурсные центры и т.п. Вся эта система учета цитируемости была создана как услуга, а потом автономизировалась и уже диктует условия. «Фабрики статей» на нужную тему. Наука как бизнес приводит к коррупции, извращению ее идеалов. В итоге она идет не туда, куда надо обществу. Я был в одной ученой международной комиссии, которая изучала вопрос наркомании. И мы открыли, что существуют журналы, которые финансирует наркомафия, которые печатают научные статьи в пользу наркомафии. А мы должны их учитывать, поскольку они напечатаны!» — говорит Козлов.

Время перемен

Эксперт говорит, что текущие реалии приводят к кризису современной науки: дефициту новых открытий и новых законов природы, проблемам с новыми теориями, участию науки в разрушении социальных норм и серьезных нарушений научной этики. То есть все делают примерно одно и то же, объем данных растет, но прорывов нет. А самая большая проблема заключается в том, что сейчас на первое место взамен открытий выходит... наукометрия. Она изучает науку с помощью количественных методов, анализируя такие показатели, как количество публикаций, цитирований и другие статданные для оценки научной деятельности и определения вклада в науку.

«Сначала делаем примерно одно и то же, потом друг друга цитируем. С нашей точки зрения, ложная цель. Конспирологические версии о возникновении наукометрии придумали специально, чтобы ограничить развитие науки. Это подтверждается примерно одновременным прекращением разработки новых теорий в биологии и физике. В основах физики мы не видели прогресса с середины 1970-х годов, когда была завершена стандартная модель физики элементарных частиц. Поскольку наукометрия основана на англосаксонских показателях, ориентирована на показатели англосаксонских журналов, она имеет прямое отношение к вопросу суверенитета национальных наук», — говорит Козлов.

Профессор приводит пугающую статистику: более половины статей в области онкологии невозможно проверить, а те, которые можно проверить, дают другие результаты.

В своем выступлении ученый подводит к тому, что современная наука должна продолжать выполнять свою первоначальную миссию, решать нерешенные проблемы и создавать новые технологии. В современных условиях акцент должен быть сделан на открытии новых законов природы, обобщении огромного количества научных данных, создании новых научных теорий и принципиально новых технологий.

Ученый предлагает навести порядок в науке, что подразумевает ряд конкретных шагов: «почистить» науку от неправильных результатов и оградить от неправильных влияний; отказаться (!) от наукометрии: создать содержательные критерии оценки научной деятельности; сформулировать новые этические запреты и основополагающие положения научной политики; определить границу между наукой и технологиями, фундаментальной и прикладной наукой в научной политике.

«Я верю, что евразийские страны в эпоху глобальной перестройки способны предложить миру модель науки, основанную на идеалах и содержательном подходе. Считаю, что идеалы науки сильнее бессодержательного формального подхода, основанного на показателях и рейтингах», — заключил эксперт.

Открытие человеком новых законов природы может влиять на развитие Вселенной, но при условии, что наука выйдет из замкнутого круга, в котором находится несколько последних десятилетий.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

...
Сегодня
...
...
...
...
Ощущается как ...

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру